Есть много хороших анекдотов о том, как юноша становится мужчиной: ну, знаете, коза, дерево, осы, которых сначала надо выгнать. В мировых культурах обряды мужской инициации представлены по-разному, но объединены одной чертой: мужчиной по умолчанию никто не рождается — этот статус нужно заслужить.
Мы продолжаем исследовать диковинную дичь и даем экспертную оценку всему: от обрезания до ритуалов с галлюциногенами, от шаманизма до получения водительских прав. Где еще умеют сопоставлять факты так, как на Disgusting Men?
Обряды посвящения характеризуют человека так же, как прямохождение или крупный мозг. Мы запускаем в космос ракеты и готовимся массово применять импланты, но ритуалы инициации никуда не исчезли и даже не в упадке. Вспомните хотя бы свое посвящение в студенты! Обращаться к традициям первобытных людей бывает полезно: у них, в прошлом, было все то же самое, только гораздо абсурднее.
Приступив к изучению темы, я считал, что это будет дико весело. Что-то в духе «трахни козу и докажи, что ты мужчина» у каких-нибудь папуасов или «принеси шкуру опоссума и ты больше не мальчик». На деле все оказалось действительно отвратительно и даже как-то мрачновато.
Из соображений экономии вашего времени мы затронули только Австралию, Африку и современность. В стороне остались индейцы, европейские и азиатские народы, а также папуасы Новой Гвинеи с их ритуальными избиениями и изнасилованиями подростков. Когда-нибудь расскажем и про это.
Зачем нужна инициация, и как это происходит
В чем вообще смысл обрядов посвящения? На простом уровне это понятно любому: нужно доказать, что ты готов к принятию в какую-то группу и достоин нового звания. И, само собой, под поверхностью все гораздо сложнее и интереснее. Вообще, это может показаться странным, но идея о времени, которая бытует у нас — сравнительно недавнее «изобретение». У более ранних культур время воспринимается как замкнутый круг. То есть нет никакого прогресса и движения вперед, есть только бесконечное повторение: если повторение прекратится, то и Вселенная перестанет существовать.
Из этой отдельной мысли исходит огромное количество выводов и последствий. Самое интересное для нас — идея о том, что человек не может прогрессировать. Следовательно, ребенок не может вырасти и стать воином или охотником. Зато ребенок может «умереть» и родиться как взрослый. Для дикаря это не метафора, а жизнь как она есть. Согласно этой логике, дети — это такой разменный ресурс: нужно специальным образом принести их в жертву, чтобы в племени родилось соответствующее количество взрослых. Инициация и есть такое ритуальное «как бы убийство», и подросток, который его прошел, считается совсем другим человеком с новым именем, новой внешностью и новой жизнью.
Во время обряда посвящения симулируются кражи детей у матерей, затем их убийства, а потом возрождения. Поэтому до антракта всегда творятся довольно жесткие вещи, но они и должны быть такими, чтобы убедить всех вокруг, что тут реально кто-то умер. Суровость, с которой «убиваются» дети, варьируется от культуры к культуре: папуасы практикуют мучительные ритуалы, а британцы старой закалки отправляют своих отпрысков в элитные частные школы — суть примерно одинакова.
Инициация в Австралии
Австралийские аборигены особенно интересны для исследователей тем, что десятки тысяч лет прожили почти в изоляции, все это время не меняя культуру. Скорее всего, их обряды инициации максимально приближены к племенным посвящениям, которые имели место тысячи лет назад. Главная фишка австралийских инициаций — очень продолжительное время, которое они занимают, а также особая роль, которую играют «чудеса» и фокусы старейшин и шаманов.
Юношам приходится не только проходить обряды и испытания, но и зачастую жить отдельно от племени до полутора лет на строгой диете и в мучительных условиях.
В отдельных случаях вся инициация может вообще занимать десять лет. Фокусы шаманов нам кажутся дешевыми трюками, но поражают воображение местных. К примеру, шаман может неожиданно достать изо рта кристалл кварца и уверить всех, что с его помощью летает на небо.
Австралия — большой континент, и поэтому в разных племенах обряды разнятся, но есть и общие схемы. Так, например, все или почти все племена здесь практикуют обрезание. Кроме того, часто это сопровождается еще и выбиванием переднего зуба.
Идея не только в жертве, но и в том, что неофита проглатывает и пережевывает некий жуткий монстр (его изображает хижина).
Затем это существо, гигантский глиняный Бааме, выплевывает юношу, но не целиком: обрезанная крайняя плоть и зуб как бы «теряются» в процессе. Юношу успокаивают тем, что ему еще повезло, и он отделался малой кровью.
Вообще, обрезанию здесь придают огромное значение, и многое вращается вокруг него. У многих племен ему сопутствуют таинственные ритуалы, и оно попутно символизирует отрезание головы — и часто так и называется.
У кого-то все идет еще дальше, и кроме обрезания делается глубокое и болезненное рассечение члена. Такая рана символизирует вагину, а кровь, идущая из нее, соответственно, менструацию.
