5 января в Netflix вышел аниме-сериал Devilman: Crybaby, новая экранизация знаменитой манги семидесятых о ранимом подростке Акире, который перевоплощается в демона, сохранив человеческий рассудок, чтобы противостоять нашествию сил тьмы. Это не первая адаптация японского комикса: за оригинальной историей, которой сопутствовали многочисленные ответвления и вариации в бумажном формате, последовали ТВ-сериалы, три полнометражных рисованных фильма, один игровой и даже видеоигра для PSX. Ремейк состоит из десяти эпизодов, которые проводят зрителя через основную сюжетную арку становления человека-дьявола и его борьбы с демонами, заполонившими Землю.
Disgusting Men рассказывает, как изменился Devilman в 2018 году, и с чего начать его смотреть — а так же почему «Человек-дьявол» может стать отличной точкой входа в аниме даже для Отвратительного мужика.
Нет, я не фанат аниме, я фанат Devilman
Для начала небольшое предисловие: я не поклонник аниме, но Devilman — особый случай. Для меня он начался со второй части The Demon Bird, когда мне было лет, что ли, восемь (не садитесь смотреть это с детьми), и тогда происходящее на экране казалось чем-то невероятным. Именно «Человек-дьявол» впервые объяснил мне, что анимация — это не обязательно «Ну, погоди!» или «Король лев».
Потом по счастливой случайности на дачном VHS-развале была найдена первая часть The Birth, и уже значительно позже, когда в Россию массово провели интернет, обнаружилась третья и заключительная часть — Apocalypse of Devilman. Из академического интереса я посмотрел и игровой фильм, но лучше бы я этого не делал. Сериал, который шел в Японии с 1972 по 1973 год, я не смотрел, и мангу не читал тоже, иначе, вероятно, давно бы сошел с ума — хотя для общего представления читал о том и другом в многочисленных фанатских вики-сообществах.
Оригинальную трилогию Devilman я время от времени пересматриваю, и она, как и все лучшее в аниме, нисколечко не утратила своего неповторимого обаяния как с точки зрения сюжета, так и в смысле уровня визуального исполнения.
Сериал, выпущенный Netflix в январе 2018 года, я не без удовольствия проглотил залпом за один вечер. Общую картину я помню наизусть, хотя некоторые изменения в сюжете все-таки есть — ниже поговорим о том, с чего стоит начать, если внезапное появление «Человека-дьявола» в любимом сервисе про сериалы и новостных лентах вызвало у вас интерес.
Секс, насилие и демоны
Действие основных частей Devilman разворачивалось в современном мире, и в новом Crybaby происходящее актуализировано: в отличие от показанного в фильмах восьмидесятых, здесь у героев уже есть смартфоны и интернет, экшн-камеры и даже президент Трамп, имя которого не произносят вслух, но все и так понятно.
Более того, в определенный момент, когда интрига выходит за рамки частной и вырастает до масштабов апокалипсиса, по американскому телевидению о нашествии демонов говорят как о русском биологическом оружии, нацеленном против США, и наоборот.
Несмотря на то, что Crybaby дословно цитирует некоторые сцены былых фильмов, весь конфликт обрел более остросоциальные черты и сфокусировался на отношениях подростков, дискриминации тех, кто не похож на то, что ты каждый день видишь в зеркале, и трудностях взаимоотношений в семье. Меж тем, полнометражная трилогия носит характер куда более личной истории и сосредоточена на становлении, трансформации и внутренней борьбе героя. Про семью там тоже есть, конечно, но по-другому.
Если раньше главный герой проходил путь от уязвимого, но крепкого духом мальчика к крутому мачо с развитыми грудными мышцами и способностью разорвать любую материю голыми руками и заканчивал печальным, опустошенным одиночкой, то теперь он все больше ратует за то, чтобы люди разули глаза и посмотрели сами на себя. Довольно быстро выясняется, что в погоне за мнимой справедливостью и безопасностью они ничем не лучше адских демонов, и, испугавшись пары тысяч мерзких отродий, оголтело истребляют друг друга, охотно впитывая все, что говорит телевизор.
