2023 в том, что касается игр, был потрясающим годом. Вышло какое-то невероятное количество прекрасных образцов. Многие читатели и критики не без оснований говорят о Ренессансе видеоигр или даже, чем черт не шутит, новом Золотом веке. Мы более аккуратны в суждениях, но, справедливости ради, впервые столкнулись с ситуацией, когда действительно тяжело выбрать лучшее. Поэтому делать итоги года были сложно, но это приятный уровень сложности. И не забывайте оставлять комментарии, наверняка мы упустили (или физически не смогли уместить) что-то важное.
Петр Сальников
Jagged Alliance 3
Jagged Alliance 3 — самая загадочная игра 2023 года. От нее никто ничего не ждал — спасибо разнообразным разработчикам, которые пытались поднять серию из могилы с 1999-го, а получалась, реально, нежить. Заручившись поддержкой соавтора первоисточника Иэна Керри, болгарская студия Haemimont, уже известная прекрасными стратегическими играми, сумела подобрать ключи к хитрым замкам Jagged Alliance, разобрать ее витиеватые речи и сделать то, что четверть века казалось невозможным. Если это не историческое событие, то я на ваши вечеринки не хожу.
Магия Jagged Alliance 3 непостижима. В разгар напряженной перестрелки оторваться от экрана невозможно даже по срочной, нестерпимой нужде — хотя технически игра стоит на паузе, никто никуда не опаздывает. Адреналиновый, головокружительный бой сменяется народной песней и приключениями в франко-африканских саваннах и джунглях с крокодилами. На континенте бушует зомби-вирус, а местные скрывают нулевого пациента; деклассированные делят между собой порт и затевают нехорошее; один из ваших подопечных избавился от зависимости, и теперь это вообще другой человек; шахты снова отвоевали бандиты, деньги кончаются, пора увольнять. Как все эти элементы, постоянно фигурирующие в приоритете, не смешиваются в утомительную стрессовую муть? А вот так, по волшебству. Одна из редких черт преступно многих видеоигр последних лет — гармония в самом широком смысле этого слова. Jagged Alliance 3 — это вершина гармоничного: бодрящего и успокоительного, по-идиотски смешного и по правде жуткого, выдуманного и настоящего. В оцепенении до самого конца — и как будто отлично отдохнул.
Слушайте подкаст RPG-кукуха о Jagged Alliance 3 на Boosty — с Антоном Логвиновым, Виктором Зуевым и Петром Сальниковым, а также читайте первые впечатления о ней:
Первые впечатления от Jagged Alliance 3
Денис Майоров
Дисклеймер: не ругайтесь, если не увидите в моём списке несколько особых хитов, хайповавших в 2023 году сильнее прочих. Мы о них ещё вспомним в другом тексте.
Dead Space
Даже хорошие игры, вышедшие в начале года к его окончанию немного забываются и размываются. Так произошло и с ремейком Dead Space, который многие яростно похвалили на релизе, но единицы вспомнили его в итогах. А ведь напрасно! Игра хороша технически — сейчас её довели до ума, она шикарно выглядит и отлично работает. Да и не только в графике дело — работа со звуком тоже эталонная. Тех, кто умеет бояться Dead Space точно напугает. А ещё ремейк не ломает атмосферу оригинала, а усиливает её — в том числе аккуратно дорабатывая нарратив прародителя. Сегодня таких игр мало, Dead Space — это уникальный последователь System Shock и Resident Evil 4, и он (субъективно) гораздо лучше ремейка самой Resident Evil 4.
Hi-Fi Rush
ААА-игра, казалось бы, невозможная в 2023 году. В ней нет открытого мира и прочих стопроцентно «рабочих» механик, который можно встретить почти в любом большом релизе этого года. Это артовый ритм-слешер, отсылающий к Jet Set Radio и в целом временам Sega Dreamcast. При этом сделана игра явно за деньги, а не за обещания лучшей жизни и бутерброд, а потом разработчикам и на компромиссы идти не пришлось. Hi-Fi Rush — это уникальный опыт, попробовать стоит всем, кто любит разные видеоигры.
Dredge
Инди-хит, о котором я за год то тут, то там рассказал, кажется, уже раз сто. Поэтому максимально кратко: концентрированная лавкрафтовщина про холодные ужасы в морском тумане. Исключительно нарративное произведение, рассказывающее цельную историю, а не тянущее из игрока бесценное время. При этом геймплейно — простенький, но залипательный симулятор рыбалки от начала и до конца.
