29 января Отвратительные мужики опубликовали вторую часть историй про первые дерьмовые работы. Почти одновременно с этим пользователи Фейсбука начали публиковать свои истории по хэштегу #моипервыеденьги. И вот 13 самых интересных из них, с авторской орфографией и запиканным матом.
«Так вот самые первые деньги — которые я заработал, это были деньги от сдачи бутылок в 1984 году, в Крыму, которые оставляли местные выпивохи, кстати, это был портвейн 777. А вот реально первые относительно большие деньги, так это было в 1991 году. Тогда в газете «Известия» кооператива МММ (да-да, тот самый) разместила объявление о продаже компьютеров, а в газете «Труд» завод АЗЛК разместил объявление о бартере автомобилей «Москвич» 21412 на компьютеры.
И вот сижу я в кооперативе у моего деда, занимаю так сказать рабочий компьютер, играю в игру «Ниндзя», а мне говорят, что я бездельник и лучше бы чем-то полезным занялся. Я беру две газеты и…
Так у меня появился компьютер, у родителей автомобиль, у деда новое направление в бизнесе, ну а Сергей Пантелеевич почему-то потом с компьютерной тематикой завязал, а компьютер кстати был весьма неплохой, я с его помощью смог начать свое обучение компьютерным наукам и премудростям», — Олег Михайлов.
С*издили с Коляном у дворника трехлитровую банку, всю в каком-то стремном масле, отмывали её несколько часов на карьере, потом сдали в пункт приема стеклотары за 3 рубля, — Daniel Shepovalov.
«92 год. Перед первым курсом нас отправили в колхоз на картошку. Там я познакомился с сверсником, юным предпринимателем Виталиком. У Виталика уже был с партнером свой ларек на радиорынке Юнона. Торговали аудиоаппаратурой. Покупали-продавали.
Я устроился к ним продавцом. За два года что я там работал, я научился разбираться в аппаратуре, осознал, что я в принципе хороший продавец и заработал первых приличных на тот момент денег. Все деньги потратил на ту же аппаратуру. В итоге у меня дома был лучший звук на раёне и поэтому ко мне не зарастала народная тропа.
Потом начал свой бизнес — покупал по объявлениям интересные аппараты, лучшие оставлял себе, остальное продавал через того же Виталика. Легендарные винтажные колонки Beovox до сих пор мне служат», — Сергей Котырев.
«Мне 9 лет, я еще знаю по-немецки всего несколько фраз и ничего толком не понимаю. Очень хорошо помню, что мы ехали на S-Bahn-е (это такая наземная городская и пригородная электричка). И я, девочка воспитанная, уступила место старушке. Ну, потому что пионерское детство еще вот оно было, только что, нас так учили — уступать места старшим. И она дала мне 5 марок, что меня просто немыслимо удивило.
Вообще, ребенку в Германии заработать легко. Кормил кошечек или кроликов соседа, пока тот в отпуске, — 20 марок. Постриг и полил газон — 10 марок. И это не такая и мелочь была. Например, на 5 марок можно было в соседнем цветочном купить прекрасный букет. 5 марок стоил огромнейший дёнер, а порция картошки-фри — 99 пфеннигов. От 3 до 10 марок стоили серебряные украшения (да, именно с тех пор я люблю серебро и огромные гайки на всех пальцах).
Но это, наверное, все не считается, потому что было не системно и между делом.
А вот с 1993 года я давала уроки скрипки по выходным шестилетнему мальчику Георгу. Его папа, очень успешный адвокат, считал, что мальчик обязательно должен играть, но в музыкальной школе ребенка занятия не увлекали. Я приезжала на велосипеде (если адвокат не мог забрать меня из дома на своем блестящем мерседесе) и играла с Георгом. Сначала на скрипке, потом в машинки )) За одно занятие мне платили 25 марок. Баснословная сумма. На 100 марок в месяц можно было питаться и одеваться одному человеку. Да, не в KaDeWe, но на Plus, Aldi и распродажи хватило бы.
