Десятка — потому что нужно себя как-то ограничивать. Слишком много было крутейших метал-релизов было в уходящем году. А выбирать лучшее всегда сложно. Особенно когда твои собственные вкусы спорят с исторической важностью релизов. Поэтому в этот раз — к черту историческую важность. Ничего важнее вкуса в оценке музыки быть не может. Никаких исключений, даже для TOOL. Вашему вниманию — десять лучших метал-альбомов года, которые мне по-настоящему понравились, их я точно возьму с собой в 2020-й. Без ранжирования. О чем-то я уже рассказывал в итогах года, но что-то специально приберег. А вы рассказывайте, что в 2019-м понравилось вам.

3TEETH — METAWAR

Я писал это уже сто раз, но напишу и в сто первый. 2019-й — отличный год для ню-метала. Жанр окончательно вернулся с того света и проник своими щупальцами в современную метал-музыку. Хедлайнерами направления, да и вообще одним из главных открытий года для меня стали 3TEETH. Их музыка — великолепная смесь Static-X, Мэрлина Мэнсона, индастриала во всех его проявлениях и современных кор-жанров. Бодро, мощно, с заниженными гитарами. Но группу не только слушать приятно, по визуальной части своего творчества они тоже угорают. Поэтому их лайвы и клипы — чистый кайф. Банда, кстати, относительно молодая — существует с 2013 года.

Уэйн Статик мертв, но его группа Static-X продолжает жить

Abbath — Outstrider

Abbath — это сольный проект, собственно, Аббата, бывшего вокалиста Immortal, который в 2015 году со скандалом покинул коллектив. А Outstrider — это максимально правильный блэк-метал для широкого круга слушателей. Единственное, к чему я могу придраться — типично-блэкерский вокал. Но это тоже классика, просто иногда сама музыка так душу рвет, что хочется чего-то более чистого и пронзительного. В остальном: мрачно, дух Сатаны витает в каждой песни, но при этом все мелодично настолько, что иногда на грани с неоклассикой. Я еще летом писал, что мелодически это один из лучших тяжелых релизов года. К концу 2019-го это не изменилось.

Десять лучших метал-альбомов лета 2019

Year of the Knife — Ultimate Aggression

Дикие и молодые панки из Делавера. С одной стороны, приверженцы жесткого самоконтроля, ярые стрейт эджеры. С другой — энергией своего музла они разносят клубы и головы. Это сырой, классический панк-хардкор. Будто каверы на какой-то ярый жанровый андерграунд из восьмидесятых слушаешь, а не современную музыку. Никаких примесей и экспериментов. Только разрывающие риффы, первобытная мощь и истеричные вопли. И это один из первых релизов 2019 года!

Sunn-O))) — Life Metal

Музыка с альбома Life Metal — живой пример выражению «стена звука». Это не просто дроун или дум. Это булыжник, железобетонный блок, скала, окаменевшее небо, падающее тебе на голову. Атмосфера чернее ночи, хотя, вроде бы, мелодически в этом году были и более мрачные релизы. 

Под такую медленную музыку нужно, вроде бы, расслабляться, погружаться в транс. Но нет, за этим на новый альбом Pelican. Если уж включил Sunn-O))) — ты будешь в музыке Sunn-O))) и больше нигде. От нее невозможно отвлечься. Невозможно думать свои мысли, когда мужики в балахонах вдалбливают застывшие во времени риффы тебе в уши. Однажды, правда, мне удалось под Sunn-O))) уснуть — снились кошмары, не рекомендую. Кстати, группа в этом году выпустила еще один альбом — Pyroclasts. Можно считать, что это место он занимает вместе с Life Metal.

The Devil Wears Prada — The Act

Никогда не был фанатом этой дейтонской банды, хотя они рубят металкор аж с 2005 года. Но в 2019-м лучший металкор-альбом — за ними. Так что, если в подборке вам не хватает As I Lay Dying, Norma Jean, Killswitch Engage, Of Mice & Men или еще кого-то подобного — все тут, за могучими спинами The Devil Wears Prada. 

Альбом The Act — концептуальная, глубокая пластинка, но чтобы ее полюбить, закапываться не нужно. Это металкор на грани классического метала, уходящего едва ли ни в дум. Злая бунтарская музыка, иногда погружающая в мрачно-задумчивое настроение, иногда в романтичное. Риффы прямо в душу и пальцы — такое хочется немедленно разучивать самому. Вокал местами, внезапно, начал напоминать TOOL, подавшихся в скримо (лучший пример — песня Wave of Youth). А еще именно на The Act вышел лучший эмо-трек года, уже этим альбом заслужил свое место — называется песня Please Say No.

