В российский прокат вышел постапокалиптический хоррор, в котором тяжело раненый (но полный боевого духа) Николас Кейдж спасает своих детей от неведомых чудовищ. Подробности о фильме — в рецензии Дмитрия Соколова.
Пятнадцать лет назад человечество проиграло войну за выживание. А сегодня суровый отец-одиночка Пол живет на ферме с двумя сыновьями-тинейджерами — Томасом и Джозефом, обучая их осваиваться во враждебном мире. Днем семья занимается домашними делами и иногда помогает соседям по хозяйству. А ночью необходимо наглухо закрыться в доме и быть настороже: из-под земли выползают мохнатые монстры, способные изменять форму своего тела.
До поры до времени жизнь идет без особых происшествий, но однажды Томас, возвращаясь домой, падает в расщелину посреди леса и теряет сознание. Отправляясь на поиски сына, Пол оставляет Джозефа следить за фермой… но солнце уже заходит, а это значит, что парню придется пережить ночь в одиночестве, отражая атаки хитроумных тварей, осаждающих дом.
Первое, что важно сказать: Кейдж на афишах здесь добавлен больше для солидности, чем для главной роли. Обманом такой ход назвать никак нельзя, наш любимый актер в кадре появляется часто, но лишь в начале и финале, зато в середине фильма он лежит на кровати, медленно помирая. Так что львиная доля экранного времени отдана молодым актерам Джейдену Мартеллу (юный Билл Денбро из новой экранизации «Оно») и Максвеллу Дженкинсу (сериал Вачовски «Восьмое чувство»).
Мальчишеский дуэт дополняет обаятельная Сэди Совералл (мелькнувшая в нашумевшем триллере «Солтберн») в роли их соседки Шарлотт, и на динамике отношений в этом трио выстроена вся драматическая линия. Так что по форме «Судная ночь в Аркадии» — хоррор о выживании, а по содержанию — история взросления. И давно знакомый расклад «семья в сельской глуши против мира, полного монстров» в фильме обыгран толково, хоть и без каких-то сногсшибательных поворотов. Главные козыри тут (помимо неизменной харизмы Кейджа) — густая атмосфера клаустрофобии, хорошо разыгранная драма и внезапно стильные чудовища.
Чувство растущего напряжения умело поддерживается за счет использования ручной камеры. Здесь почти нет масштабных панорам гибнущих городов или захватывающих постапокалиптических пейзажей, зато ощущение сдавленности пространства передается отлично. Даже в большом семейном доме Пола, где много комнат и свободного места, кажется, будто герои заперты в консервной банке, которую пытаются вскрыть монстры.
Клаустрофобная атмосфера подчеркивается работой со светом: на ферме Пола царит полумрак из-за слабых ламп, а ночью в кромешной тьме еле-еле мигают лишь редкие огоньки факелов. По настроению фильм сближается не столько с «Тихим местом» или «Птичьим коробом», сколько с более ранним (и менее удачным) «пандемийным» хоррором «Оно приходит ночью». Здесь тоже темно и мрачно, в центре внимания не монстры (хотя их показывают часто), но человеческие отношения, однако динамика выдержана намного лучше.
Акцент на людях обеспечивает прежде всего сценарий, завязанный на попытках братьев спасти отца и добиться помощи от соседей. При этом основная задача сама по себе предельно проста: парням нужна упаковка лекарств, но родичи Шарлотт не горят желанием делиться. Но в то же время хорошо подчеркивает сложности постапокалиптического быта.
Во многих фильмах о гибели мира герои как-то удачно обходятся без медицинской помощи (или умирают моментально), но «Судная ночь в Аркадии» выжимает из банальной ситуации неплохую драму. Ведь когда вокруг на многие километры нет ни единого врача, а по ночам наружу выползают злобные твари. Даже поскользнувшись по дороге домой, можно легко сыграть в ящик. После того, как ребята находят отца, разлад между ними растет с каждой сценой, а к конфликту братьев добавляется еще и влюбленность Шарлотт и Томаса, напрягающая родителей девочки. Так что самая длинная «срединная» часть фильма не буксует благодаря молодым актерским талантам. Любой, кто в сердцах срывался на брата или имел неприятный разговор с предками своей девушки, поймет Томаса и Джозефа.
К счастью, одними подростковыми разборками сюжет не ограничивается. Когда на сцене появляются те самые монстры, мирная сельская жизнь резко превращается в жестокую осаду. Режиссер Бен Брюэер грамотно нагнетает саспенс, долгое время не показывая чудовищ целиком, но оставляя простор для зрительского воображения. Зато в финале монстров покажут во всей красе. Чудища, похожие на вервольфов-мутантов с лошадиными мордами, двигаются быстро и атакуют стремительно, а в какой-то момент даже собираются в живое колесо (привет, «Зубастики 2»!), чтобы сожрать как можно больше людей разом.
Но вовремя вставший с кровати батя, конечно, даст им достойный отпор, хотя до утра доживут не все герои. Но самая эффектная сцена связана не с эпичным расстрелом тварей, а с их тихим проникновением в дом. Когда Пол уходит искать Томаса, Джозеф остается дежурить перед дверью. Едва мальчишка засыпает, изогнутая лапа монстра аккуратно проскальзывает в самодельный глазок у засова, и длинные кривые когти начинают медленно тянуться к неподвижному Джозефу. Он мирно спит, а когти твари все длиннее, все ближе к его лицу, чтобы проткнуть закрытые глаза — выглядит красиво и крипово. Толково обыграна и тема с передвижением существ: они умеют делать подкопы, и легко пробивают дощатый пол, создавая постоянную угрозу для людей, вынуждая их шкериться по углам и прыгать через огромные ямы посреди комнат.
Что касается недостатков, то глобально есть только две претензии. Во-первых, хоть ручная камера и помогает погрузиться в атмосферу мрачной фермерской жизни с монстрами, в ранних экшн-эпизодах она сопровождается избыточно мельтешащим монтажом, мешая разглядеть, куда там убежал монстр и что он вообще делает. Иногда такой подход помогает сохранять интригу, но чаще он отвлекает от потенциально стильных сцен.
Во-вторых, после стычки Томаса и отца Шарлотт из-за лекарств, парень ВДРУГ оказывается в руках выживальщиков, собирающихся наказать его за кражу. Помимо того, что сам конфликт (в той форме, в какой он показан) выглядит откровенно нелепым, появление кучи каких-то непонятных мужиков с ружьями не объясняется примерно никак. Как будто на финальном монтаже из фильма ни с того ни с сего удалили важную сцену с объяснением. Что ж, спасибо, что оставили перестрелку отморозков с монстрами.
Впрочем, общей картины эти недочеты не меняют. «Судная ночь в Аркадии» — камерный и атмосферный хоррор о том, как дети становится взрослыми. Пусть Николас Кейдж здесь выступает как приглашенная звезда второго плана, фильм и без его активного участия работает вполне добротно благодаря комбинации саспенса, драмы и экшна.