В российский прокат вышел психологический триллер про успешного модельера, который внезапно обнаруживает мрачный секрет своего покойного отца. Все подробности о стильном слоубернере рассказывает Дмитрий Соколов.
Эльяс Барнес — фэшн-дизайнер, работающий в Париже над своей первой авторской коллекцией нарядов. Узнав, что в Канаде скончался его отец — давно не дававший о себе знать и живший очень уединенно — Эльяс бросает все, с головой погружаясь в похоронные формальности. Остановившись в отцовском доме, Эльяс осматривает комнаты, копается в вещах и вспоминает прошлое… а потом находит в подвале тщательно спрятанную дверь. За нею скрывается жуткая тайна, которая необратимо и беспощадно изменит не только представления Эльяса об отце, но и всю его дальнейшую жизнь.
«Наследник» интересен прежде всего филигранным сочетанием триллера и драмы в рамках простого (при этом реалистичного) сюжета. Хотя в фильме мастерски генерируется саспенс, основной акцент сделан все же на исследовании ситуации, в которую попал главный герой, и на человеческой психологии вообще. Ксавье Легран снял минималистичный, но затягивающий слоубернер о том, как ведут себя обычные люди в необычных обстоятельствах. Сказать больше, увы, сложно без спойлеров (а такое кино ими легко испортить).
Сюжет начинается с семейной драмы, продолжается как триллер, а в финале эффектно соединяет оба этих компонента. Причем изображенная в фильме ситуация, несмотря на ее дикость, вполне возможная, похожие истории были в самых разных странах, включая Россию, что подчеркивает всю трагичность положения Эльяса, вынужденного иметь дело с неожиданным (и кошмарным) наследством своего отца. На первый взгляд может казаться, что центральный твист выглядит калькой с недавнего хоррор-хита «Варвар», но «Наследник» обходится без мутантов-дегенератов или деформированных каннибалов, оставаясь в первую очередь рассказом об Эльясе и его реакции на происходящее.
Сценарий постоянно обыгрывает растерянность главного героя, создавая тонкий, но всепроникающий саспенс. После того, как Эльяс узнает о секрете своего отца, даже банальный разговор с соседкой или внезапный визит риэлтора становится испытанием для нервов, вынуждая беднягу действовать быстро и безошибочно, но при этом не вызывая подозрений. Впрочем, одной лишь находкой в подвале дело не ограничится, и вскоре Эльяс узнает другие, тоже леденящие кровь, подробности из жизни своего отца. Так что по части напряжения «Наследник» выстроен отлично: после нарочито медлительной первой трети темп и драматизм событий нарастают, достигая кульминации в сцене похорон.
Визуальный ряд превосходно поддерживает эту атмосферу нарастающей фоновой тревоги. По стилистике «Наследник» напоминает «Солнцестояние» или «Мегаломаньяка»: обилие длинных и статичных кадров, подчеркнуто «медленный» монтаж, без клипового мельтешения даже в редких динамичных сценах. Видеоряд (за который отвечает опытный оператор Натали Дюран) при этом весьма изобретательный. Уже самая первая сцена с модельным дефиле оформлена как гипнотически красивый видеоотчет, снятый почти одним кадром: красавицы в ярких нарядах грациозно проходят вдоль изогнутых скамеек со зрителями, с высоты напоминающих спираль из «Настоящего детектива». А во время эпизода в лесу, когда Эльяс выходит из машины, камера медленно поворачивается на 360 градусов, показывая окружающее безмолвие ночи. Операторское мастерство дополняется грамотной работой с цветовой палитрой. В кадре преобладают холодные оттенки черного и белого, не только напоминающие о мире моды, в котором работает главный герой, но и подчеркивающие контраст между спокойствием окружающих и нервозностью Эльяса.
Однако если добротный сценарий и продуманный визуальный стиль помогают сохранять напряжение в фильме, драматическая глубина здесь обеспечивается благодаря отличной актерской игре. Марк-Андре Гронден отлично воплотил образ погруженного в себя модельера, неспособного примириться с отцом, даже мертвым и давно исчезнувшим из семейной жизни. В полной мере его талант раскрывается даже не в эпизодах, где Эльяс беседует со знакомыми отца, а там, где он пытается справиться с обнаруженным в подвале ужасом, а также в сцене похорон, где эмоциональный накал достигает пика. Все остальные персонажи образуют не более чем фон для истории Эльяса, хотя из общей массы стоит выделить Ива Жака (знаменитый канадский актер с обширной фильмографией, из которой достаточно назвать культовую драму «Иисус из Монреаля») в небольшой, но критически важной для сюжета роли.
«Наследник» — фильм обманчиво простой, но психологически тяжелый. В нем нет ярких сцен насилия, цепляющих диалогов или головоломных твистов, однако достаточно безукоризненного саспенса и неприятных вопросов, порождаемых сюжетом, чтобы оставить глубокое впечатление. Это классический слоубернер: фильм, который развивается неторопливо, но затягивает необратимо, и после просмотра не вылетает из головы.