С первых накопленных денег я купила всем подарки к новому году. Родителям часы, которые до сих пор живее всех живых. Сестре — не помню что, но тоже что-то интерьерное (Катерина Степанова, лампу на ДР, точно помню, а тогда что?). А себе огромного, с себя ростом, медведя. Медведь до сих пор сидит дома у родителей. Вообще, мне и сейчас ужасно нравится с зарплаты покупать что-нибудь красивое в подарок или в дом», — Анастасия Джмурхадзе.
«Так вот свои первые деньги я заработал ещё в 8 или 9 классе, делая прокачку персонажа в World of Wacraft за 400 евро одному арабу (сыну шейха)
А первые деньги как предпринимателя — когда в 16 лет купил 10 браслетов power balance оптом по 1250 рублей и продал по 2500-3000 рублей каждый. Ходил по спорт залам и фитнес центрам, продавал лично. Затем уже был полноценный магазин одежды на Тверской, но это уже совсем другая история», — Anton Boger.
«Я училась в 10 классе, брат в первом. Братец нашел третьеклассника, блещущего навыками ручного труда, но не блещущего умом и сообразительностью. Этот гений с шаловливыми ручками делал кастеты из свинца. Потому что мог, видимо.
Брат мой Темыч кастеты делать не умел и не хотел, но вешать лапшу на уши мог уже в нежном семилетнем возрасте. Ну и навешал. Мол, чувак, давай я продам твои кастеты по 10 рублей себе в убыток, а ты мне тоже кастет. И продал за 50, вестимо. В одном не соврал — себе в убыток.
Потому что появилась я вся в белом и говорю: спорим, Темыч, на твои деньги, что ты 5 минут на стуле не просидишь без движения, моргать можно. Брат повелся. Он на этот стул велся всегда. И проспорил.
Так у меня появились первые деньги, а у брата кастететный бизнес в начальной школе», — Елена Наумова.
«Раз у нас тут томный вечер душешепательных историй про боль и первый пот, расскажу про #моипервыеденьги тоже. Это был класс 7/8-ой, мы всей дворовой компанией пошли работать в МЛМ-пирамиду по продаже духов.
Затея у ребят была простая — они давали тебе наставиника на первые 2 дня, давали вам выбор из духов — отпускная цена которых была 250 руб.
В кассу за продажу мы должны были вернуть 200. 50 оставлять себе и молится на премии за продажи. Сама работа — адовый разнос духов и продажа их продовцам на рынке, в магазине & etc. Т.е. схема такая — приезжаешь на конечную станицию метро, желательно где по дороге есть рынки и идешь к центру, общаясь со всеми и навязывая покупку совершенно не знакомым тебе людям. Ходили парами — в целом продавал я не плохо — по 5-7 флаконов в день, но мы сразу как-то поняли, что ждать благо от премий — дело глупое и бестолковое объединялись и после дня продаж шли на вьетнамский рынок на раене (шмитовская бахча, там еще клуб город был, может кто по рейвам помнит) и покупали оптом у вьетнамцов по 75 рублей те же самые духи, что брали.
С учетом того, что тогда ящик пива клинского обходился примерно в 250-300 рублей, кола стоила кажется 18 — это был королевский заработок. Так я в 13-14 лет узнал, что такое арбитраж и продажи», — Дмитрий Константинов.
«В 14 лет устроилась в небольшой ресторанчик на набережной пельмени лепить. Лепить с нуля. То есть, тесто, фарш, лепка и т.д. Сразу после уроков — туда. Сколько платили — не помню. Короче, ели дядьки пельмени слепленные руками девственницы)))
Мог бы быть неплохой маркетинговый ход…. Да….», — Наташа Демина.
«Мы с Olga Zasypkina приехали в сша по программе ворк энд трэвел, и пока искали нормальную работу знакомый предложил этот вариант. Стояли по классике американских фильмов у дороги с табличками «DAD WANTS CRABS» рядом с рестораном, где эти самые крабы (наивкуснейшие кстати) продавались.
На улице была жара 30 градусов, но мы отлично справлялись, и в дни, когда работали, прибыль ресторана говорят была в несколько раз выше. Платили кстати какие-то просто бешеные деньги – $50 в день. А потратила я заработанное очень банально — на первые, только ставшие модными тогда, угги», — Анна Ошарова.
