Вы точно видели студенческие братства в американских фильмах — странноватые по нашим меркам организации, бытующие в университетах США. Их участники, похожие на смесь пьяных оболтусов и масонов, часто фигурируют в молодежных комедиях.
Они носят собственные цвета, имеют собственные секретные ритуалы, рукопожатия и пароли и живут в одном большом доме. А еще в их рядах процветает дедовщина и пьянство, и все они явно свихнулись на своей компании. В общем, государство в государстве с элементами мужского закрытого клуба.
Но почему они есть в Америке, но нет у нас? Ответ, как это часто бывает, кроется глубоко в истории.
В целом, в комедиях показана правда, разве что гипертрофированная, поскольку это пародии. О чем говорят значительно меньше, так это о том, что в студенческих братствах до недавнего времени бытовали садистские и унизительные ритуалы.
Кроме того, после учебы члены организации нередко держатся друг друга и помогают во взрослой жизни, и это нередко отдает кумовством и коррупцией. Многие государственные деятели (оба президента-Буша, например), во многом стали тем, кем стали, благодаря содействию своих студенческих братств.
Напоминает масонов, не так ли? Хотя по иронии, студенческие братства появились именно в попытке противодействия масонам.
Откуда взялись студенческие братства?
Корни этого вопроса нужно искать глубоко в истории. Все началось в XVI-XVII веках в Англии. Университеты тогда стали настолько престижны, что элита, даже короли, не гнушались отправлять своих отпрысков в какой-нибудь Оксфорд. Будущее королевское величество тоже ходил на пары, сдавал экзамены с похмелья и списывал у отличников.
В итоге складывалась любопытная ситуация: когда принц становился королем, он выбирал себе приближенных не из тех, кто поименитее или способнее, а из тех, с кем провел свои лучшие (то есть студенческие) годы.
В университете у него сложилась компания, с которой он прошел огонь и воду за пять лет. Так что он точно знает, что сэр Дорк — сказочно богат и родовит, но мямля и простофиля и, к тому же, лишился девственности позже остальных. А вот сэр Борк — из небогатого рода, зато во время облавы на бордель спас принца, рискуя репутацией, а также способен выпить бочонок вина и не захмелеть, да и заболтать может любого. В общем, идеальный кандидат на роль министра иностранных дел.
Иначе говоря, в университетах Британии сложился новый и очень эффективный социальный лифт (пусть и для избранных). Каждый раз, когда в университет поступал отпрыск королевского рода, вокруг него сплачивалась шайка, участники которой имели шансы остаться рядом с монархом до конца жизни. Это было вполне себе оформившееся студенческое братство — с ограниченным членством, тайными кодами, общими походами в бордель, попойками и драками, во время которых выяснялось, кто чего стоит.
Потом англосаксонская модель высшего образования перекинулась на колонии. Но по понятной причине она лишилась главнейшего социального лифта — близости к будущему монарху. До Американской революции это особо никого не заботило — все равно вся власть была сосредоточена на другом конце океана.
Потом американские колонии обрели независимость и проблема социальных лифтов в университетах стала актуальна и для них. Собственно говоря, так и появились студенческие братства. Тем более, за примерами ходить далеко не пришлось. Во-первых, были масоны — братства многое почерпнули у них. Во-вторых, был вполне естественный механизм студенческих компаний и товариществ. Вы сами наверняка нашли благодаря учебе друзей, с которыми общаетесь до сих пор.
Оба источника — естественные дружеские объединения и подражание масонам — и породили американские студенческие братства. Нечто похожее, впрочем, было не только в США: германские Studentenverbindung, например, существуют и по сей день. Но именно в штатах почва оказалась наилучшей, а потому и культура братств сформировалась прочная, в отличие от той же России (но к ней вернемся чуть позже).
Может показаться, что студенческие братства в Америке изначально созданы при поддержке университетов и созданы «сверху». Но все как раз наоборот. Дело в том, что после американской революции дети элиты захотели заиметь себе сообщества, вроде тех, что сколачивались вокруг монархов за океаном. Однако демократические веяния тому не способствовали. Объединяться в тайные общества, полные снобства, считалось недемократичным.
Быть масоном было уже не модно, и даже немножечко постыдно. Но страна нуждалась в кузнице элиты, а элита хотела отгораживаться от «плебеев», каким бы мощным ни был пафос демократии в стране. И первые студенческие объединения во многом напоминали те самые братства, сложившиеся вокруг принцев в университетах Британии.
Молодые люди снимали домик в лесу, где кутили, устраивали оргии с проститутками, а также читали, спорили о политике и музицировали. Позже, уже окончив университет, они поддерживали связи и помогали друг другу по службе. Поднявшийся повыше подтягивал товарищей на хлебные места, а те отвечали ему лояльностью. В том числе, и в коррупционных схемах, чего греха таить.
Первым известным и открытым студенческим братством стало «Фи Бета Каппа» (Phi Beta Kappa). Оно возникло в 1775 году в колледже Вильгельма и Марии в Виргинии. Собственно говоря, члены этого общества и заложили основу всего движения: придумали название, состоящее из трех греческих букв, переняли у масонов идею рекрутирования и ритуалы посвящения.
Ритуалы, кстати, часто напоминали древнегреческие религиозные мистерии, вроде Элевсинских, так что можно смело сказать, что братства изначально тяготеют к оккультизму, хотя сейчас это явно выродилось в бездумное повторение.
К примеру, одно из посвящений предполагало, что неофит всю ночь пролежит в гробу. Также в ходу были шествия, в том числе факельные. Новичкам часто завязывали глаза и производили болезненные действия — могли даже прижечь железом. Все это обозначало перерождение: новый член братства прошел через муки, ослеп, умер и снова воскрес — счастливый, просветленный и готовый к попойкам.
Все те же «Фи Бета Каппа» ввели практику хейзинга — студенческой дедовщины, цель которой — отсеять неблагонадежных и слабых духом, а также скрепить сообщество кровью и иерархией.
Так почему у них есть, а у нас — нет?
Из истории возникновения студенческих братств уже понятно, почему в США они прижились и расцвели, а у нас так и не развились. По своей сути они очень консервативны и отдают духом Средневековья. Мужское закрытое сообщество с дедовщиной, собственным языком и уставом — это или армия, или тюрьма. Для того, чтобы подобное сложилось в университетах, нужна серьезная средневековая база.
У нас, понятное дело, в средневековье развитой культуры университетов не было. И уж тем более никто в отечественные университеты наследников престола в XVI-XVII веках не отправлял, хотя бы по той причине, что отечественных университетов не было.
У нас университеты после своего появления при Елизавете стали скоростным социальным лифтом сами по себе. Сам факт поступления уже был источником статуса. К тому же, у российских дворян уже было подобное сообщество — собственно говоря, само дворянство. А уже внутри него можно было вступить во всевозможные клики, масонские ложи и так далее.
В итоге, в России студенческие братства не особо прижились просто за ненадобностью. Для их комфортного существования нужны были зачатки буржуазного общества, а тут с этим в XVII веке было туговато. Ну, а после революции, сами понимаете, ни о каких тайных братствах с псевдомасонскими ритуалами можно было и не мечтать.
Вот и ответ вкратце: в США есть студенческие братства, потому что в XVII веке английские монархи отдавали своих наследников в универ.