Шел двадцать первый день правления короля в фиолетовой мантии. Лагерь, некогда бывший скоплением палаток у костра на лужайке, превратился в замок; несколько рядов крепких стен по всему периметру охраняют дюжины лучников; навострены катапульты. Сам король в это время отсутствует. Он в лесу — преследует оленей, чтобы собрать как можно больше особей в стаю и пригнать ее к лагерю, у стен которого днем лучники промышляют охотой. В азарте погони за очередным грациозным зверем король не замечает, как стихает щебет птиц и набирает обороты пение сверчков. В лесу время суток не угадаешь — там всегда темно. И из тьмы под шелест листьев королю прилетает по затылку; корона падает на землю, кто-то ее хватает — а нет короны, нет и короля.
Kingdom — простая в своей основе, но до ужаса коварная и затягивающая стратегическая игра с необычным интерфейсом: вместо традиционного для жанра вида сверху предлагается антураж двухмерного сайд-скроллера. Как и в любой стратегии, здесь нужно следить за несколькими процессами одновременно, но перемещать камеру, энергично дергая мышью, нельзя: необходимо самостоятельно скакать туда-сюда на лошади и контролировать все дела, выделяя деньги на развитие из собственного королевского кармана. Буквально: чтобы построить ферму, срубить дерево, укрепить стену, вооружить существующий или нанять новый персонал, нужно подъехать к объекту на мерине и звонко отслюнявить необходимое количество золотых монет. Золото в Kingdom — единственный ресурс, хотя способов добыть его несколько: днем лучники выходят из лагеря, чтобы пострелять диких зверей; фермеры полют грядки — вся добыча в итоге конвертируется в золотые монеты, которые крестьянство беспрекословно и в полном объеме отчуждает державе, стоит кормильцу приблизиться к кому-то из работяг.
Управлять королевством напрямую запрещено: можно только инвестировать в перспективы, а подопечные самостоятельно решают, куда им бежать, какую сторожевую башню занять, какого зайца подстрелить. Это такая Majesty: A Fantasy Kingdom Sim в миниатюре или, если угодно, Dungeon Keeper, только вместо священного сердца подземелья здесь выступает босс собственной персоной — а из-за необходимости физически разъезжать по угодьям, каждая неприятность становится очень личной.
Проблемы чаще всего начинаются ночью: после заката на лагерь с обеих сторон набрасываются мерзкие черти, численность которых с каждым разом возрастает. Ночные атаки — проверка королевской дальновидности: все ли самодержец сделал верно и в верной ли последовательности. Подсказок нет: обучив базовым элементам управления (это ровно четыре кнопки: влево, вправо, вниз и shift, чтобы скакать быстрее), Kingdom оставляет пользователя наедине с лужайкой, темным лесом и оленями.
Каждое решение необратимо: нельзя приостановить или отменить неуместную стройку, разоружить рыцаря и выдать ему лук — а о том, что именно произойдет после инвестиций вон в ту груду камней, никто не сообщает. В самом невинном случае рабочие построят там еще одну башню; в наихудшем — установят какую-то совершенно новую постройку, с которой вы опять не будете знать, что делать. Как только ассортимент понятных вещей расширится до определенного состояния, игра превратится в упражнение на тайм-менеджмент — что тоже неплохо и вполне в рамках жанра, пусть и повернутого в профиль.
Этот процесс познания через пробы и ошибки обеспечивает Kingdom невероятную аддиктивность: за время написания этого текста я трижды отвлекся на Kingdom, потому что хочу скакать на коне каждый раз, когда вспоминаю про эту игру. Конкретно для меня это совершенно беспрецедентный случай: не блокбастер, не на консоли, с графикой а-ля 8 бит, запускается на OS X, но не StarCraft — хоть загадку загадывай.
Kingdom вышла в октябре 2015 года и была куплена на GOG (249 рублей).