Diablo 4
Весь год вокруг Diablo 4 вращались какие-то скандалы, что нормально для современной Blizzard. Игроки недовольны поддержкой игры, её сезонами, словами разработчиков, монетизацией и кучей других вещей, которые в случае с Diablo меня не интересуют вообще. Diablo 4 — это просто чертовски красивая, кроваво-готическая, богатая экшен-RPG. В ней можно сотню часов убить просто на прохождение сюжета и сайдов, среди которых хватает и самородков, кайфуя как двадцать лет назад от второй части. А дальше можно спокойно уходить и не возвращаться до выхода дополнения — и Дьябло побери все эти сервисные скандалы.
Final Fantasy 16
«Финалка» в этом году опять переизобрела себя, превратившись в удушающе пафосный (но в этом своя прелесть) и мрачный слешер с эпическим сюжетом. И еще более эпическими сражениями! Такой размах сегодня даже в God of War не встретишь. Но главное — игра сумела нарисовать осязаемый мир, населенный живыми героями. Я забыл их имена, но отлично помню характеры — а это редкость. Игру не особо оценили фанаты, а критики прокатили мимо всех номинаций — по тысяче разных причин. Не знаю, справедливо ли это, но от души рекомендую попробовать игру и составить своё впечатление. Как минимум, когда она вырвется из рабства эксклюзивности для PS5.
Super Mario Bros. Wonder
Nintendo опять сделала волшебный, ненапрягающий и умеющий удивлять платформер, сшибающий все преграды силой одного лишь геймдизайна.
Robocop Rogue City
Просто самый сочный шутер последних лет. Хоть и играешь ты неповоротливой турелью. Но как эта турель крошит уровни и взрывает головы! В старом игрожуре такие игры называли «спинномозговым развлечением» — и в этом нет ничего плохого. Душа таких игр тоже требует.
The Invincible
Очень красивый симулятор ходьбы по «Непобедимому» Станислава Лема. В этом году Starfield со всеми своими бюджетами, годами разработки и Тоддом Говардом пыталась показать, что такое таинственное космическое путешествие. И провалилась. А маленькая гордая The Invincible смогла — да ещё аккуратно дополнив оригинальный роман, не сломав его суть.
Владимир Бровин
Book of Hours
2023, несмотря на свое фантастическое изобилие в плане игр, стал для меня годом тотальной игровой импотенции. Меня не увлекло практически ничего из свежего, разве что Book of Hours — симулятор библиотекаря-оккультиста от создателей Cultist Simulator, о которой я однажды с удовольствием рассказывал.
Book of Hours, как и ее предшественница, полна древних тайн и увлекает уникальной мифологией. Вам предстоит восстановить библиотеку, построенную на руинах аббатства, собрать как можно больше книг, несущих древние секреты, каталогизировать их и, конечно, прочитать. Эта игра не может предложить вам ничего, кроме чтения и накопления знаний, но мир ее настолько хорош, что этого достаточно. Чего стоят только имена здешних богов: Кобылица в Ветвях, Солнце в Лохмотьях, Разделенный Волк. Том за томом вы исследуете оккультные материи, которые заставят вас повторять: «Черт побери, сумасшедшие, да как вы это придумали?».
Владимир Самойлов
The Bookwalker: Thief of Tales
В этом году в основном играл во всякие ламповые инди-игры. Главным открытием стала The Bookwalker: Thief of Tales — адвенчура о писателе, способном проникать в книги и вытаскивать оттуда всякие ценные артефакты. Путешествия по книгам напоминают сны: странные, где-то сентиментальные, жутковатые, но всегда очень изобретательные и самобытные. Как сны Владимира Бровина, только не настолько живописные.
Игра максимально дружелюбная, при этом с хорошим юмором и весьма добротной драматической линией. К концу ловишь себя на том, будто и сам прочитал хорошую книжку. Рекомендую однозначно.
Дмитрий Соколов
Mortal Kombat 1
Уходящий год был для меня богатым на мощные впечатления от игр. Я добил самую первую Dark Souls (внезапно загасив Первородное Пламя, хотя вообще-то собирался его заново разжечь), прошел милые адвенчуры It Takes Two (приятная неожиданность года!) и Untitled Goose Game, а также закрыл детский гештальт, пройдя две франшизы битэмапов: Streets Of Rage и TMNT (бессмертный из-за пиратского глюка Шреддер в третьей части подрывал мою уверенность в себе и убивал мои нервные клетки годами — теперь он получил по заслугам!). Но если говорить об игре 2023 года, с которой я собираюсь строить долгосрочные и насыщенные страстью отношения, это может быть только Mortal Kombat 1.