Это смещение акцента привело к тому, что Crybaby чаще занимается буквальным морализаторством, проговаривает очевидные вещи прямым текстом и забывает о личной драме, которая раскрывалась в The Birth, Demon Bird и Apocalypse. Слишком много общего и ощутимо мало частного.
Там, где старая трилогия углублялась в личность Акиры, его разум, трагедию и терзания, Crybaby в течение десяти серий только расширяет фокус — и вот вместо школы, вокруг которой вращалось повествование первых эпизодов, нам уже показывают ракетные установки, запускающие снаряды с Красной площади.
В связи с этим складывается ощущение, что Crybaby бежит по верхам, опуская многое из того, за чем было действительно любопытно наблюдать прежде. Сериалу отчетливо не хватает детализации, которой когда-то поразил меня Devilman.
Акира встречается с Рё, хватает его за руку и без лишних слов, развесив уши, бежит на вечеринку. В The Birth эта встреча носила характер загадочной, а Рё казался не спасителем в белом, а таинственным и опасным незнакомцем из далекого-далекого прошлого.
Встреча с матерью в Demon Bird — один из ключевых моментов для понимания личных мотивов и вообще сущности Акиры как человека-дьявола; это была одна из самых тяжелых и ужасающих сцен во всем сериале. Crybaby уделяет этому моменту от силы три минуты общего хронометража, а бой с Джинменом, (который теперь, оказывается, тоже, скажем так, родственник Акиры) поставлен так, будто самый харизматичный и узнаваемый демон вселенной Devilman просто проползал мимо. Аналогичным образом выглядит и встреча с Сирен, битве с которой посвящен весь второй эпизод, а Амон, демон-чемпион, которым одержим Акира, вовсе не появляется на экране.
Рок против наркотиков
От буквального недостатка детализации, на мой взгляд, страдают и сами демоны в Crybaby — тут они кажутся какими-то комичными, нарисованными очень схематично, тогда как прежде практически каждого беса было интересно разглядывать, пересматривая фильмы по несколько раз и подмечая новых уродов в толпе или разбираясь в какой-никакой, но все же логике их бытия.
Сцена шабаша, где происходит инициация Акиры (и других танцоров), которая раньше была поставлена как колоритная рок-дискотека, в новом сериале выглядит как рядовое посещение клуба «Пропаганда» в воскресенье вечером — и дело даже не во вкусовых предпочтениях зрителя, а в том, как это стилистически обставлено. Место, в котором демоны вселяются в людей — это танцпол с дип-хаусом? Да что вы в таком случае знаете о демонах?
Оригинальный саундтрек к этой сцене из The Birth исполнила японская метал-группа Anthem, с очаровательным японским акцентом интерпретировав в риффе песню Sabbath Bloody Sabbath понятно какого коллектива — это не только мило, это еще и так толсто, что даже тонко.
Остальная часть саундтрека близка к тому, что сегодня принято показывать в популярных мистических кинолентах и явно создана с оглядкой на музыку сериала Stranger Things — но, кроме электронных абстракций тут больше ничего и нет.
В то же время, послушайте, какая волшебная и самобытная музыка играла в Devilman: The Birth и Demon Bird — с точки зрения художественного замысла эти работы находятся на совершенно разных уровнях.
Так что же смотреть?
Если вы совсем не в курсе новеллы, но заинтригованы, смотрите «Человека-дьявола» в хронологическом порядке: The Birth (1987), Demon Bird (1990), Amon: Apocalypse of Devilman (2000), и уже затем Crybaby. Если вам изначально понравится затея авторов, то и новое Netflix-шоу вы посмотрите с удовольствием — пара тяжелых и неожиданных моментов там все же есть. А если вы в курсе и уже все посмотрели — добро пожаловать в комментарии, давайте обсудим. Open the gate, set me free!
Devilman: Crybaby доступен в Netflix с 5 января 2018 года сразу в виде полного десятисерийного сезона.