1 сентября стало известно, чем будут заниматься создатели (по другой версии — губители) экранизации «Игры престолов» Дэвид Бениофф и Д. Б. Уайсс, пришедшие на Netflix. Их новым проектом стала экранизация трилогии Лю Цысиня «В память о прошлом Земли», также известной по названию первого романа из трех — «Задача трёх тел» (еще два — «Тёмный лес» и «Вечная жизнь Смерти»). Третьим сценаристом в команде будет Александр Ву («Настоящая кровь» и «Террор»), продюсеры — Райан Джонсон («Достать ножи» и «Последний джедай), Брэд Питт и Розамунда Пайк («Исчезнувшая»). На данный момент это все подробности проекта — нет даже примерной даты премьеры, но сам факт анонса экранизации уже будоражит.
Трилогия Цысиня — одно из главных произведений в современной фантастике, по своей культурной значимости легко сопоставимое с «Игрой престолов» — и что немаловажно, уже завершенное. Первый роман — собственно «Задача трех тел», прославился чуть больше других. За него китайский автор номинировался на «Небулу» и получил «Хьюго» — престижнейшие премии в фантастике. Чтобы объяснить, за что, стоит обрисовать происходящее хотя бы в первой половине книги Цысиня — хотя понятно, что спойлеры сейчас стали особенно излишни.
Действие «Задачи трех тел» происходит в Китае двух разных эпох. В 60-е XX века, в самый разгар Культурной революции, в стране учреждают программу «Красный берег», чтобы связаться с внеземными цивилизациями с помощью последних достижений астрофизики. Ученым удается не только послать сигнал, но и получить ответ: неизвестные на тот момент доброжелатели на другом конце провода посоветовали землянам забыть адрес и больше не выходить на связь с целях своей же безопасности. Очередное испытание человеческого любопытства, разумеется, проваливается.
Далее мы переносимся в начало XXI века. В Китае происходят странные дела: научный прогресс буксует, эксперименты в области ускорения частиц заходят в тупик, а исследования дают противоречивые результаты. Одни отчаявшиеся ученые кончают жизнь самоубийством, другие берутся это расследовать и получают очень необычные угрозы: одному из героев постоянно мерещится обратный отсчет.
В то же время в стране набирает популярность видеоигра для костюмов виртуальной реальности под названием «Задача трех тел». В ней рассказывается история планеты Трисолярис: из-за нестабильной орбиты в тройной звездной системе Альфа Центавра цивилизации на планете регулярно вымирают, когда планета слишком близко приближается к солнцу; предсказать так называемые «эры хаоса», когда это происходит, никто не может — и в этом вся проблема. Проводниками игроков по «Задаче трех тел» при этом выступают исторические личности вроде Ньютона, Эйнштейна или китайского монарха Вэнь-вана.
— Путешествовать в Эру Хаоса — все равно что идти сквозь ад, — угрюмо проговорил Последователь. — Не могу больше! К тому же я с голоду помираю. У тебя сухой рыбешки не допросишься, и есть дегидрированные тела ты мне тоже не разрешаешь. Что…
— Единственный выход — дегидрировать тебя, — оборвал его царь Вэнь, обмахиваясь уголком шкуры.
— А ты не бросишь меня здесь?
— Конечно, нет. Клянусь доставить тебя в Чжао Гэ.
Последователь стянул с себя мокрый от пота балахон и голым лег в грязь. В последних отблесках уже закатившегося за горизонт солнца Ван увидел, как из всех пор тела Последователя начала сочиться жидкость. Было понятно, что это не пот, а вода. Влага многочисленными мелкими ручейками сбегала в грязь. Тело Последователя размягчилось и деформировалось, словно тающая свеча. Десять минут спустя вся вода ушла из него, и теперь вместо Последователя на земле лежала его пустая оболочка, формой напоминающая человека. Черты лица сгладились и стали неразличимы.
— Он умер? — спросил Ван. Он припомнил, что и раньше видел такие иссохшие фигуры, валяющиеся вдоль дороги. У одних не хватало некоторых частей тела, другие были совсем истерзаны. Наверно, это и были те самые «обезвоженные», которых Последователь хотел использовать вместо дров.
