Скисшее пиво и теплая водка — далеко не самые отвратительные (и уж точно не самые экзотические) алкогольные напитки в мире. К примеру, раньше человечество, судя по всему, довольно часто изготавливало брагу из собственной слюны. Эта практика была нормальной и привычной, но, к счастью, до наших времен практически не дожила.
Остались только отдельные осколки: перуанская чича, бразильский масато и японское кучиками саке.
Веганское саке из собственных слюней
(На случай, если вы захотите сделать такое же)
Недавно на Vice была опубликована статья, в которой один из авторов, Джимми Ли Кертис Тейт, рассказал о собственном опыте получения алкоголя с использованием слюны. Штука в том, что он — идейный веган, считающий, что любое использование животных в пищу неприемлемо.
В своем радикализме Джимми дошел до дикой и забавной (даже на его взгляд) идеи: продукты животного происхождения гуманно употреблять только в том случае, если они сделаны из самого потребляющего. Начать свой крестовый поход он начал с самого важного, то есть бухла. Потому что с точки зрения последовательного вегана даже алкоголь не является веганским, ведь в его производстве эксплуатируются живые существа — дрожжи.
Журналист провел мини-исследование и выяснил, что можно формально обойти этот запрет, изготовив брагу из собственной слюны по древним рецептам. За основу он взял кучиками саке (kuchikamizake) — сорт японского саке, для изготовления которого рис сначала тщательно пережевывают, насыщая слюной, а потом сплевывают в горшок для дальнейшего брожения.
При всем своем радикальном веганстве Джимми — вовсе не навязчивый фанатик, а весьма самоироничный парень. Так что его рассказ о личном опыте вышел скорее комедийным, чем поучительным. Для того, чтобы сделать свой кучикаме, он не только следовал рецепту из интернета, но и консультировался со своим другом — крупнейшим специалистом по саке в Лос-Анджелесе.
До полной готовности брага из пережеванного риса должна была простоять у него в холодильнике пару недель. Запах из банки шел противный, выглядело все еще хуже, и каждый раз, когда Джимми открывал холодильник, аппетит исчезал напрочь. У экспериментатора началась настоящая паранойя: сначала ему начало казаться, что смесь испортилась и он просто траванется на смерть, потом он принялся думать о том, что его друг попросту разыграл его, заставив пить собственную прокисшую слюну. Несколько раз он порывался вылить жижу в раковину, но все же сдержался и дошел до конца.
Итог получился одновременно странным и неожиданным. Кучиками получилось действительно похожим на саке, но кислее на вкус. Несмотря на то, что лабораторные исследования показали, что в нем семь градусов, выпивший его Джимми почему-то вообще не почувствовал никакого эффекта алкоголя. Все старания были бессмысленны.
Подводя итог эксперимента, Тейт написал:
«Может быть, если бы я был в тюрьме или школе-интернате, я бы дал ему еще один шанс. Но лучше я просто схожу за бухлом в магазин».
Неолитическое бухло:
самые первые алкогольные напитки из слюны
Судя по всему, алкогольные напитки из семян злаков человечество изобрело задолго до того, как начало активно заниматься земледелием. И выглядели они действительно дико и первобытно: неолитическую брагу готовили по тому же принципу, что и упомянутое в статье Vice саке.
Женщина (а по большим праздникам и вся семья) садилась перед двумя чанами: в одном были зерна, другой был пуст. Она брала горсть замоченных и размягченных, либо вареных, зерен и начинала жевать их. Жевать нужно до того момента, когда во рту появится сладковатый привкус, после чего насыщенную слюной жижу можно сплюнуть в пустой чан. И так раз за разом, часы напролет. Заполненный чан с закваской оставался бродить на несколько дней, по прошествии которых можно было процедить и подать получившийся напиток крепостью около пяти градусов.
Весь фокус в том, что в человеческой слюне содержится амилаза — фермент, расщепляющий крахмалы до сахаров. Пережевывая зерна, человек делает смесь сладкой, то есть благоприятной для дрожжей. Дальше уже дело случая: дикие дрожжи, рано или поздно, попадут в жижу, а через какое-то время получится брага.
Понятное дело, что пережевывать виноград или иные плоды для этой цели не нужно: они уже сладкие. Метод имеет смысл только для злаков и корнеплодов. Иными словами, из картошки получилась бы прекрасная неолитическая жеваная брага.
Чича — южноамериканская брага из маиса
Словом «чича» в современной Центральной и Южной Америках называют целую категорию напитков из маиса: это и просто кукурузная брага, и безалкогольные напитки, вроде кваса (только с соком ананаса), и фруктовое пиво, и черт знает что еще. Однако изначально чича делалась именно по неолитическому рецепту: маисовые зерна тщательно пережевывались, сплевывались, после чего смесь бродила в горшках по несколько недель.
