Летом этого года российский киберспорт расправил плечи шире, чем когда-либо: сначала компьютерные дисциплины попали в реестр официально признанных видов спорта, затем выяснилось, что в середине августа московский Ледовый дворец ВТБ станет ареной для полуфинала и финала Континентальной лиги League of Legends. Тогда же, в августе, всех, кто увлекается киберспортом, ждет еще одно крупное событие: финал ежегодного турнира The International.
Накануне всех этих событий мы связались с тремя киберспортсменами и одним кибертренером, которые уже совсем скоро доедут до Москвы и выступят в «Ледовом», и устроили им допрос с пристрастием. Что делать человеку, который взглянул на свои седины и решил построить карьеру в киберспорте? С чего ему начать? Какие подводные камни? Нам было интересно все: необходимая экипировка, режим дня профессионального игрока, затраченные усилия и финансовая сторона дела. Но главное: насколько все это похоже на безудержную жизнь звезды рок-н-ролла, которого преследуют полуголые фанатки (оказалось, не особо)?
О том, как стать киберспортсменом, что для этого нужно, как совмещать спорт с работой и личной жизнью, а также о том, когда пора устать и уйти — в нашем эксклюзивном интервью.
Я мечтаю стать звездным киберспортсменом, что мне для этого нужно?
Александр Глазков: В первую очередь, нужно отлично играть в игру, которая тебе нравится. Ты должен быть не просто хорош, а лучше, чем все остальные. Дальше идут личные качества — реакция, стрессоустойчивость — иногда помогает удача.
Егор Медведев: Сложно сказать, что нужно сделать, чтобы все получилось, потому что у большинства из нас все получается само собой. Если вы начинаете играть в ту же League of Legends на высоком уровне, то дальше все зависит от того, насколько вы готовы себя ей посвятить. Если вы не бросите все на половине пути, продолжите совершенствоваться и упорно тренироваться, то шансы на успех заметно возрастут.
Илья Мелькумов: Чтобы стать звездным киберспортсменом, нужно уметь быстро думать и быстро нажимать на клавиши — это два самых важных навыка.
Константин Чанчиков: Нужен компьютер, который позволяет запускать игру на необходимых настройках. Нужен стабильный интернет с хорошим пингом до игровых серверов. И правильно подобранные девайсы — мышка, коврик, клавиатура. Стол, стул, в конце концов.
Как подобрать экипировку? Есть ли разница между тоннами мышей, гарнитур, кресел от всевозможных производителей?
А.Г.: Разница, конечно, есть. Самым главным в командных играх я считаю качественную гарнитуру, чтобы связь с союзниками была добротной. Все остальное не принципиально, если сама игра не требует каких-то дополнительных функций, таких как, например, дополнительные кнопки на мышке.
Е.М: Честно отвечу, что для меня особой разницы нет, главное чтобы было комфортно.
И.М: Конечно есть! Разные клавиатуры имеют разные отклики и по-разному подходят для каждого игрока. Кресло тоже очень важно: игрок проводит в нем почти все свое рабочее время.
Чем удобнее человеку, тем лучшие результаты
он будет показывать.
К.Ч.: От выбора мыши и коврика зависит то, насколько быстро и точно вы сможете наводить курсор в нужную точку. Это очень важно, так как несколько миллисекунд могут решить исход игры. Разнообразие мышек сейчас огромное. Обычно разница между ними выражена следующими параметрами: DPI, количество дополнительных кнопок, форма, вес, размер. Коврики тоже бывают разные. Я пользуюсь тканевыми, они делятся на:
- Speed — материал очень гладкий, мышка двигается по нему плавно.
- Control — материал с крупной текстурой, сопротивление при перемещении мышки более высокое, соответственно, нужно прикладывать чуть больше усилий.
Выбор кресла также важен: просто представьте, что вы водитель-дальнобойщик, который сидит за рулем по 12 часов. Естественно, если кресло неудобное, вы будете быстрее уставать, у вас будет болеть шея и спина (это, в свою очередь, влияет на ваше кровообращение, а от него зависит работа мозга, ухудшается концентрация и внимание). В общем, подойдите к выбору игрового кресла с умом.
Что касается гарнитур, что я всегда покупал самые дешевые, так как качество звука для меня не является важным. Главное, чтобы они не были тяжелыми, не давили на уши. По поводу выбора микрофонов: если не ловят звук из наушников, то все в порядке.
Чем пользуются профессионалы? Зависит ли экипировка от жанра игры, в которой я хочу преуспеть?
А.Г.: К клавиатуре и мышке я не привередлив, играю практически на любых устройствах, а вот среди гарнитур в последнее время отдаю предпочтение Sennheiser.
И.М: Я использую мышки Zowie. Думаю, что экипировка не зависит от жанра игры, и это уже отходит на второй план. Самое главное — насколько удобно тебе играть на том или ином комплекте.
К.Ч.: Мышка — Steelseries Sensei; клавиатура — Razer Cyclosa; коврик — Razer Goliathus Control, хочу купить Speed.
А карта для захвата видео, микрофон, зеленый экран — как вообще все это выбирать?
К.Ч: Для захвата видео я использую видео карту Ge Force GTX660 (модель уже старая, но мне хватает). Микрофон лучше всего брать «студийный», кардиоидный (направленный в одну сторону) — ваши зрители не должны слышать посторонних шумов, и качество звука должно быть на высоте. Зеленый экран — вещь не хитрая: можно взять ватман или кусок плотного материала и прикрепить его на стену. Важно лишь, чтобы все было по размеру, и зеленый фон перекрывал все пространство, которое находится за ведущим.
