Спустя пару дней утечек и слухов ремастер официально анонсировали для ПК, Xbox One, PS4 и Nintendo Switch. Улучшений обещают много, выйдет все это где-то летом 2020 года — и хорошо, что выйдет. Crysis вошел в историю как бенчмарк, уничтожавший компы в конце десятых. Но что это была за игра? Самое время вспомнить.
Главный вопрос: правда ли Crysis так опередила время в плане графона, что и сегодня даст просраться многим ААА?
Правда. Не уверен, что прямо многим, но некоторым точно даст. Сомнения на этот счет были и у меня. Эффект утенка никто не отменял. Игра вышла тринадцать лет назад и сейчас — по памяти — кажется, что она выглядела на пару поколений круче всех игр вообще. Чтобы проверить, как оно на самом деле, я установил игру без модов и пару часов в нее поиграл. Это было непросто. Пришлось повозиться с фиксами и разрешением, но в итоге она все же заработала.
Crysis в 2020 году выглядит отлично. В игре просто очень четкая, приятная картинка с крутым освещением и впечатляющей дальностью прорисовки. Особенно хорошо она выглядит на рассвете и закате — солнечные лучи все еще невероятно красиво пробиваются через пальмовые листья. Детализация персонажей и оружия во многих современных играх и вправду хуже. Дым, огонь, пляжи и вода — шикарные. Слабые стороны тоже, конечно же, есть. Скажем так: камни в жизни не такие угловатые и не далеко все текстуры состарились хорошо, если упереться в них носом. Но в любом случае это такой уровень, что стороннему наблюдателю не нужно делать ремарки, дескать, ну что ты хотел, игра вон когда вышла.
Если же нагрузить Crysis фанатскими паками 4К-текстур и ENB-надстройками, то выглядеть она будет так, будто вышла вчера. И хочется верить, что как-то так игра и будет смотреться на современных консолях. Или даже лучше, ведь разработчики собрались прикрутить к ней рейтрейсинг. Как это будет сделано — не очень понятно. Но если Crytek справится, это будет прецедент — первая игра с рейтрейсингом на текущем поколении консолей.
А еще игра заявлена на Switch — как такое вообще возможно?
При этом Switch тоже будет поддерживать рейтрейсинг, если верить утечкам. Как возможно конкретно это — загадка. Но в целом консоль запросто потянет игру – она выходила и на Xbox 360 с PS3. Смотрелась он там не супер — на уровне средне-низких настроек. Но тогда с такой картинкой ее мог запустить не каждый ПК.
Уровень прошлого поколения (и даже выше) Switch вытянуть может. Примеры уже есть — тот же DOOM 2016, который на портативе смотрится не хуже версии для базовой Xbox One. Еще нагляднее — Switch-версия LA Noire, которая на портативе выглядит лучше, чем на прошлом поколении. В хэндхелд-режиме она вообще ничем не отличается от ремастера для современных систем. То же можно сказать и про Dark Souls, если опустить ограничение в 30 FPS.
Сюжет Crysis — это не высокая драматургия, но в напряжении он держит.
Главные герои — элитные спецназовцы в нанокостюмах. Они отправляются на тропический остров с миссией. Северная Корея нашла там что-то, нужно выяснить что — большего не знают и сами герои. Этим чем-то в итоге оказывается огромный корабль пришельцев и его агрессивные обитатели. Не слишком оригинальная история, но вайб у происходящего как в «Хищнике». Натренированные, готовые ко всему бойцы (неплохо прописанные, между прочим) сталкиваются с чем-то, к чему они все же не были готовы. Причем опасность грядущего открытия игра нагнетает со всей силы, и разрядка в итоге случается огненная.
Crysis — это хороший боевик, который в последующих двух играх еще и выстроил неплохой лор вокруг оригинальной истории с пришельцами. Они тоже достойны ремастеров — и они, скорее всего, не за горами.
Геймплей у Crysis — в порядке: сегодня она воспринимается как сфокусированная на стрельбе Far Cry без вышек и сайд-квестов.
Про оригинальную Crysis в 2007-м шутили, что это игра, в которой ты пять минут стреляешь в корейцев, а потом полчаса идешь по болотам и стреляешь уже в лягушек. В нее действительно можно играть именно так. Crysis забрасывала тебя на огромные карты, ставила задачи — и все; киношной постановки было мало. Игра была про свободу: как ты будешь перемещаться от точки до точки, как ты будешь брать блокпосты. Некоторые перестрелки вообще можно скипнуть, обходя кордоны и лесные засады кустами.
Главная особенность игры — костюм главного героя. Он определял три пути прохождения: силовой, быстрый и стелс. Увеличение силы и брони позволяло отыгрывать танк (настоящие танки угонять, кстати, тоже можно), который заходят на вражескую базу через парадный вход с гранатометом. Режим скорости хорошо подходил для ловкачей: убивают быстро, зато можно как молния носиться по уровню и раздавать хэдшоты, если реакции хватает. Ну а невидимость — это путь стелса, тут ничего и объяснять не надо. Та же невидимость как раз и позволяла шариться по кустам, не стреляя вообще. Это, на самом деле, самый простой, но и самый скучный путь.
Ну и жонглировать этим всем никто не мешал. Можно влетать на базу на броневике, в адском пламени топить все, что, видишь, стоя с пулеметом в огне, а потом растворяться в инвизе и дальше уже выкашивать паникующих солдат. Это довольно трудно и требует времени на обучение. Но отдача достойная: в Crysis действительно хороший ганплей и толковая физика.
Кроме режимов костюма инструментов для развлечения было немного. Фактически, они состояли только из приземленного оружия: винтовки, снайперки, пистолеты, гранаты. Не считая, конечно, инопланетного пулемета. Но сегодня в таком аскетизме видится даже некоторый шарм. Такая милитари-версия Halo.
Финальная треть Crysis — линейный шутер, и в таком виде игра тоже хороша.
В Crysis есть крутые срежиссированные эпизоды. Самые сильные — отстрел пришельцев в невесомости на космическом корабле и финальный замес на авианосце. На фоне этого хотелось бы верить, что и аддон для первой части — Crysis Warhead — тоже войдет в ремастер. Он по сравнению с оригиналом вообще более линейный и экшеновый — это две довольно разные игры.
Впрочем, некоторым как раз финал Crysis впечатления от игры и испортил — слишком уж сильный контраст с остальной игрой. От себя могу сказать, что главный минус главных грех эпизодов с пришельцами — не линейность, а тупость инопланетян. Корейцы-то в игре довольно смышленые: работают в команде, прикрывают друг друга и грамотно занимают оборонительную позицию (хотя иногда ИИ все же сбоит). Пришельцы просто прут на героя. Но повторюсь: это все равно фан и это лишь треть игры, если не меньше.
В 2007 году Crysis и вправду была бенчмарком, в который мало кто мог нормально поиграть. Сложно оценить геймплей, когда игра у тебя пятнадцать кадров еле выдает. Да и рекламировали ее больше через картинку — в итоге только ей она и запомнилась. А ведь в первую очередь Crysis — это все-таки отличный шутер. Самобытный, сфокусированный, таких сегодня почти не делают, так что в 2020 году игра смотрится даже свежее, чем в момент выхода. И если уж в этот раз Crysis можно будет оценить во всей красе и без технических сложностей — это стоит сделать.