23 июня в российский прокат вышла подростковая драма «Межсезонье», основанная на реальной трагедии 2016 года. Двое влюбленных подростков в Псковской области сбежали из города, спрятались в загородном доме с оружием и, по официальной версии, застрелились во время полицейского штурма. Режиссёр Александр Хант, сделавший себе имя на дебюте «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», представляет собственный взгляд на эту историю.
Никакой государственной поддержки
«Межсезонье» попало в кинотеатры через пять лет после «Витьки Чеснока» — в России многое с того времени поменялось. Минкультуры и связанные с ним государственные фонды чаще поддерживают патриотично-военные картины, а многие киносети находятся на грани закрытия. Несмотря на это, бунтарская картина получила и прокатное удостоверение, и показы даже в удалённых от Москвы регионах.
В тексте про «Витьку Чеснока» на «Отвратительных мужиках» я допустил ошибку, написав об отсутствии госденег, так как Минкульт тот фильм поддержал. Но в случае с «Межсезоньем» это более, чем справедливо, так как в его производстве участвовали сами зрители. Финансирование картины частично пришло с краудфандинга, главных актеров искали через сообщество во «ВКонтакте», а внутрь картины вставили отрывки из обращений вполне настоящих подростков.
Настоящая трагедия
Один из самых популярных аргументов в вокабуляре критиков отечественного кино — это слабые сценарии. Даже признанные хиты, такие как «Стиляги», «Левиафан» или «Спутник» получали по шапке как раз за проблемы в повествовании. Александр Хант, вместе с соавтором Владиславом Малаховым, как будто перестраховались от такой проблемы — и взяли за основу настоящую трагедию с конкретной концовкой.
14 ноября 2016 года восьмиклассники Денис Муравьев и Катя Власова сбежали из дома. 15-летние подростки спрятались в одном из домов в поселке Струги Красные, но и там взрослые смогли их отыскать. Дети отказались выходить и, чтобы не подпустить полицейских, обстреляли патрульную машину.
После нескольких часов переговоров бойцы специального отряда СОБР начали штурм. Родственники Дениса и Кати до сих пор уверены, что своими действиями правоохранители спровоцировали школьников на суицид — и их можно было спасти. В кино история немного иная, но основа вполне документальная. Как было на самом деле можно прочитать в этом репортаже или в этой статье.
Саундтрек
Еще один безусловный плюс «Витьки Чеснока» — это саундтрек. От группы «Грибы» до «Хаски» песни гармонично вплетены в повествование и дополняют характеры героев. То же можно сказать и про «Межсезонье».
И песня «Россия» за авторством Антохи МС, и хитовый припев «Типичной вечеринки с бассейном», и узнаваемый голос рэпера Face — точно запомнятся зрителям. Музыку тоже собирали по кусочкам: подросткам со всей России предложили прислать свои любимые песни, чтобы часть из них включили в саундтрек.
Получилось ничем не хуже той кассеты из «Стражей Галактики». Не слишком ли громко сравнивать Александра Ханта с Джеймсом Ганном? Ну а как еще, если не громко, когда речь о подростковом бунте.
Это. Очень. Красиво
Когда я хвалил «Витьку Чеснока» за операторскую работу, цветокоррекцию и крупные планы — это можно было списать на удачу, всё-таки это режиссерский дебют. Однако в «Межсезонье» красивых кадров ничуть не меньше, так что уже похоже на тенденцию.
В кадрах «Межсезонья» чувствуется и публицистическое нутро фильма (использование репортерской камеры), личное отношение авторов (характерные комнаты главных героев) и отсутствие надежды (прекрасные пейзажи перемежаются с «Красным и Белым», точками для микрозаймов и агитационными плакатами, оставшимися после выборов).
Важно также отметить, что оператором «Витьки Чеснока» был Даниил Фомичев, а оператором «Межсезонья» — Наталья Макарова. Несмотря на это, в новой картине сохранена преемственность и продолжаются идеи первого фильма.
Взрослые персонажи
Отечественные фильмы про молодых людей нередко страдают одинаковой проблемой — взрослые в них показаны однозначно и карикатурно, чтобы не отвлекать от главных героев. В «Межсезонье» у людей, старше 18 лет, есть достаточно времени чтобы раскрыться, так как зрителю важно понять, от чего бегут их дети.
И антагонист, и родители, и полицейские, и случайные прохожие в фильме Ханта представляют одну и ту же проблему, но с разных сторон. Они говорят, кричат, сидят в телефонах и смотрят телевизор — короче, делают все, чтобы не слышать тех, кто помладше. Просто посчитайте сколько знакомых вы узнали в коротенькой сцене в ресторане.
Внутри «Межсезонья» даже есть короткие интервью со взрослыми на улице. Герои задают им одни и те же два вопроса: «Довольны ли вы своей жизнью?» и «Делаете ли вы что-то, чтобы это изменить?» По словам режиссера, этого не было в сценарии, а стало придумкой исполнителей главных ролей. Даже если это неправда, придумка сработала.
У московской рок-группы «Казускома» есть незаслуженно недоцененная песня «Нельзя быть молодым». Её нет в саундтреке «Межсезонья», что кажется упущением. Песня перефразирует известный фразеологизм: «Легко ли быть молодым?». Молодые люди в России лучше всех знают ответ: не просто нелегко, а скорее, «не положено».