Да, с безумным размахом новой «финалки» не сравнится даже God of War: Ragnarök. Да и вообще игру можно сравнить даже не с God of War, а с бесстыдно (но прекрасно) перегружающей само понятие эпичности Asura’s Wrath. И хотя серия Final Fantasy почти всегда стремилась к зрелищности, до такого уровня она ещё не поднималась. А ведь это ещё и отличная RPG!

По сравнению с большинством старых «финалок», новая — это настоящее дарк-фэнтези

Тут прямо в кадре рубят руки и головы, издеваются над людьми и безжалостно вырезают целые деревни. Занятный отпечаток реального средневековья в фэнтезийном мире муглов и чокобо. Ничего шокирующего или чрезмерно детального, конечно, но до уровня «на грани» игра всё же дотягивается. Даже цвета в ней мрачно-приглушённые, в противовес почти кислотным краскам из Final Fantasy 15. И даже прически у большинства героев реалистичные!

Да и в целом настрой в Final Fantasy 16 с самого начала депрессивный. В мире игры всё крутится вокруг нескольких титанических кристаллов. Все доминирующие государства построены вокруг них. Огромные кристаллы можно дербанить на камешки поменьше и с их помощью колдовать — на этом общество и держится. Даже рыбу на прилавках торговцы охлаждают с помощью магии кристаллов. А когда кристаллов нет — всё разваливается.

Ещё общество сильно опирается на «носителей» — людей, от рождения способных колдовать без кристаллов. Впрочем, за людей их тут не считают. Носителей сразу отдают в рабство — родители с облегчением избавляются от них как от «монстров». Дальше им ставят позорное клеймо на щеку и эксплуатируют, пока они от постоянного использования магии мучительно не окаменеют. Хотя могут убить и раньше — собаками, например, затравить забавы ради.

А на фоне такого шаткого и откровенно гнилого мироустройства по земле распространяется мор. Он отравляет воду и превращает любые территории в серые безжизненные пустыни — из них бегут и люди, и монстры, начинающие с голоду подъедать селян на ранее спокойных землях. На момент начала игры едва ли не половина континента уже поглощена мором. Это не мешает государствам и их правителям-самодурам плести интриги и меситься в войнах за ресурсы, территории и банальную власть. Какие бы красивые дворцы и размеренную барскую жизнь нам не показывали в начале — сразу чувствуешь, что этот мир на самом деле в агонии.

Скриншот из Final Fantasy 16 для PS5. Обзор Final Fantasy XVI

Главный герой игры — Клайв — вчера был маркизом, а сегодня стал рабом

Из-за придворных интриг и вмешательства каких-то высших сил он потерял всё и даже больше. Клайв и сам немного «колдун», а потому после внезапного «переворота» получил то самое клеймо на щёку и на много лет стал рабом-убийцей на службе местной злой империи. Собственно, Клайв и до этих событий симпатизировал носителям, а тут он познал их быт на себе, что окончательно сформировало его взгляды, пусть и не моментально.

Из рабства Клайва вырывает Сид — мятежник, чудом устроивший в моровых землях комфортное убежище для носителей. У Сида две цели — спасти как можно больше носителей и в принципе изменить мир, даже если текущий придётся вырезать под корень. Клайв же сначала думает только о мести, но довольно скоро идеями Сида проникается.

Поначалу кажется, что Final Fantasy 16 не просто так порой сравнивают с «Игрой престолов», которой создатели игры правда вдохновлялись. Интриги плетутся, лидеры местных государств в кадре мелькают постоянно, цели у всех очень разные — от возвышенных до меркантильных. А Клайв с друзьями активно шныряет по миру и прорабатывает агентурную сеть под носом то у одних, то у других, потихоньку становясь врагом вообще всем.

Но на деле Final Fantasy 16 оказывается совсем не о политике. В центре здесь традиционный конфликт человечества и высших сил, а столкновения мировоззрений, политических идей и тема свободы — фон, хоть и важный для общей атмосферы. Так что с опаской относитесь к мнению критиков, которые говорят, что «Final Fantasy 16 это как «Игра престолов»» — они либо любят чрезмерно упрощать, либо дальше пролога не прошли, либо ничего не поняли. Центральный конфликт в игре избитый, да, зато он приводит к совершенно фантастическим замесам.