Да, новая часть далека от элегантной безупречности МК11, и в ней хватает эээ…. неоднозначных решений. Разрекламированная тема с камео-бойцами, строго говоря, уже была опробована в МК9 (и той же МК11), ничего радикально в геймплее не меняет, и как-то эффектно работает примерно в одном онлайн-бою из пяти. Фаталити, которые надо покупать за реальные деньги — такое себе, Netherrealm! Да и стильных шмоточек для любимой Милины хотелось бы побольше (в МК11 я мог менять ей наряд каждый день месяца, и что-то еще бы осталось!).
Но это все еще лучший файтинг в истории человечества. (Я знаю о существовании Street Fighter, Tekken и Killer Instinct, не говоря уже о Primal Rage; черт, я играл десятки часов даже в древний Shaq Fu и считаю, что это была вполне приличная игра!). Все классические механики на месте, а нововведения (вроде комбо в воздухе) добавляют остроты. Стиль, гармонично сочетающий эстетику фильмов 1980-х, льющийся через край пафос и кровопролитные сражения — тоже на месте. Даже отсутствие новых персонажей не очень расстраивает, потому что как только ты впервые видишь, как голова врага от мощного удара слетает с плеч, обагрив рухнувшее на землю тело кровищей… ты понимаешь: все в порядке. Хруст костей, истошные вопли боли, намотанные на кулак кишки — Mortal Kombat все еще хранит в себе достаточно необузданной, первобытной жизненной энергии, пронизывающей тебя насквозь с каждой победой. This is not a street fight, — говорит мой любимый выдуманный актер Джонни Кейдж, пробив противника ногой насквозь, и он чертовски прав. Твой выход, Джонни! Размажь их по асфальту, как в твоих лучших фильмах!
RCKTfngrs
Age of Wonders 4
Когда в последний раз вы бегали по квартире от восторженных чувств, полученных от игры? С обязательными криками о ВЕЛИЧИИ в телефон/чат. В этом году я обнаружил себя в экзальтации минимум дважды. Первый раз, когда запустил Age of Wonders 4 и услышал музыку в меню и сладкое «Your journey starts here». Второй — упав с наутилоида на пляж в Baldur’s Gate 3. Эти замечательные игры подарили сотни часов и десятки игровых ситуаций, которыми хочется делиться в надежде найти благодарного слушателя и, главное, услышать не менее офигительную историю в ответ.
Взять хоть последнюю на данный момент игровую сессию в Age of Wonders 4. Подземным наездникам на пауках в моём лице пришлось пойти в услужение мерзким хоббитсам, сколотившим могучую империю на поверхности. Зачем? Чтобы не проиграть третьей стороне — волшебникам дварфам. Теперь, не поругавшись с лидером мохноногих, нельзя было просто так взять и прийти к стенам моей столицы. Лидер хоббитов ненавидел меня, слал гневные письма своему новоявленному вассалу, но деньги он любил больше.
Несколькими ходами ранее бородачи решили избавиться от меня, признаюсь, весьма изящно: выкопали у моих границ логово чудищ, и я чуть было не проиграл каким-то гигантским борщевикам. Всё бы ничего, но момент был выбрал как нельзя подходящий: тронный город был ослаблен дракой с отрядом враждебно настроенного города-государства. И почему пауков никто не любит?
Всё, отскочил, отстроился, прикрылся хоббитами, вышел на генеральное сражение — и проиграл рассчёту дварфов на глобальный эффект, заставляющий войска драться друг с другом, если не прокинут кубики. Он заложился на защиту от магии, я — нет.
И подобные истории (даже лучше), за счёт множества механик, вы будете иметь удовольствие разыгрывать и наблюдать каждую партию.
Age of Wonders — чуть ли не единственная серия игр из моего детства, что не скатилась, не закрылась, не сменила жанр и не ушла новым разработчикам. Выход каждой части это праздник, событие, прощай реальность и здравствуй «Ещё… один… ход». Потные катки по сети и ленивый осмотр своих владений перед сном, с домиками и шахтами, под музыку недооценённого игровым сообществом композитора Михиля ван ден Боса.
Неожиданно, но четвёртая часть по полученным эмоциям уже почти на одном уровне с Shadow Magic (самостоятельный аддон для второй части; считается пиком серии). Казалось бы, мне уже не 15 лет, «быт убивает бэтменов» и другие причины быть мёртвым внутри, но «Эпоха Чудес 4» пробила эту броню словно бумагу; игра увлекает, удивляет, вдохновляет на проведение стримов по ней, написание материалов, чтение форумов и дневников разработчиков и просто попыток влюбить людей в эту пошаговую стратегию при удобном случае.
