25 сентября Deftones выпустили новый альбом — Ohms. Получилось как всегда отлично и как всегда размыто — точно сказать, что это вообще за жанр, невозможно. И это совершенно нормальная для Deftones история. Релиз новой пластинки — лучший повод пройтись по звуку группы и попробовать разобраться, что же они играют. Тем более, что Ohms — это настоящая выжимка тридцати лет развития банды.
И не забудьте отдельно почитать про альбом Diamond Eyes, где звук был сформирован не только желанием музыкантов экспериментировать, но случившейся внутри группы трагедией.
Deftones как ню-метал и рэпкор-группа
Вечная тема, одинаково сильно волнующая и фанатов, и хейтеров группы — да и музыкантов Deftones тоже. Группа всячески открещивается от ню-метала, а «тру-фанаты» ее в этом поддерживают. Ну а хейтеры наоборот, скидывают музыку Deftones в «примитивный ню-метал», который только хочет казаться глубоким. Правы отчасти все. Что бы ни говорили сами музыканты, в их музыке ню-метал отпечатался — но и примитивным творчество Deftones никак не назовешь.
Чтобы найти в музыке группы ню-метал, долго рыться в ее дискографии не придется — достаточно послушать дебютник Adrenaline 1995 года. Он начинается с риффа в стиле Korn, а уже во втором треке Minus Blindfold Чино Морено читает рэп. Да и весь альбом — это сырой, лоуфайный ню-метал, четко отражающий звучание жанра в то время. Гитарист Deftones Стивен Карпентер позже открыто подтверждал, что группа «попала в жанр», но цели такой у Deftones не было — копировать они никого не пытались.
Начиная с альбома Around the Fur 1997 года группа начала двигаться к более «размытому», шумному звуку, разбавленному электроникой. В прессе их чаще начали называть арт-роком. И успех диска убедил музыкантов, что направление они выбрали верное. В то же время банда начала сознательно дистанцироваться от ню-метала и даже отказываться от выгодных туров с ню-бандами. Но и на Around the Fur хватало элементов ню-метала — взять хотя бы рифф и читку в Lhabia.
Но особенно сильно ярлык «ню-метал» к Deftones приклеился с выходом альбома White Pony в 2000 году. И есть в этом злая ирония, ведь именно на этом альбоме группа сильнее всего изменила звук и максимально отдалилась от своих корней. А виноват во всем рэпкор-трек Back to School (Mini Maggit), с которого начиналась наиболее известная Reissue-версия альбома (с белой обложкой). Он же стал вторым синглом диска. Песня вышла в то время, когда ню-метал достиг пика популярности, а клип на нее активно крутили по MTV — с ней группа у масс и ассоциировалась. И тут можно понять обиду музыкантов: тот трек они записали под давлением лейбла. Оригинальная его версия называлась Pink Maggit — это была очень размеренная, «размазанная» в стиле Radiohead песня на семь минут, в которой от шугейза было больше, чем от метала. Но руководство лейбла зацепилось за хитовый припев и убедило музыкантов построить вокруг него рэпкор. Впрочем, на диске была еще одна сильно ню-метальная песня — Elite. Ее музыканты придумали сами и даже получили за нее «Грэмми».
Pink Maggit вообще лучше всего отражает звук и атмосферу White Pony. Медленный темп, гипнотичность, подчеркнутая тяжесть и шум, сильное влияние шугейза и пост-панка. Тут даже фиты показательные — если на прошлом альбоме с Deftones спел Макс Кавалера, то тут к ним присоединился Мэйнард Джеймс Кинан из Tool.
Сыпать примерами можно долго. Группа развивалась во все стороны, но что-то ню-метальное у них было всегда, вплоть до альбома Gore 2016 года (о котором у нас подробно писал Вячеслав Мостицкий) — вот он действительно совсем в другую сторону.
В пронизывающей музыку Deftones ню-метальности нет ничего плохого. Это лишь один из элементов, который обычно возникает в виде по-подростковому буйной атмосферы, простого, но гипнотизирующего своей крутостью риффа в центре трека или возвращающего в нулевые вокального перелива. Эти элементы прослеживаются и на новом альбоме — то ли у группы просто так получается, то ли музыканты наконец-то решили принять свое прошлое и извлечь из него пользу. Сильнее всего олдовый ню-метал рвется из песен Error и Radiant City. В последней и вовсе настолько пробивной, грувовый и прилипчивый рифф, что ее уже сейчас можно записывать в самые узнаваемые песни группы.
Deftones как мечтательный шугейз
Характеристика не менее прочная, чем «ню-метал», но чтобы к ней прийти нужно как следует расслушать группу. Шугейз действительно повлияли на творчество Deftones (особенно группа My Bloody Valentine), поэтому у большинства их песен такой неспешный темп и трансовый настрой. Уже на дебютнике Чино пел в узнаваемом сегодня стиле группы — с придыханием, уходя почти в штробас, который тонет в музыке. А затем он взрывался грязным, лишенным мелодичности истеричным скримом. Постоянный контраст между двумя этими состояниями — одна из главных фишек Deftones.
