Одна из самых лучших вещей, которые можно делать с похмелья, — это смотреть выступления стендап-комиков. Проблема в том, что они должны быть весьма специфическими. Привычный формат, в котором за бойкой шуткой следует оглушительный смех зала, не подходит — иначе просто взорвется башка. Но есть отдельная категория спешлов, которые только и стоит смотреть с похмелья. Они неспешные, но остроумные и вызывают улыбку, но не хохот. Идеально!
Морган Мерфи
«Уйди по-ирландски» (Irish Goodbye)
«Я не бухала все то время, пока была беременна. Это были худшие четыре дня в моей жизни».
Субъективно Морган Мерфи — пока единственная женщина в стендапе, которая уделывает мужчин на сцене. Эта рыжая полуирландка-полуеврейка, напоминает Дарью из MTV-шного сериала, которая выросла и подсела на бухло, пьяный секс и антидепрессанты. На сцене Морган мрачна, цинична и, судя по всему, удолбана. Причем все это смотрится органично и естественно, образ не наигранный. Так что нет ничего удивительного в том, что она — подруга такого же нигилиста Дага Стенхоупа, и они периодически выступают на одной сцене.
В репертуаре Морган намеренно нет шуток, над которыми вы будете смеяться как угорелый. Все выстроено как размеренная, но очень крутая беседа в баре, где вам травят байки, постоянно вас же, зрителя, подкалывая. Желчное остроумие льется из Мерфи ровным потоком. Она — идеальный собеседник для похмельной или просто мрачной души. Но лучше всего то, что у нее нет самой распространенной проблемы женщин-стендаперов: она не пытается заигрывать ни с женской, ни с мужской аудиторией. Ее темы — вообще внегендерные: про житуху в хреновом районе, про то, что секс, если подумать, даже вполовину не так крут, как чизбургер, а криминальные шоу про убийства — самое смешное, что есть на ТВ. И прочее в том же духе.
А еще у нее смех обаятельного зомби на транквилизаторах — прекрасная женщина.
Норм Макдональд
Пес Гитлера, слухи и жульничество (Hitler’s Dog, Gossip & Trickery)
Норм Макдональд — это ну чисто твой дядька, который знает миллион историй и может уверенно, но остроумно выдавать их, плавно переходя от одной темы к другой. Неторопливый, обстоятельный, он расскажет тебе обычные, вроде бы, вещи так, что ты с удовольствием вытерпишь от него часовой монолог на тему кризиса среднего возраста.
Кажется, Норм Макдональд вообще ни разу не шутит за все выступление. Он — старой закалки человек, который не любит, когда рядом слишком громко смеются, и не дает для этого повода. Зато из его обычного дядькиного трепа постоянно узнаешь неожиданные вещи. Например о том, что в молодости он лет десять подряд жрал ЛСД или о том, что недавно он подумывал о самоубийстве, но «че-т поразмыслил мозгой» и решил, что еще успеется. А еще он умело прикидывается простаком, чем иногда напоминает помудревшего Гомера Симпсона.
Норм Макдональд — действительно норм.
Билли Коннолли
«Верхом» (High Horse Tour Live)
Если Норм Макдональд — это шотландский дядька с историями, то Билли Коннолли — шотландский дед с байками. Однажды мы уже писали о нем отдельный материал, так что особо не будем распространяться. Но стоит лишний раз отметить, что Коннолли — глыба и титан в мире стендапа. Его жизнь была настолько заполнена событиями, что ему, в свои 75, даже не нужно выдумывать или приукрашивать что-либо. Он просто рассказывает о реальных событиях так, что невозможно остаться серьезным.
- Осторожно, есть обсценная лексика!
Коннолли ужасно стар, пережил рак и половину своих фанатов, но этот шотландский хер имеет шансы пережить еще и нас с вами — настолько крепко он цепляется за жизнь и ее удовольствия. Этот гедонист старой закалки без стыда рассказывает о том, как трахается со своей бабкой, якшается с абердинской мафией и дымит сигарами как паровоз. Его байки, бредни и дикие истории из жизни прекрасно знакомы тем, кто, например, долгое время жил с болтливым и юморным дедом.
Генри Роллинз
Taking From the Box
Генри Роллинз — самый известный человек из всего списка. Хотя популярен он стал далеко не за счет стендапа. Он — бывший фронтмен группы Black Flag времен ее взлета и самое узнаваемое лицо хардкор-панка. А еще у него серьезные проблемы с башкой, неубиваемая любовь к качалке и десятилетия стрейтэйджа за спиной. Тем забавнее, что именно он делает почти идеальный похмельный стендап. Точнее, это даже не стендап, а отдельный суб-жанр, так называемый spoken word.
Тут скорее моноспектакль, во время которого человек обнажает душу и рассказывает о себе потрясающие истории. Хотя это не значит, что будет несмешно. Роллинз, как и Коннолли, пережил тысячи невероятных событий и написал несколько автобиографических книг, так что среди его баек найдется несколько уморительных.
Единственная проблема: Роллинз, при всей своей маскулинности, чувстве юмора и феноменальной жажде жизни, довольно депрессивен. Если у тебя тот сорт похмелья, когда накатывает волна уныния и хандры, Генри лучше не смотреть.
Ари Шаффир
«Двойное отрицание» (Double Negative)
Ари Шаффир — полная противоположность Генри Роллинза. Тощий, циничный, издевательский и ушлый, он располагает к себе так, как это умеют только настоящие засранцы. Больше всего Ари Шаффир любит непочтительные, оскорбительные шутки, которые он ловко переводит так, что не подкопаешься.
Однако для него тоже нехарактерен формат «шутка — смех из зала, шутка — смех из зала». Ему больше по душе быстрый непрекращающийся треп, почти что речитатив. Он, грубо говоря, заливает в уши зрителю, как какой-нибудь аферист или дошлый торговец на рынке. Так что неудивительно, что Шаффир едва ли не более известен как автор подкаста Skeptic Tank. Ари — тот самый тип, который подсаживается к тебе в баре и так лихо травит байки, что ты замечаешь, как начал поить его за свой счет, только стакане на третьем. Типичный подкастер.
Однако не стоит думать, что если текст называется «5 лучших стендапов для похмелья», то их не имеет смысла смотреть в иных состояниях. Совсем нет, просто это та особая, довольно редкая категория выступлений, который проще всего описать именно так.