Скриншот из Final Fantasy 16 для PS5. Обзор Final Fantasy XVI

Масштабы сражений в Final Fantasy 16 поражают

Дело в том, что главный герой — не просто носитель. Ему выпало родиться доминантом. В мире Final Fantasy 16 доминанты — это единичные обладатели силы айконов, могущественных стихийных сущностей. Они хорошо известны по предыдущим частям серии (их ещё называют саммонами): Один, Бахамут, Ифрит и прочие Шивы с Титанами. Сила доминанта позволяет Клайву не только швыряться фаерболами, но и превращаться в огромного монстра. Стоит ли говорить, что игра будет регулярно устраивать нам стычки с другими доминантами?

Обычно Клайв влетает в бой в стиле Кратоса — такой муравей с суперсилами против слона на фоне пылающей саванны. Например, в первом же серьёзном боссфайте предстоит эпично месить огромную «гарпию» в сердце урагана. Ну а в финале обязательно происходит столкновение айконов. Тут уж масштабы могут достигать абсурдного уровня, почему я и вспомнил во вступлении горячо мной любимую Asura’s Wrath. Сцепившиеся айконы сметают замки и пробивают насквозь горы. И делают они это с максимально эпической постановкой и пафосом. Смотреть на это — чистый кайф. А ещё больший кайф — напрямую участвовать.

И тут самое время напомнить, что в Final Fantasy 16 слешерная боевая система, с которой разработчикам помогали авторы Bayonetta из Platinum Games. А главный дизайнер сражений Риота Судзуки ранее работал над Devil May Cry. Геймплейно новая «финалка« по сравнению с лучшими слэшерами, конечно, простовата — нет а ней такого уж разнообразия и гибкости в комбинациях и манёврах. Но её аддиктивность вполне на уровне той же Devil May Cry 5 — удары и увороты прекрасно ощущаются, благодаря чему и просто на «квадратик» давить приятно.

На самом деле глубина в боевой системе Final Fantasy 16 есть, она заключена в стихийных атаках-заклинаниях, которых можно экипировать до девяти штук и использовать в комбинациях. Но раскрывается система на высокой сложности, которая доступна только на втором прохождении. Да и до получения интересного набора заклинаний нажимать нужно слишком долго. И сражений с рядовыми монстрами, которых можно просто «затыкать« многовато. В общем — круто, но и проблемы есть.

Скриншот из Final Fantasy 16 для PS5. Обзор Final Fantasy XVI

И всё же Final Fantasy 16 — это один из лучших слэшеров последних лет десяти

Хотя дикие замесы — далеко не единственный плюс игры! В ней отличный сюжет и живые герои. Да, история в итоге оказывается не такой по-мужицки «взрослой», как кажется поначалу, есть в ней доля наивности, но за душу, как и положено, хватает. Мир прописан до мельчайших подробностей и не давит бессмысленными активностями. Многие сайдквесты здорово дополняют нарратив и с новой стороны раскрывают персонажей — как основных, так и второстепенных. 

Final Fantasy 16 — это отличная RPG в духе «финалок», выходивших лет двадцать, а то и больше назад. Она умеет погружать и обволакивать. Что-то ностальгическое в игре ощущается даже несмотря на современную картинку и DmC-лайк боевку. Каждый элемент игры можно обсуждать очень долго, копаясь в многочисленных плюсах и редких минусах.

Скриншот из Final Fantasy 16 для PS5. Обзор Final Fantasy XVI

Даже если отринуть запутанный лор игры и забить на сайды, останется восхитительный богатый экшен, легко уделывающий любых конкурентов, вышедших в последние годы. Он поражает и масштабом, и постановкой, которая не ограничивается спецэффектами и зрелищными ракурсами. В Final Fantasy 16 и уникальный арт, и правильная музыка, и ещё тысяча мелочей. Игра вытягивает минимум пару десятков часов жизни так, что и заметить не успеваешь. Если у вас есть PS5 — попробуйте, даже если раньше были холодны к серии.

Final Fantasy 7 Remake — рецензия Disgusting Men