И тут самое время вспомнить, что такое шугейз. Подробно об этом я писал в отдельном тексте, но если говорить кратко, это мечтательная музыка с лаконичными партиями и сильным упором на «стену звука». Гитары перегружены эффектами, все инструменты сливаются в одно полотно, которое не пробивает даже вокал — это деформированная смесь брит-попа, пост-панка и дрим-попа с эмбиентом. Уже на Around the Fur группа сильно усилилась в эту сторону, что хорошо слышно, например, по трекам Mascara и Be Quiet and Drive Away (Far Away).
Но настоящим прорывом в этом плане стал уже упомянутый диск White Pony, на котором эксперименты группы дошли до такого уровня, что их можно переносить в отдельный поджанр. И тут еще можно поспорить, к чему он будет ближе — к металу или все-таки к тяжелым формам шугейза.
Этот альбом (и его бешеный успех) еще раз убедил группу, что все они делают правильно — тем более закат ню-метала был уже не за горами. Не зря же хорошо демонстрирующая новый звук банды песня Change (In the House of Files) стала одной из самых известных в дискографии группы и куда только на саундтрек не попала. Альбом стал абсолютной классикой, которую оценили и ню-металисты вроде Linkin Park, и металисты более «серьезные» — вроде Mastodon. А сегодня White Pony чуть ли не каждая вторая метал-группа в источниках вдохновения называет. К слову, Deftones сильно вдохновили банду Deafheaven — пионеров блэкгейза, смеси шугейза с блэк-металом.
О том, насколько сильно шугейз отметился в звуке альбома Ohms исчерпывающе говорят хотя бы тот факт, что самая шугейзовая песня диска — это одноименный трек Ohms, который еще и вышел первым синглом. Да и открывающая Genesis будто создана для того, чтоб под нее медленно качать головой и задумчиво пялить в одну точку — а начинается она с синтезаторного сэмпла, который будто из саундтрека «Бегущего по лезвию» сюда попал.
В этом плане в середине пластинки есть совершенно восхитительный брейк из двух песен — Pompeji и This Link is Dead. Первая — убаюкивающая, наполненная светлой тоской баллада, сыгранная под крик чаек и завершающиеся двумя минутами гипнотического эмбиента. Следующий трек его подхватывает и превращает в тревожный киберпанк, который тут же разбивается о шугейзовую гитару и вопли Морено. А в финале это все вновь возвращается к бодрым ню-метал риффам и даже отзвукам Garbage эпохи 90-х.
Deftones как прогрессив-рок
А вот с этим проще всего. Прогрессив — очень размытое понятие, под которое попадают группы, экспериментирующие в очень разных областях. Концептуальные альбомы, внезапные смешения стилей и жанров, странные и виртуозные техники игры, применение необычных модификаций инструментов, особый подход к лирике или все сразу и еще что-нибудь сверху — вот что такое прогрессив. И Deftones легко вписываются в это понятие, как бы яростно их ненавистники не кричали про примитивные риффы.
Начиная со все того же поворотного White Pony, какие только стили музыканты не подмешивали в свои треки. Перечислять треки и направления можно до бесконечности: пост-метал в хорошо известной Digital Bath и Deathblow; трип-хоп в Teenager и Pink Cellphone; пост-хардкор в Knife Party, Rapture и Rats!Rats!Rats!, дум в Acid Hologram, треш-метал-рифф в Urantia на новом альбоме и много-много чего еще. У Deftones почти каждый трек можно на несколько жанров разложить. А все потому, что музыканты на ярлыки никогда не обращали внимания и просто вместе писали музыку — не стремясь к чему-то конкретному.
И это помимо того, что басист Серхио Вега играет на шестиструнном басе, а гитарист Стивен Карпентер на диске Ohms перешел аж на девятиструнку — ее гудящая тяжесть особенно хорошо раскрывается в песне Headless, хотя в целом альбом звучит не тяжелее предыдущего Gore. А еще в Deftones есть полноценный клавишник Фрэнк Делгадо, который и создает атмосферные фоновые текстуры, делающие музыке группы половину атмосферу. И я с чистой совестью могу сказать, что прямо сейчас Ohms — его лучшая работа.
Альбом Ohms — настолько правильная и точная выжимка «сути» группы, что его можно использовать вместо плейлиста «лучшее от Deftones». Он тяжелый, но не слишком. Местами грустный, но не депрессивный. Экспериментальный, но не уничтожающий последние наработки банды. Такие сбалансированные и отточенные релизы выходят редко.