«Свои первые деньги я заработал в 2001. Времена были тяжелые, особого выбора в большом промышленном городе не было. Ты или честный и голодный, или как все, но с деньгами.
Ко мне обратился один неформальный лидер итальянской общины с предложение сопровождать его девушку, которая работала на другом конце города. Дело казалось пустяковым и не предполагало особых проблем, тем более что к тому моменту у меня уже был опыт.
Во время поездки я случайно попал не в тот район, пришлось действовать быстро и жёстко. Их было не так много, а я был при оружии. Девушка оказалась проституткой, поэтому меня никто не заложил. Закончилось всё неплохими на тот момент 8 сотнями баксов, и я получил постоянную работу и постепенно серьёзно продвинулся в организации.
Потом миссии стали сложнее и я забросил GTA 3, потому что без кодов мне стало сложно и неинтересно. А вот Vice City уже лучше поперла», — Aleksey Vishnev.
«#моипервыеденьги я заработала еще в школе, помню не точно, вероятно это был 1-2 класс. На чердаке у дедушки нашла целую коробку с пустыми удостоверениями и продавала их всем желающим (а желающих оказалось много, даже старшеклассники брали) по 15 копеек. Потом с гордым видом часть заработанного шла в копилку, а часть — на те самые конфеты «поштучно», которые продавали бабушки на улице возле магазинов.
Если было не жалко, то и на жвачки. Через пару дней правда маму вызвали в школу и бизнес пришлось прикрыть. Но родители смеются с этой истории до сих пор», — Дари Кучук.
«Я свои первые деньги заработал в 3м классе, когда продавал одноклассникам карты для Warcraft 2 на дискетах. У меня на тот момент, благодаря родителям, уже был мееедленный модемный интернет. Я скачивал (уже слабо помню откуда, но для поиска использовал yahoo) самые рейтинговые карты, распечатывал на принтере для них превьюшки и продавал по 4000 рублей (3 по 10).
А потратил их кажется на то, чтобы у другого такого же малолетнего барыги купить chupa caps (в народе сотки)», — Алексей Чиков.
«Решил тоже принять участие в этом флешмобе «Как я заработал свои первые денежки?» Это было довольно поздно, на последнем курсе бакалавриата института, т.к. с родителями был договор — они мне помогают деньгами, но я учусь хорошо. (ну и в общем, периодами я даже был намбер ван в рейтинге студентов на курсе в Высшей Школе Экономики). А учебы, что в школе, что в универе было с головой.
И моя первая подработка конечно была связана с PR — ну а кто бы сомневался. Были такие странные вербовщики — приходили в институт и набирали студентов на странные флешмобы, митинги и акции протеста. За денежку, конечно же. Я был глупенький и всю суть «черного пиара» понимал не очень.
В общем, моя первая работа — перед выборами я стоял у дороги в г. Долгопрудный, рядом с дачей тогдашнего мэра Татьяны Алябьевой. И на мне был надет плакат, на котором было написано крупными буквами «Алябьева-политическая бл*дь!». 4 часа простоял, прежде чем меня милиция забрала и отвезла… на ЖД вокзал к этому самому вербовщику, который меня и «выкупил». Ну и мне обещанные 2500 тоже заплатил», — Александр Самсонов.
«В 2000 году я поступил в институт, научился искать информацию в интернет. Узнал про рынок классифайдов в формате «Из рук в руки».
Подумали с друзьями как можно это совместить и стали подавать платные объявления в газету: «Поиск информации в интернет».
Рынок оказался столь хорошим, что это позволяло содержать (экспериментировать) собственную студию web дизайна (аренда + платный и достаточно дорогой по тем временам интернет).
Что мы делали: вбивали в поиск запрос, который у нас запрашивали клиенты и распечатывали целевые страницы из результатов поиска», — Даниль Хасаншин.
Флэшмоб #моипервыеденьги запустился после поста Марии Подлесновой, который она опубликовала 27 января. Гендиректор издания Rusbase предложила пользователям делиться своими веселыми историями про первую работу и стартовые заработки. Сейчас по хэштегу можно найти сотни поучительных и веселых заметок на тему.