Каждый раз, когда заходит речь о современных метал-бандах, которым суждено стать классикой — всплывает имя Gojira. К выходу первого за пять лет альбома Fortitude самое время разбраться, чем же эти французы так хороши, какую музыку они играют — и как влияют на всю метал-сцену.

Состав Gojira не меняется уже более двадцати лет

Группу в 1996 году основали два брата: вокалист и соло-гитарист Джо Дюплантье и барабанщик Марио Дюплантье, которому тогда было всего 14 лет. Произошло это в крошечном (но очень живописном) французском городке Ондр. В том же году к ним присоединился угорающий по «Металлике» гитарист Кристиан Андрю и басист Александр Корнильон. Начинали они по классике — с джем-сессий в гараже. В 1998 году басист в группе сменился, на место Александра пришел Жан-Мишель Лабади — с этого момента состав группы не менялся. И это очень важно!

Если рок-группа — действительно группа, а не сольник одного участника с командой сессионников-исполнителей, то каждый музыкант коллектива влияет на ее звук. Такие группы со сменой единственного участника фактически перестают быть собой. С Gojira такого не происходило никогда — это всегда было коллективное творчество четырех конкретных музыкантов. Слушая дискографию группы, мы фиксируем постепенный прогресс именно группы, а не отдельных ее частей — и тем интереснее за Gojira наблюдать.

Gojira много лет аккуратно развивают звук и идеи, заложенные еще на первом альбоме

И это частично вытекает как раз из постоянства состава банды. Проще всего «Годжиру» описать как смесь техничного дэт-метала и «интеллектуального» прогрессива — в духе Opeth и Mastodon, с которыми французов сравнивают постоянно. На первых двух альбомах все, как водится, было куда тяжелее — с перекосом в сторону именно дэта. Но уже на концептуальном диске From Mars to Sirius 2005 года группа нащупала практически идеальный баланс тяжести, сложности и атмосферности. С тех пор более-менее резкие перемены произошли только на альбоме Magma 2016 года — в целом формула на нем старая, но тяжелая составляющая стала более качающей, более риффовой, в духе грув-метала. Свежий альбом Fortitude пошел по тому же пути. 

У такого аккуратного эволюционного развития есть свои плюсы. Группа вроде и легчает, становится доступнее, наращивает аудиторию, но в то же время сохраняет свою металлическую сердцевину. Gojira каждый раз звучит как Gojira, в самом хорошем смысле. Тот же Fortitude — очень прогрессивный, современный альбом, но с первых же треков не возникает сомнения, что это рубят те же мужики, что записали пробивной диск Terra Incognita в 2001-м. В этом плане лично для меня (и таких как я много) Gojira в какой-то момент подвинули и самих Mastodon. Их я тоже все еще люблю, но слушая новые треки — скучаю по старым. С Gojira такого не происходит. 

Оставаться самими собой «Годжире» помогает и постоянство лирических тем. Группа уже двадцать лет поет о духовности и природе, уделяя особенно много внимания проблемам изменения климата и загрязнения Земли. В этом плане на мировоззрение братьев Дюплантье сильно повлияло детство в маленьком курортном городе. Как и в случае с личными темами, популярными сейчас в мейнстримовом метале, тут решает честность. Банда затрагивает эти темы, потому что они их реально волнуют — это отпечатывается в музыке. Вокалист Джо даже как-то говорил, что если бы не музыка, он занимался бы экологическим активизмом. 

Gojira потрясающе звучат вживую

Важнейший пункт для любой метал и рок-группы. Какими-то дикими шоу Gojira не славятся — они просто идеально отыгрывают свои песни. Звук на их лайвах настолько насыщенный и «широкий», что некоторые фанаты предпочитают слушать не студийные, а именно живые записи группы. И в этом есть смысл: на первых двух альбомах банды своеобразное, неровное сведение, а ремастеров все не видать. Поэтому послушать олдовую классику от Gojira именно в живом исполнении — отличная идея. 

Gojira уже стали современной классикой — их признают ветераны сцены, а молодые группы на них ориентируются

Так, цитата из заголовка статьи принадлежит Майлзу Кеннеди, вокалисту признанной хэви-группы Alter Bridge. Также Майлз прямо говорил, что когда сочинял риффы для трека Native Son, он напрямую вдохновлялся песнями Gojira. А Рэнди Блай из Lamb of God был так впечатлен музыкой группы, что даже летал во Францию, чтобы договориться записать фит. И записал! Песня получила название Adoration for none и попала на альбом The way of all flesh 2008 года. Gojira часто называют новой «Металликой», причем эту мысль выразил, собственно, басист Metallica Роберт Трухильо в разговоре с Гизером Батлером из Black Sabbath. А вот что гитарист Кирк Хэммет говорил в 2016 году про альбом Gojira — Magma:

«Это невероятное произведение искусства. Альбом тяжелый, энергичный, капризный. В нем есть все, что вы хотите услышать — великолепные сложные ритмы, отличная игра на барабанах, отличные риффы, отличные песни»

Причем Gojira влияют и на группы, играющие музыку куда более тяжелую, чем их собственная. Среди главных источников вдохновения их называют музыканты легендарной дэткор-банды Thy Art is Murder, восходящие прямо сейчас металкорщики Spiritbox и Fit for an Autopsy, чей альбом мы называли лучшим метал-релизом в 2019 году

Главный на сегодня хит Spiritbox, в котором легко услышать влияние Gojira

И речь идет не только об абстрактном влиянии в духе «мы слушали Gojira и захотели сделать так же круто». Группа, к примеру, популяризировала гитарный прием Pick Scrape (иногда его называют Pick Slide). Суть его в том, что струны гитары глушатся левой рукой, а правой гитарист быстро проводит по струнам снизу вверх, держа медиатор под углом в 90 градусов. Получается резкий высокий звук, напоминающий выстрел из бластера. Сейчас дэткорщики постоянно вклинивают этот призвук в риффы — звучит он мощно, но привычно. А ведь разошелся прием именно благодаря Gojira и особенно их альбому From Mars to Sirius.

Да и статус самой известной французской метал-группы уже обеспечил «Годжире» место в истории. Тяжелая сцена во Франции богатая, но никто и никогда с нее не пробивался на мировую так же дерзко, как Gojira. По популярности сегодня они обошли даже Mastodon. 


Существует тысячи объективных причин, почему Gojira можно записывать в классику — да, их будут слушать и через 50 лет, а их влияние на другие группы будут подробно разбирать. Но главное, что банда просто пишет отличную музыку. Она может раскачать мош-пит, ее можно слушать вдумчиво, и в ней достаточно мелодичности, чтобы рекомендовать ее кому-то, кто далек от метала, но хочет в него въехать. По правде говоря, прослушивание альбомов Gojira от свежайшего к самым старым — на сегодня лучший и самый быстрый способ распробовать метал во всех его проявлениях.

«Было предчувствие, что мы записываем классику»: как Metallica писали альбом Master of Puppets