Экватор дополнения «Во имя Царя» — карта «Царицын», где в центре стоит огромный Александро-Невский собор. Внутри ни на секунду не смолкают выстрелы, буйные выдохи огнеметов, бабий вой и предсмертное конское ржание. В стенах собора обычные, в целом, для Battlefield 1 вещи приобретают какой-то особенный окрас — представьте, что вы вдруг вскрикнули в храме, сложная акустика которого способна облагородить даже ваш неказистый тенорок. Сложно, конечно, вообразить такое в уме — но это и не нужно, если вы хотя бы раз попадете внутрь собора в «Царе». Живописный звук, как принято у DICE, одна из самых сильных сторон нового дополнения для Battlefield 1. Щелчки снайперских винтовок будто звон ударов пастушьих кнутов отскакивают от избушек и улетают куда-то в горы, рассеиваясь в морозном воздухе. Как мы уже писали в рецензии на оригинальную Battlefield 1, нет ни одной другой игры, которая так точно передавала бы ощущение войны. Не в смысле дотошного отношения к деталям, необходимости полчаса наощупь ползать по лесу, а потом умирать от перелома ноги, из-за которого не получилось выбраться из затопленной дождем канавы. А с точки зрения передачи того сообщения, которое в нас и так, вроде бы, заложено с детства: война — это ад, из которого нет выхода, ты нигде не в безопасности, ни черта не видишь, со всех сторон грохот, в уже чумазое лицо тебе летит грунт, а в изможденное тело — осколки.

Battlefield 1 Во имя Царя обзор рецензия Отвратительные мужики

Кто-то может посчитать и даже уже изо всех сил авторитетно считает, что без сюжетной составляющей «Во имя Царя» не имеет смысла — но так могут рассуждать люди, которые вообще никогда не играли в Battlefield. Во-первых, если бы тут был какой-то отдельный сюжет, то он был бы никудышный, потому что в сетевых шутерах последних, наверное, десяти лет это всегда так. Во-вторых, он тут просто не нужен. Неповторимый сценарий здесь сам собой появляется каждый матч, и он не про диалоги или там кат-сцены, а про отчаянное, напряженное участие в главном. Сюжет в классическом виде не нужен этой игре даже в качестве короткого обучающего режима — потому что навыки, которые вы там получите, вряд ли закалят накануне реального боя. Иными словами, даже если бы тут была кампания, и вы бы прошли ее без единого ранения, принципиально стреляя противникам только в головы, то от первого же многопользовательского сражения у вас бы все равно потекло по штанине.

Убивают постоянно. Вплоть до того, что с середины получасовой партии в «Захвате» можно даже не успеть понять, где вы очутились — и тут же вернуться на экран ожидания. Это не преувеличение: карты огромные, запомнить все маршруты и ориентиры с первого, второго и двадцать второго раза невозможно физически. Вот тут, вроде бы, был дом, дерево и памятник, но теперь на их месте только печка, обгорелые доски и какие-то камушки. Как только вы поняли, что эти камушки минуту назад и были тем самым памятником, вы умерли.

Battlefield 1 Во имя Царя обзор рецензия Отвратительные мужики

Иногда «Во имя Царя» показывает такие ситуации, когда ты просто не можешь не сделать скриншот. Ладно, не иногда. Почти всегда.

В отличие от многих других многопользовательских игр, такая частота смертей не отталкивает и не бесит. Злит, конечно, но в основном потому что сам дурак — полез куда-то, не лег, не обернулся, промедлил. Когда в бою участвуют 64 человека, невозможно задержаться где-нибудь надолго. Или снесут вместе с укрытием, или переедут танком, или заколют штыком, или конем затопчут, или фугас с неба упадет. Но кураж преобладает, поэтому ты сотый раз возрождаешься и упорно бежишь атаковать заданную командиром отряда цель. Этот цикл может продолжаться сколь угодно долго, особенно если вы только начали играть, но потом обстоятельства вдруг складываются таким образом, что вы совершаете самый настоящий подвиг, от которого хочется выпрыгнуть из штанов — вот ради этого-то вы и страдали.

козьмакрючков

Все эти тезисы, конечно, актуальны и для исходной игры и, пожалуй, для любой Battlefield вообще. Но вот что здорово отличает «Во имя Царя» от всего, что происходило с игрой прежде, так это обстановка. Да, мы ждали появления войск Российской империи, но даже не подозревали, что такие гиганты, как Electronic Arts и DICE, поднимут тему Гражданской войны в России. Неоднократно говорилось, что это богатейшая почва для исследования разработчиками: только представьте себе Red Dead Redemption про «Неуловимых мстителей»!

Творческого шага в эту сторону ожидали от кого угодно, особенно от патриотически настроенных российских студий, но не со стороны издателя, который уже много лет выпускает продукты формата «Для всех». Спортивные симуляторы, ролевые игры с универсальными названиями и политкорректными сюжетами; чем ниже возрастной рейтинг — тем лучше. Наверняка и за «Царем» стоит вполне конкретная маркетинговая задумка (про Россию в политическом смысле сейчас говорят все), но даже если так — это куда более элегантная отработка новостной повестки, чем очередная игра про злых русских или каких-нибудь террористов. Battlefield 1, оставаясь форматом для часовой медитации перед сном, с выходом «Во имя Царя» коснулась того, что прежде оставалось за скобками попсового подхода к военным играм. Уникальный во всех смыслах случай, не пропустите.


Дополнение «Во имя Царя» в продаже с 19 сентября для PC, PlayStation 4 и Xbox One. Требуется наличие оригинальной Battlefield 1. Вы можете выиграть полное издание игры для PC, приняв участие в нашем музыкальном конкурсе.