Чичу по заветам предков теперь делают разве что в совсем глухих деревнях в Андах. В документальном сериале Brew Masters, о котором мы уже рассказывали, был целый выпуск, посвященный путешествию в Перу ради того, чтобы снять процесс приготовления чичи в «диких условиях».
Выглядит на взгляд современного горожанина все действительно ужасно: перуанская тетушка, сидя в сарае, долго и скучая жует маис, неаккуратно сплевывает его и дает побродить. Готовую брагу цедят сквозь ткань и разливают по пластиковым бутылкам — напиток желто-оранжевого цвета выглядит неаппетитно, но ведущий заявляет, что вкус и запах у чичи неожиданно приятный, даже фруктовый. К тому же она довольно густая и питательная, такой вполне можно насытиться, если больше перекусить нечем.
Инки, живущие в Андах, так и выживали в условиях высокогорья: пили чичу и зажевывали ее листьями коки. Так что, справедливости ради, оригинальную чичу простые крестьяне любили не только за сытность, фруктовый привкус и алкоголь.
Кайюм или масато — тропическая брага из слюны и корнеплодов
У андской маисовой чичи есть еще более безумный на вкус брат — масато, брага, которую делают индейцы Амазонии. В принципе, с технологической точки зрения все точно также — прожевали, сбродили — но употребление масато любопытно с точки зрения местных обычаев.
Для брожения используются не зерна, а корнеплоды — растущий здесь маниок. Это очень сытная и простая в выращивании тропическая культура. К слову, сейчас в мире ее производят огромное количество, почти столько же, сколько картофеля.
Проблема маниока в том, что его корнеплоды ядовиты, они могут отравить человека цианидом, однако это решается растиранием и замачиванием. Так что к тому моменту, когда индейцы берутся за изготовление браги из маниока, он уже перетерт в жижу. То есть жевать его нужно гораздо меньше, чем маис для чичи. В этом смысле им намного проще, чем бражникам из Перу.
Зато масато играет в жизни амазонских индейцев гораздо большую роль, чем в Андах. Здесь это напиток ритуалов и клановых застолий. Поэтому женщины, делающие его, имеют над мужчинами некоторую политическую власть. Подав мужчине некрасивую чашу или масато с самого дна, она может унизить его (уронив в глазах племени) или, наоборот, возвысить, подав первому и в красивой чаше.
Впрочем, для действительно больших застолий индейцы делают масато всей семьей или даже родом. В этом случае вместо чана используется каноэ: в него сплевывают пережеваный маниок, и там же он и бродит. В этом случае напиток приобретает благородный кедровый привкус, видимо, впитав смолу из древесины.
Корреспондент National Geographic Молли Блудофф-Иннделикато, присутствовавшая во время ритуала употребления масато на правах почетного гостя, так описывает свои ощущения:
«Масато пахло как рассол от солений, приправленный гвоздикой. Отказ от напитка — это социальное самоубийство в Амазонии, поэтому я улыбнулась и сделала маленький глоток. Вкус был фруктовым, даже напоминающим херес. Затем я отпила больше, пытаясь понять, ощущается ли здесь чужая слюна. Вместо этого я получила кедровое послевкусие. Напиток из джунглей был невероятно освежающим».
Кучикуми саке — саке из пережеванного риса
Кучикуми саке, с которого мы начали рассказ — это еще один вид браги со слюной, традиция которого не прерывалась до наших дней. В переводе с японского его название буквально означает «саке, пережеваное ртом».
Идеальный кучикуми сделан не иначе как девственницей, имеет кислый вкус, белый цвет и при этом он должен быть мутным как плохо перегнанный самогон. Такой напиток использовался для ритуальных целей еще в 1930-х годах в некоторых храмах.
В действительности, до VIII века японцы, судя по всему, только такой саке и пили, разве что делала его не обязательно девственница. При этом нужно понимать, что технология изготовления нынешнего саке появилась гораздо позже и, к счастью, не имеет с кучикуми практически ничего общего. Отличия настолько велики, что считается, что оба напитка никак не связаны родственно — современный саке, видимо, не является продуктом эволюции кучикуми.
Чича, кучикуми саке и масато — это, конечно, любопытно и по-дикарски прекрасно, но остается только радоваться тому, что человечество открыло для себя секрет солода и плодовых вин. Иначе все мы до сих пор собирались бы в пятницу, чтобы отдохнуть с друзьями под стакан алкоголя с чьей-то чужой слюной.