Blood Incantation — Hidden History of Human Race 

Blood Incantation делают музыку, в существование которой я без них не поверил бы. Современный, ритмичный, нескучный дэт-метал! При этом вдохновляются они как раз таки классиками жанра вроде тех же Death. Главная концепция их музыки — аккуратное смешивание дэта с психоделикой и прогрессив-роком. Пропорции такие, что уникальный звук вырабатывается, но за пределы основного жанра он не улетает. 

На самом деле, на новом альбоме есть и другие примеси. Дэт-метал-основа иногда клонится в сторону дэткора, становится более энергичной. Иногда в микс влетает мелодика, эпичные соляки и даже этника. И психоделика, да. Ее много. Как я люблю говорить — пока не послушаешь, не узнаешь, что тебе такое очень нужно. Собранный, профессионально написанный и записанный релиз, который слушается на одном дыхании. 

Cult of Luna — A Dawn to Fear

Cult of Luna — это шведская банда, которая играет максимально тягучий, жесткий постметал еще с девяностых. Apple Music утверждает, что A Dawn to Fear — их самая тяжелая запись. Так и есть, готов подписаться. От альбома веет нездоровой оккультной атмосферой. Поэтому я его советовал к прослушиванию под сочнейшие арты из Bloodborne. Но и без них альбом бесподобен. 

Объективно описать его звук не могут даже сами музыканты, куда уж мне. Скажу только, что запись очень плотная и цельная. Семьдесят минут проносятся, как одна. Ни одной лишней ноты, ни одного лишнего звука. Альбом часто меняет настроение, от оккультно-зловещего, до грустно-мечтательного, но швы заметить просто невозможно. Альбом-путешествие, который я рекомендую всем. Тексты песен, кстати, официально открыты для интерпретаций, так что можете надумать, что вам нравится, прямо как в той же Bloodborne.

Жуткие арты Bloodborne и свежий альбом Cult of Luna

Korn — The Nothing

Korn собрали ню-метал в том виде, в каком мы его знаем и привили мне любовь к тяжелой музыке. История у группы долгая и сложная, падений было не меньше, чем взлетов. Альбом The Nothing – не очередная попытка угодить фанатам (хотя на нем есть волынка!), а долгожданный шаг вперед. Эмоциональные, пронзительные тексты и пугающий вокал Дэвиса, который так искренне изливает душу. Удивительно, что группа все еще способна на такое, спустя двадцать пять — и даже больше — лет. Да и музыкально все прекрасно. Банда оказалась на волне ню-металкора. Их фанковые-ритмы и слэповый бас на месте, но по тяжести все это вплотную приближается к дэткору. Дэвис даже гроулить больше начал. А ведь могли в модерн-метал податься. 

Ультимативный гид по творчеству Korn

Candlemass — The Door to Doom 

Candlemass — самая старая группа в нашей подборке. Эти шведы — пионеры дум-метала, между прочим — на сцене еще с начала восьмидесятых. The Doors to Doom — их первый за семь лет альбом. Но это еще что, ведь на нем в качестве вокалиста вернулся Йохан Лэнгквист, с которым банда десятки лет назад выпустила свой дебютник. Единственный до 2019 года альбом с Лэнгквистом и лучший в дискографии группы.

Стоило ли ждать столько лет? Есть ли на современной сцене место для старых думеров, столкнувшихся с творческим кризисом? Год назад я не был бы уверен в ответе. Но сейчас, после выхода The Doors to Doom, уверенно говорю — да! Не альбом, а живая классика метала. Он хорош целиком, но хватило бы и двух песен. Bridge of the Blind — навылет пробивающая метал-баллада, способная разжечь мою периодически угасающую любовь к классическому металлу. А Death’s Wheel — едва ли не лучший пример классического дум-метала. 

Fit for An Autopsy — The Sea of Tragic Beasts

Blood Incantation в 2019-м раскачали дэт-метал, а Fit For An Autopsy — дэткор. И тут еще можно поспорить, что было сложнее. На мой взгляд, дэткор — это один из самых консервативных жанров в современной музыке. Даже в металкоре разнообразия больше. Каждый год выходит масса крутых дэткор-треков, под которые хочется уничтожать мош-пит. И почти нет таких, чтобы захотелось на репит и вспоминать через год. 

К счастью, в этом году есть альбом The Sea of Tragic Beasts. Жесткий настолько же, насколько и красивый. Это еще не мелодик-дэт, но рядом. Риффы в лучших традициях Thy Art Is Murder, но еще и с чистым вокалом. Чистым, но каким грубо-прямым, под стать музыке. Бластбиты, блэкерские гармонии, поэтичные тексты — все на нужных местах. The Sea of Tragic Beasts — лучший метал-альбом 2019 года. А титульный трек — лучшая метал-песня.