Между второй и третьей Borderlands прошло семь лет – целое поколение в игровой индустрии. Многое ли изменилось в серии за этот срок? Ну, третья часть стала масштабнее – теперь можно между планетами летать, локаций больше и… всё. В остальном, ровно та же игра – та самая «Борда». Хорошо ли это в эпоху Destiny, Warframe и The Division?
Borderlands 3 определенно стала современнее, ведь главные злодеи теперь – стримеры. Двое близнецов благодаря лайв-стримам и экстравагантному поведению сколотили вокруг себя культ из поехавших бандитов с помоечной планеты Пандора, став для них богами. Они творят бесчинства — например, в прямом эфире приказывают собственным последователям отрезать себе ноги — а каждый стрим заканчивают традиционным «подписывайтесь, лайкайте, подчиняйтесь». Со временем их амбиции растут, а шалости выходят за пределы Пандоры, поэтому на сей раз нам придется помотаться по всей галактике.
Это главный селлинг-поинт третьей части – самая масштабная часть в серии! И должен признаться, сменить пыльную Пандору на что-то свеженькое было действительно приятно. Единственный момент – на Пандоре мы начинаем, а следовало бы ей заканчивать: бить ностальгическим молотом в финале все же эффективнее. Помимо нее для посещения доступны три «с половиной» планеты: целиком покрытая титаническим мегаполисом Прометея и ее спутник с типично-лунными пейзажами, планета-храм Афина, выполненная в восточном стиле и болотистая Иден-6.
Нарисовано все красиво, разнообразие душу греет, но вот дизайн самих локаций – ну такой. Это всегда большая кишка-хаб (открытые пространства есть, но мало), по которой нужно ездить на скверно управляемом транспорте и редко постреливать в других гонщиков – не геймплей, а кобыле пятая нога, если честно. Местами приходится спешиваться, потому что в некоторые ответвления уровней проезд запрещен – даже если кажется, что не запрещен. В таких закоулках обычно происходят сайд-квесты: кого-то убить, что-то подобрать, кого-то убить, что-то подобрать. Все верно, повторил два раза — потому что других примеров нет.
Но сайды бывают забавными с сюжетной точки зрения. Спасение агента из VR-пыточной, восстановления бургерной в условиях войны, варка свежего кофе, охота за убийцей, который сам просит его найти, поиск похитителя трусов. Иногда это даже смешно, чего об игре в целом не скажешь. Да-да, Borderlands– известная в индустрии комедия, но реально остроумным был только сериал Tales from the Borderlands, к которому Gearbox никакого отношения не имела. Неудивительно, что хоть немного смешно шутит в третьей части только отрастивший «осадные усы» Риз, главный герой того самого сериала. В остальном — примитивные натужные шутки, кривляния и невероятно раздражающий Клэптрэп, которого в третьей части, к счастью, мало. Зато в ней много туалетного юмора, буквально – из унитазов можно доставать лут, при этом они будут булькать говном, да и настоящий говномет как оружие присутствует. Шутка про говно есть даже в открывающем ролике.
Borderlands 3 своим юмором вообще напоминает мне лайтовый Postal и кому-то это может понравиться – не осуждаю!
Да и вообще фанатов игры я осуждать не могу – кайф от нее получаешь примитивнейший, но получаешь. Суть Borderlands 3 элементарна – убивай как можно больше врагов, чтобы получить новые пушки и из них убивать еще больше врагов. Главная особенность серии на месте – все пушки генерируются на лету. Выглядят они из-за этого чаще всего по-идиотски, зато эффект непредсказуемый. Говномет я уже вспоминал, еще запомнился патефон-пулемет, стреляющий льдом, и штурмовая винтовка, у которой обоймы после перезарядки отращивают ноги, начинают бегать по уровню и стрелять во врагов. Безумство форм и эффектов впечатляет – уж в этом игра сильна.
Ганплей при этом не далеко ушел от второй части, но ВРОДЕ стал немного получше и точно ускорился – персонажи резвее бегают и прыгают, делают подкаты. Но ощущения от стрельбы все равно бесконечно далеки от той же Destiny (и уж тем более RAGE 2), в которой каждая пушка бахает так приятно, что хоть по стенам пали, все равно круто будет. А Borderlands именно что «Diablo с пушками»: кайфуешь тут не от самой стрельбы, а от того, как массово, кроваво и смешно дохнут все вокруг. А тут еще и ульта накопилась, щас как бахну всех разом! Врагов всегда очень много, спецэффекты фонтаном, и ты в середине, зажал кнопку стрельбы и не отпускаешь.
А еще круче, если ты делаешь это с друзьями: Borderlands все-таки про кооп, да и общее правило «в коопе все веселее» никто не отменял.
Но у Diablo игра заимствует не только хорошее. Есть тут, например, и «разноцветные» старые враги с растянутой полоской здоровья, и вчерашние боссы, переведенные в ранг рядовых. Классика Action-RPG на месте, во всех ее аспектах – тут я, скорее, даже не критикую, а просто предупреждаю. Правила жанра, все-таки.
Классы, по традиции, новые. Свежая четверка: Амара, Моуз, ФЛ4К и Зейн. Амара – сирена, специализируется на контроле и ближнем бое, хватает врагов огромными магическими руками и колошматит со всей силы. Моуз – типичный танк, умеет ненадолго призывать боевого меха, на которого можно навешать пулеметы, огнеметы, гранатометы и другие крутые штуки. ФЛ4К – бистмастер, чьи звери эволюционируют по ходу прокачки, словно покемоны. Ну а Зейн: солдат-универсал, отвлекает врагов, взрывает врагов, может вместо гранат взять вторую ульту — самый простой класс для игры в соло, если что.
Я много играл за Моуз и Зейна, и поменьше за Амару с ФЛ4К. Могу сказать, что проходных классов в игре в этот раз нет – особенности у всех яркие, но не все подходят для одиночного прохождения. Амара и Моуз, которую я опрометчиво выбрал своим главным героем, сильно зависят от поддержки, играть за них интересно, но трудно. Впрочем, это же Borderlands – большую часть времени тут все же стреляешь из пушек, и не используешь классовые способности. Так что найдя достаточно крутое оружие, можно кем угодно успешно играть. Непроходимой игра от неудачного выбора не станет, но, возможно, придется чуть больше пофармить сайд-квесты.
Ролевую систему, кстати, тоже пересобрали. Она теперь немного сложнее, но куда вариативнее. У бойцов сразу по три ульты — и к каждой прикреплен свой набор пассивных способностей. В бой можно взять только одну способность, но качать нужно все потихоньку, чтобы всегда оставалась возможность быстро подкорректировать стиль игры под ситуацию.
Но самое важное: Borderlands — не онлайн-игра. Здесь по локациям-хабам не бегают другие искатели. Здесь нет ворлд-квестов, собирающих для прохождения случайных игроков. Рейдов и страйков тоже нет. Завершив сюжет, можно начать новую игру плюс, либо отправиться перезачищать пройденные локации на легендарной сложности — с более потными ладошками. При этом утомить игра может уже на первом заходе, потому что в один только сюжет нужно вложить тридцать часов времени. А там еще тонны сайдов, секретики, сундучки.
Рэнди Пичфорд на презентации Borderlands 3 заявил, что игра должна не только порадовать старых фанатов, но привлечь новых. Не очень понимаю, как она это сделает – слишком уж старомодна. А вот для своих она все делает, как надо – сюжет снова про поиск Убежищ, приятные камео старых персонажей, юмор хоть и не мой, но явно в духе серии. Игра-фансервис.