Аборигены, по их собственному мнению, приводят тело мужчины в порядок: у женщины есть и вагина, и клитор (то есть «недопенис»), а у мужчины — только пенис, и это несправедливо. Рассечение призвано исправить это недоразумение.
Инициация в Африке
Африканские обычаи тоже следуют схеме «смерть ребенка — возрождение взрослого».
Например, распространены ритуалы, связанные с высокими деревьями — они ассоциируются с восхождением на небо. Часто юноше приходится довольно долго стоять на высоте, тем самым символически пребывая в верхнем мире, недоступном для живых.
Зарисовка на эту тему была в фильме «Эйс Вентура 2» с Джимом Керри — там вообще упомянуто неожиданно много реальных обычаев Африки; даже момент с выползанием из задницы Бегемота, если задуматься, это о том же.
Африка огромна, а ее народы разнообразны, и описывать их обряды посвящения пришлось бы слишком долго. Но главная отличительная черта — это смещение акцентов: если у австралийцев-охотников важны только ритуал и терпение, то здесь, в обществах воинов, жизненно необходимо показать свою доблесть.
Например, в племени Сурма принято проводить битвы на палках, где по итогу становится ясно, какой ранг получает тот или иной юноша.
Эти ритуальные драки называются «донга»; они весьма жестоки и часто оканчиваются серьезными травмами. Несколько проще в этом плане у бушменов: там неофит должен поучаствовать в охоте, где на него возложена большая ответственность — если он промажет, все пойдут домой голодными и злыми. В обоих случаях неудача означает для молодого воина перенесение ритуала на год. Особо неудачливые могут засидеться в детях надолго, а это — жуткий позор, так что многие из недорослей идут на свой первый и последний взрослый шаг и совершают самоубийство.
В эфиопском племени скотоводов Хамер юноша скорее должен продемонстрировать ловкость и сноровку, чем силу, и пробежать по спинам быков.
Здесь же парни обязаны очень своеобразно показать свою лихость, а их избранницы — терпение: девушки племени напиваются самодельного пива, а избранники должны со всей дури бить их прутьями. Бить слабо считается проявлением черствости и бесчувственности, а сильно — нежности и любви. В итоге самые красивые и обожаемые из женщин носят больше всего шрамов по всему телу.
Кроме явной тяги к обрядовым соревнованиям и удали, африканские племена довольно сильно напирают на ритуалы плодородия. Эванс-Притчард, настоящий столп африканистики, расскажет об этом гораздо лучше меня:
«Каждый из инициируемых во время второй церемонии обрезания должен держать пенис в поднятом состоянии до тех пор, пока это позволяет эрекция. Затем к члену привязывают большой кусок дерева, и посвящаемый в таком виде ходит кругами под дружные взрывы смеха.
Во время этой же церемонии в земле просверливается небольшая ямка, представляющая вагину, и каждый из посвящаемых по очереди должен совершить эякуляцию в эту ямку.
Кроме того, каждый из посвящаемых должен совокупиться с кем-то другим, чтобы продемонстрировать, как он совершает половой акт с женщиной.
Песни имеют неописуемо скабрезное содержание. Господствует атмосфера вседозволенности, и посвящаемые, вооруженные палками, наводят страх на всю округу».
Современная инициация
Многим может показаться, что ритуалы посвящения исчезли или деградировали, и пора бы возродить их, чтобы сократить популяцию чертовых кидалтов и миллениалов. На самом деле, инициации в нашем обществе никуда не исчезли и процветают —изменилась лишь их структура и подача. Говоря проще, такие ритуалы просто «размазались» по жизни индивида, они стали не единовременными, а периодическими. Нет окончательной инициации — есть обязательный набор знаковых точек, которые обязан пройти каждый, прежде чем его окончательно назовут взрослым.
Окончание учебы, да и школа с ВУЗом вообще, начало жизни отдельно от родителей — это как минимум. Сюда же относятся потеря девственности, первые опыты с алкоголем и веществами и так далее. Можно вспомнить еще и знаковое для американских подростков получение водительских прав, а также современные обычаи обрезания и других религиозных посвящений, вроде конфирмации у католиков или бар-мицвы у иудеев.
Армия — вообще отдельная история. Этот общественный институт несет в себе такие архаичные черты, что ее можно назвать прямой наследницей племенных воинских ассоциаций и тайных обществ. Забавно, что неофитов в ней называют «духами», так же, как в племенных культурах. Не факт, что тут прямое наследование из каменного века, конечно, просто всплыли общие архетипы. Но если хотите понять, что представляет собой воинская инициация, посмотрите на армию — там вообще ничего не изменилось с бронзового века.
Идея о необходимости инициаций прошита где-то глубоко в подсознании и поэтому постоянно воспроизводится в культуре: там, где есть коллектив, будет и тот или иной обряд посвящения и вера в него. К примеру, в университете мой очень недалекий одногруппник из деревни доставал всех подряд просьбой «принять его в нефоры», а наше недоумение принимал за признак сакральности и тайности ритуала.
Или вот еще: когда я в свое время устроился работать дворником, мне перед лицом новых коллег было необходимо выпить стакан неимоверно отвратной водки «Вечерняя Йошкар-Ола» и закусить говеным пирожком из столовки.