— Нет, — ответил царь Вэнь. Он подобрал Последователя, стряхнул грязь и пыль, расстелил оболочку на камне и скатал в сверток. — Стоит только погрузить его в воду, и он оживет. Это как замочить сушеные грибы.
Три перечисленные истории постепенно складываются в максимально зловещий сценарий. В 60-е кто-то не послушался и таки послал еще один сигнал инопланетянам. Спустя 50 лет на Земле происходит черт знает что; что-то подсказывает, что к нам вылетели. Что же касается игры, ее события оказываются не совсем вымышленными. Неужели ее создатели в курсе инопланетного вторжения? На этом месте мы, пожалуй, остановимся — это надо читать (или смотреть) самому.
Большая часть событий первой книги происходит практически в наше время, но действие трилогии Цысиня не ограничивается сотней лет. У автора находятся причины чтобы отправиться в далекое прошлое, и уж конечно, заглянуть в будущее. Достаточно сказать, что так-то инопланетное вторжение — дело далеко не одной недели, не месяца и не года: в сложившихся максимально эпических условиях, когда, образно говоря, бывает нужно «подождать лет 150», технология гибернации не раз пригодится человечеству. Стоит отдельно отметить благоразумие продюсеров, которые экранизируют произведение в виде сериала, не пытаясь запихнуть китайский сай-фай эпос в полнометражный фильм (или даже три).
Цысинь с детства был страшно заинтригован астрофизикой и сопутствующими науками.
В интервью он вспоминает, что понятия типа «светового года» рвали ему мозг, но при этом казались совершенно материальными. Истории научных открытий казались ему намного более увлекательными, чем любая художественная литература. «Я начал писать не из любви к литературе, а из любви к науке», — говорит писатель, и ровно это и читается в его прозе. Она безыскусна и очень конкретна, местами перегружена научными теориями, но не совсем отрывается от реальности, оставляя тупому гуманитарию пространство для маневра и шанс разобраться в прочитанном. Объяснение истории цивилизации с нестабильной орбитой и собственно «задачи трех тел» через видеоигру — как раз из этой области. При этом Цысинь не забывает, что повествованию нужны и яркие персонажи, за которых можно будет со всей силы переживать — и они тоже имеются, и заставляют с удвоенной силой ждать новостей про каст в экранизации. Да: если у «Нетфликса» полицейский Ши Цян не будет курить в каждом кадре – экранизация не удалась.
Сейчас большая часть комментариев про экранизацию «Задачи трех тел» посвящена не первоисточнику, а сценаристам: «Игру престолов» Бэниоффу и Уайссу, кажется, не простят никогда.
И все же это не мешает ждать этот сериал со всей силы. Не только потому, что трилогия Цысиня невероятно хороша и очень интересно увидеть ее на экране (особенно вторую и третью книгу, где, образно говоря, начинается научно-фантастическое аниме в лучшем смысле этого слова). Бэниофф и Уайсс все же не так и плохо адаптировали первоисточник Мартина до тех пор, пока не пришлось придумывать что-то самим — да и так ли все было плохо потом, мнения разошлись. Для Уайсса «Задача» вообще станет особенным вызовом: известный только лишь за «Игру престолов», до нее он пару раз уже пытался вписаться с научно-фантастические проекты. В 2006 году адаптировал сценарий для экранизации Halo с Алексом Гарлендом, затем предлагал свой вариант сценария «Игры Эндера». Фильм по Halo мы так и не увидели (возможно, к лучшему, и не из-за Уайсса), сценарий «Игры Эндера» писали другие люди. В любом случае, для обоих шоураннеров эта экранизация современности станет шансом вписать себя в историю не только в качестве чуваков, «запоровших главный сериал десятилетия».
Что же до самого Цысиня, для него «Задача» — давно пройденный этап. Дописав трилогию десять лет назад, с тех пор он создал еще несколько небольших новелл (не переведенных даже на английский), а в 2019 году выпустил роман Supernova Era. По его сюжету Земля охвачена неизвестным типом радиации, который убивает всех людей после 13 лет, в результате чего власть переходит к детям. Звучит дико, и поминая любовь Цысиня к научным объяснениям всего и вся —интересно, как он будет объяснять все это читателю. К инопланетному вторжению, впрочем, вопросов уже нет. Перевод романа на русский ожидается в 2020 году.