Как поседеть раньше времени, начать заикаться и навсегда потерять здоровый сон? В нынешние времена можно достичь всего этого в комфортных домашних условиях. Наше поколение — первое, ставшее зависимым от хорроров из мира видеоигр. Silent Hill научил нас включать свет по всей квартире, Penumbra — вздрагивать при виде собак, а Dead Space убил мечту стать космонавтом. Вспоминаем самые пугающие видеоигры, от которых нам до сих пор снится всякая чертовщина.
Метро 2033
Писаться в штаны от советского пост-апокалипсиса мне нравилось еще в совсем юном возрасте. В 10-12 лет моей любимой литературой были книги по «Сталкеру». Игра все время вылетала, поэтому издания типа «Выбор оружия» стали настоящим спасением. И в них были некоторые моменты, способные построить в моей комнате кирпичную фабрику. Уже став постарше, я добрался до книги «Метро 2033» и пару раз абсолютно честно бросал читать.
В игре со мной приключилось то же самое. Темные закоулки станций, длинные черные тоннели метро, воющие монстры и летающие твари, поджидающие в библиотеке. Так как начитывался и наигрывался я перед сном, то потом видел красочные сны о всяких тварях, на которых нельзя смотреть — сожрут. А учитывая оружие в игре, которое было сделано так плохо, что ты умирал чаще, чем видел людей — страх подкреплялся тотальной беспомощностью.
Николай Чумаков
Layers of Fear
Layers of Fear — относительно недавняя вещь, которая вышла в августе 2015. Главный козырь этого хоррора — это погружение в атмосферу помешательства. Причем, речь не о каком-то внешнем безумии: главный герой, гениальный художник, действительно постепенно сходит с ума. Таким образом, в Layers of Fear вы можете испытать на себе реалистичный симулятор шизофрении.
В роли портретиста, пережившего болезненный шок и ужасающие события личной жизни, вы постепенно начнете видеть не то, что должны и слышать не то, что может быть услышано. Атмосфера постепенного угасания разума передана просто восхитительно, а потеря рассудка станет вашей новой фобией на всю оставшуюся жизнь.
Владимир Бровин
Max Payne
Прежде чем вы назовете меня пуськой: когда вышел первый «Макс Пейн», мне было 5 лет. Я спокойно играл в третьих «Героев», но совершенно не был готов к такому. Отец принес диск с игрой, и я выключил ее где-то через пару часов. Отчетливо помню атмосферу то ли психушки, то ли больницы: белый кафель, следы крови и уродливые враги, лезущие из всех щелей.
Сейчас бы я, наверное, более спокойно воспринял все это и не посчитал, что Max Payne — страшная штука. Но тогда игра произвела впечатление жуткого хоррор-комикса с элементами жестокости и темной палитрой цветов. Там же, кстати, все время играла угнетающая то ли джазовая, то ли оркестровая музыка — от этих завываний я ощущал некоторый холод в теле. Плюс, еще не привык убивать людей в таких количествах — папа принесет GTA: Vice City только через год.
Николай Чумаков
Clive Barker’s Undying
Сейчас Undying Клайва Баркера смотрится не так уж жутко. Но когда-то она заставляла потеть спины и бросала в дрожь. В целом, даже в наши дни игра вынуждает вздрогнуть и проникнуться атмосферой чертовщины, которая творится в старинном поместье и за его пределами. Главное, чем берет хоррор, — здесь все не то, чем кажется, и авторы часто не разъясняют деталей происходящего. Здесь такое умолчание оказывается уместно. Undying — это именно та игра, в которой заглядывая на кухню, открываешь дверь в каморку, а там — иное измерение, в котором невозможно понять вообще ничего. Но стоит прикрыть дверь и открыть ее снова — и за ней окажутся просто швабры и кастрюли, а вы так никогда не узнаете, с чем только что столкнулись.
Владимир Бровин
P.T.
Вы знаете эту игру. Да даже ваша мама знает эту игру. Лично я приходил к особо пугливым друзьям и совсем не пугливым родственникам и, если удавалось подключить консоль к старому телевизору, показывал демоверсию. Реакция всегда была одинаковая: люди кричали, убегали, бросали геймпады и отказывались играть. Но самостоятельно в одно рыло не играл никогда. Слишком уж страшно!
