Кровь стынет в жилах от того, как визжит Олаф Трюггвасон по прозвищу «боров», когда копье, пущенное из засады, попадает ему в глаз. Однако его убийца, Болли Кровавая Ноздря, ликует недолго: его собственная отрубленная рука с фрагментом кольчуги летит в лужу, в которой уже барахтается изувеченное тело Угги Кнутрсона из Гардарики. Хохочущий Торбьерн Безухий носится по полю в боевом безумии, не замечая, что из его спины торчит топор.
«Черные», напавшие из засады, казалось, одерживают верх: их предводитель размахивает отрубленной головой ярла из Клонтарфа, не замечая, что конунг, их главная цель, уже бежит с поля боя.
Пока его воины отвлекают на себя внимание, правитель мчится к спасительному драккару. Наперерез правителю бросается Хульдин Брехливый, но ему лишь остается в бессильной злобе метнуть в сторону отплывающей ладьи свой топор. Попавший в засаду конунг сумел бежать. И, хотя его отряд разбит и с ним осталась лишь пара ярлов, для него это победа, ибо он выжил.
Примерно так викинги с фантазией представляли себе ход типичной партии в хнефатафл.
Что такое хнефатафл и в чем его «сюжет»?
Хнефатафл — настольная игра древних скандинавов похожая на шахматы, хотя ее правила намного проще, а любопытный «сюжет» позволяет представить все в красках. Тем более, многие из воинов, игравших в эту «настолку» сами наверняка попадали в похожие ситуации.
8 февраля стартует открытый бета-тест игры Ancestors Legacy — стратегии про славян и викингов. Прекрасный повод для того, чтобы узнать о том, в какую стратегическую игру обожали играть сами скандинавы во время изнурительных морских походов.
Хнефатафл (и ее производные) — это настольная игра с деревянной доской и фигурками воинов, которая была популярна у кельтов, скандинавов и саксов в IV-XII веках. Ее прообразом, скорее всего, стала ludus latrunculorum — напоминающая шашки настольная игра, любимая еще римскими легионерами.
Хнефатафл похож на сильно упрощенные шахматы с необычной расстановкой «воинов», которая рассказывает близкую каждому морскому разбойнику историю. Здесь есть место и стратегии, и удаче, и даже воспитанию важных для любого рубаки тактических навыков.
Если «сюжет» тех же шахмат и шашек прост — две равных армии под руководством мудрых военачальников схлестнулись вместе — то «сюжет» хнефатафла более увлекателен. Он рассказывает о подлом нападении на лагерь конунга, то есть короля викингов. Однако сам правитель не обречен: на его стороне есть дружина. Его задача — пожертвовать частью воинов, завязав бой и попутно сбежав на одну из клеток, обозначающих стоящую у причала ладью.
Один из игроков выступает в роли этого самого конунга и его дружины, а его противник — в роли нападающих, окруживших короля по всему периметру его лагеря. Цель первого — бежать или даже дать отпор и вырезать превосходящих числом противников (но это почти самоубийство). Цель предводителя засады — перебить дружину и взять в плен конунга. Что характерно, оба пытаются сохранить «в живых» как можно больше собственных воинов — победить малой кровью более почетно, чем одержать Пиррову победу.
Как играть в хнефатафл
В хнефатафл играют на поле разных размеров, но самые распространенные варианты — 9X9 и 11X11. Соответственно, разным будет количество фигур и их расположение. Однако общий смысл это не меняет. Все фигуры ходят как ладья в шахматах, то есть исключительно по прямой, но зато на любое расстояние вперед. Тем не менее, прыгать через чужих и своих воинов нельзя. Так что на деле и дружинники, и нападающие в толчее битвы редко ходят дальше пары-тройки клеток за раз.
Длину хода может определять бросок игральных костей, но это уже, скажем так, модификации для остроты ощущений, а не классика.
Для того, чтобы «зарубить» врага нужно окружить его двумя своими фишками с двух сторон. Но с конунгом все сложнее (на то он и конунг). Его нужно окружить с четырех сторон, хотя это правило не было универсальным — в разных местах скандинавского мира играли по-разному.
При этом «окружить с четырех сторон» — не значит окружить именно четырьмя своими воинами. Короля можно прижать к краю, зажать в углу или даже окружить вместе с одной из его фигур. Все это частности, но они становятся понятны по ходу игры.
Для того, чтобы сбежать, конунгу необходимо вступить на одну из четырех помеченных клеток по углам. Они обозначают ладьи, на которых король отчалит в укрытые туманом воды залива, оставив своих оппонентов грызть свои щиты в приступе злобы.
Как сделать игру в хнефатафл аутентичной
Часто доска для игры в хнефатафл делалась с расчетом на то, что игроки будут находиться в море, где волны могут раскидать деревянных «воинов». Фигурки делались со штырьками, которые вставлялись в отверстия в клетках — прервать игру мог только шторм, обезумевшая касатка или нападение других викингов.
В среднем игра идет 5-20 минут и игроки меняются ролями, чтобы в неравной борьбе за фигуру конунга все успели побыть и жертвой и нападающим.
Поэтому играть в хнефатафл лучше хмельным, на скамье драккара (или хотя бы на плоту), вместе с лучшим другом, который не выкинет вас за борт после десятого проигрыша за вечер. Многие часы практики в этой игре сделают вас не только тактически подготовленным к предательскому нападению на лагерь, но и хитрым, словно Греттир и дальновидным, словно Пальнатоки.