На сегодняшний день Age of Wonders 4 обросла несколькими патчами и двумя дополнениями. В ней стало больше всего, и практически все геймплейные изменения пошли игре только на пользу. На мой взгляд, за вычетом редких вылетов на рабочий стол и ошибок рассинхронизации при сетевой игре, в неё крайне весело играть именно против живого оппонента. С выходом ещё двух запланированных аддонов, она имеет все шансы стать моей любимой частью! В общем, 4х-стратегия 2023 года и ближайших пары лет точно.
Baldur’s Gate 3
Про Baldur’s Gate 3 скажу коротко: кооператив года. Лазить по этому миру с братюнями и творить свою историю было настолько увлекательно, что привело к созданию серии подкастов. В кои-то веки я понимаю и разделяю хайп по компьютерной игре. Она достойна ваших новостных лент, её НАДО играть, перепроходить, разбирать на составные части. И обсуждать, обсуждать, обсуждать. Лучшая ли это cRPG на рынке? Не уверен, но выглядит очень похоже. А для нехардкорного игрока? Весьма и весьма вероятно. А как эпическое приключение для группы товарищей? Пожалуй, да, высоко-высоко на вершине, с моей колокольни и не разглядеть.
Павел Зенцов
Total War Warhammer. Дополнения
Я, как любитель вселенной Warhammer и стратегий, с большим удовольствием наблюдаю за Total War Warhammer уже с самой первой части. Наблюдаю, потому что мой ноут его не потянет, а ради ее одной не вижу смысла ничего менять. Тем не менее, вселенная смерти, чернухи и прочего гримдарка манит. В 2023 самыми значимыми для меня событиями был выход двух DLC для третьей части Total War Warhammer. Первое, Forge of the Chaos Dwarfs, погрузило меня в жизнь злобных бородачей-хаосопоклонников, дварфов, поклоняющихся Хашуту, отцу Тьмы. Чудесные негодяи-работорговцы, в образах, сразу напомнивших мне, как любителю истории, Вавилон, Ассирию и вот это вот все, отлично выглядят и прекрасно себя показывают на карте мира. Наслушавшись лора, я еще больше проникся симпатией к этим злобным карликам и очень рад, что их нет на нашей с вами планете.
Второе DLC Shadows of Change порадовало не меньше — там появилась возможность сыграть за нового героя Кислева, отличной фракции-клюквы на основе образа славян, где есть зима, ледяные девы, водка, медведь, балалайка и прочее. В новом дополнении появилась Матерь Останкия — натуральная Баба Яга на санях, которые можно использовать как недальнобойную артиллерию. Еще один прекрасный пример развесистой клюквы, от которого по щеке сползает скупая скрепная слеза и хочется попросить медведя закинуть дровишек в ядерный реактор и налить водки. За здоровье, товарищ!
Александр Батов
Castlevania
Безусловно, этот год запомнился поклонникам многих жанров тем, что вышло просто огромное количество ремейков и переизданий старых классических игр. Quake 2 БАМ! Rise of Triad, БАМ! System Shock, БАМ! Анонсы Gothik, Max Payne, Prince of Persia, Final Fantasy и классических хорроров, вроде Silent Hill… БАМ, БАМ, БАМ! Это словно специально подобранный для старперов коктейль из отличных игр, бьющий одновременно по кошельку, ностальгии и отдающий дичайшим похмельем, когда понимаешь, что не успеваешь их пройти. И это не считая продолжения классических игр вроде Alan Wake или Baldurs Gate.
Пока остальные геймеры полировали свои волшебные палочки, или привыкали к роли Аватара я ждал, и как выяснилось не зря. Приятной неожиданностью и одновременно разочарованием для меня стала классическая серия игр Castlevania. Крайне спорный новый сезон анимационного сериала, лучшим моментом которого была музыка из игр и то, насколько фанаты бережно относятся к наследию детства.
К моему величайшему разочарованию, переиздание олдскульных игр идет крайне медленно, обе антологии пройдены назубок. Откровенно радует энтузиазм комьюнити, которые стараются реанимировать легендарную серию (уж простите меня за каламбур), не отходя от корней. Я вообще поклонник платформеров, так повелось еще с первых нинтендо. Как у истинного мазохиста, стоп-слово для меня не GAME OVER, а новый уровень сложности, перед которым стоит размять пальцы и продолжить снова. Удобное управление, рок-версии старых композиций и привычный геймплей образца 2023 года. Едва успев пройти Simon’s Quest, я был приятно удивлен, что автор фанатской игры уже практически готов выпустить продолжение легендарной третьей части. Не удивлюсь, если она станет моей игрой следующего года.