P.T. — это промо хоррор-игры Silent Hills, которая никогда не выйдет. Вы бесконечно петляете по закольцованной комнате, периодически натыкаетесь на открытые двери, мертвых людей, кричащих девочек, оставленные зародыши и телефонные трубки. Хрестоматийные атрибуты настоящего ужаса. Хуже всего то, что ты реально расслабляешься и перестаешь концентрироваться. Тело никак не готово к резкому появлению противника, глаза расфокусированы, сфинктеру хуже всех. По-моему, это самое страшное, во что я играл.
Николай Чумаков
Silent Hill 4: The Room
Silent Hill 4: The Room — одна из самых пугающих частей Silent Hill. Создатели «Комнаты» сделали ставку на сидящую где-то внутри каждого боязнь закрытых пространств и полной иррациональности мира. Вам почти ничего не объясняют, комната — ваша тюрьма, а местный лимб — ваш ад. Путь в иное измерение по отверстию в стене ванной комнаты стал одним из самых запоминающихся моментов в истории видеоигр. А мяукающий кусок мяса и густая алая кровь, которая идет из крана, осели в подсознании целого поколения.
Владимир Бровин
SCP-087
Как-нибудь твои друзья приходят, предлагают поиграть во что-нибудь страшное, и в результате ты не спишь три дня. Я крайне впечатлительный игрок, поэтому от «Лестницы» натурально лез под стол и прятался за спинку стула. Механика простая: спускаешься по лестнице, встречаешь отбеленные лица и пытаешься при этом не наложить в штаны.
При этом гулял миф, что в конце появляется монстр, который вырубает игру и сворачивает окно. Само собой такого не было, но последняя тварь, протягивающая длинные ручищи делала половину работы и чудилась мне в зеркалах еще не один вечер. В продолжение SCP-087-B уже играть не стал, но по комментариям, там еще больший ад, лабиринт и какие-то монстры. Не уверен, что это сработает: шарм оригинала именно в бесконечной лестнице, которая убаюкивает и заставляет привыкнуть к атмосфере некоторого ада. А потом бац, и!
Николай Чумаков
Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth
Действие «Зова Ктулху» происходит в лавкрафтовском Иннсмуте, и атмосфера липкого мерзкого страха из книг передана превосходно. Попав в город, полный мутирующих рыбо-людей и тайн древнейшего культа, главный герой понимает, что безумие или смерть станут для него милостью. Играть в это было действительно страшно: убегать от погони, ощущая, как прямо за ляжки хватают местные отвратительные жители — незабываемо. Ощущать себя слабым и одиноким в мире, где нелюди пытаются казаться людьми — бесценно.
Владимир Бровин
Dead Space
Причем обязательно первый! Будучи не большим любителем пугающих игр, я решился на эксперимент, как и многие здесь, наслушавшись «Адовой Кухни». Открывающая сцена действительно выжала из меня все соки: безысходность, мания преследования и паранойя — три качества, подаренные этой игрой. Работает за счет резких моментов и живописных картин насилия, жестокости и окружения в стиле первой части «Чужого».
При этом в Dead Space сносная боевая система. Рэгдолльные припадки, в которые впадает герой, когда на него накидываются противники — не в счет. Зато стрелять было точно удобней и приятней, чем в первом (и во всех) Bioshock. Единственной ошибкой, которой ни в коем случае не стоит допускать стало решение поесть перед игрой. Некоторые изображение телесных трансформаций бывших сослуживцев на самом деле могут вызвать рвотные позывы.
Николай Чумаков
Penumbra
Penumbra погружает игрока в странный, тоскливый и пугающий мир. Путешествуя по заброшенному исследовательскому комплексу в Гренландии, герой вынужден идти вперед и прятаться от неведомого. Момент, когда он впервые сталкивается с гнилой и таящейся в темноте псиной в шахте, кидает в пот — настолько неожиданно это в игре, которая начинается как симулятор ходьбы. Игра эксплуатирует лавкрафтовские мотивы и клише и нельзя сказать что вся ее вселенная так уж оригинальна. Но вот вам безумно интересная деталь: в основу Penumbra легла реальная история о военно-исследовательской базе «Ледяной червь», которая была создана в толще гренландских льдов, для тайных экспериментов, но затем оказалась заброшена.
Владимир Бровин