Сколько часов в день полагается проводить за игрой? Есть ли тут какой-то рекомендованный тайминг, расписание?
А.Г.: Я в среднем провожу в игре около 8 часов «чистого времени» или 11 часов «грязного». Что я имею ввиду — особенность высокого рейтинга в League of Legends состоит в том, что ты долго ищешь игру, в районе 10-20 минут ради одного 1 матча. В итоге часть дня я провожу технически не играя, но находясь в клиенте LoL. Насчет тайминга или расписания: на мой взгляд, это не так работает. Если ты играешь в «Лигу Легенд» в плохом настроении или «сгорел», то играть будешь хуже. Соответственно, эффективность таких тренировок ниже. Играть надо отдохнувшим и сконцентрированным, а точный график не всегда гарантирует это. Подстроиться под определенный план не всегда возможно, но в принципе иметь его не так уж плохо.
Е.М: Во время подготовки к турнирам уходит практически все время, если же на горизонте нет турниров, то несколько часов в день вполне хватает.
И.М: Около 10-12 часов в день. Для меня здесь нет выходных. Я считаю, что каждый день нужно тренироваться, чтобы показать свой максимальный результат.
У нас есть расписание на день, и обычно оно выглядит так: подъем — еда — тренировка — еда — тренировка — сон.
Совместим ли профессиональный киберспорт с работой, например, в офисе или на мясокомбинате?
А.Г.: Я не работал, параллельно играя, но учился в университете. Некоторое время можно заниматься всем параллельно, но как только в «Лиге» начинает «получаться», она поглощает все больше и больше времени, в результате чего ты начинаешь либо забывать о чем-то одном, либо становишься профессионалом среднего уровня во всем, что делаешь.
Е.М: Если заниматься этим профессионально, то вряд ли будет время на что-то кроме игры, поэтому я сомневаюсь, что ты сможешь это совмещать с работой в офисе или на мясокомбинате.
К.Ч.: Профессиональный киберспорт — это и есть работа. Он требует практически все ваше время, и чем больших результатов вы достигаете, тем больше времени вам необходимо вкладывать.
Из личного опыта могу рассказать про период в жизни, когда я работал гейм-дизайнером и параллельно играл с командой в WoW. Я пытался совмещать оба занятия, но приходя домой после работы и начиная тренироваться с командой, я понимал, что не могу играть даже на 60% от своей обычной формы из-за усталости.
Я постоянно недосыпал и в результате страдали мои игровые навыки. На каждой тренировке я все больше терял мотивацию, так как у меня не получались даже простейшие в исполнении действия. Ухудшались и мои результаты в работе, которая требовала сильного включения в процесс. В итоге я выбрал работу, с которой ушел спустя несколько лет. А через несколько месяцев после увольнения я начал тренироваться в одиночной очереди «Лиги Легенд».
Существует ли традиция смены дисциплины, если спортсмен добился успеха в одной игре, а затем пошел учиться играть в другую, успешно выучился и стал чемпионом?
А.Г.: Я думаю, что теоретически переход из одной игры в другую возможен, если они похожих жанров. Я знаю много «лолеров», которые перешли на Heroes of The Storm, но, в любом случае, приходится перестраиваться и учиться новой игре.
Е.М: Моя карьера началась с League of Legends. Если говорить насчет традиции смены дисциплины, то это, на мой взгляд, довольно трудная, можно даже сказать, невозможная вещь. Если кажется, что игры похожи, то в игровом плане в них все будет на 90% разным, и вам придется вложить огромное количество времени, чтобы просто освоить базу, не говоря уже о соревновательном уровне. Оно того просто не стоит.
И.М: Я бы сказал, как и в любой карьере, в каждой игре нужны свои навыки. То есть если вы выигрываете в LoL, можете попробовать поиграть в «Доту». С другой стороны, зачем это нужно, если вы и так побеждаете?
Как вы проводите время на крупных мероприятиях? Вечеринки, неожиданные эротические приключения с незнакомками, казино? Уместно ли сравнивать киберспорт с рок-н-роллом? Как устроено коммьюнити, есть ли настоящие фанаты, групиз, приключения на выездах?
К.Ч.: На крупных мероприятиях я всегда занят, график на выездах очень плотный, и после эмоционально напряженного дня всегда хочется отоспаться. Но отчасти такое сравнение уместно. У нас есть все: и фанаты, и групиз — популярность притягательна.
Е.М: После турниров у нас обычно происходит вечеринка, во время которой встречаешь красивую незнакомку и идешь с ней в казино.
И.М: Обычно на крупных мероприятиях я пытаюсь сфокусироваться на игре, а после игры общаюсь с фанатами и готовлюсь к следующему игровому дню. Конечно, есть и интересные истории, но, увы, не имею права о них говорить, иначе они сразу же закончатся.
Е.М: В России киберспорт не так сильно развит, как, например, в Корее, и публичного внимания к нему гораздо меньше. Несмотря на это, болельщиков на каждом турнире достаточно много, а на финалах всегда присутствует фанатская база, ради которой приятно играть.
Когда пора уходить
Константин Чанчиков:
Я слышал много мнений о том, что в киберспорте есть
свой пенсионный возраст, который, чаще всего,
приходится на 22-24 года.
К.Ч.: Сам я считаю, что карьера кибератлета практически не имеет ограничений. Потенциальное завершение киберспортивной карьеры можно связать с утратой гибкости восприятия новой информации: вы перестаете изучать новый материал, повышать свои навыки, искать новые стратегии; вы верите в то, что ваше мнение является единственно верным и других быть не может. Важна также разница поколений. Одно дело когда ты соревнуешься с ровесниками: ваш максимальный потенциал мастерства примерно равен. Другое дело, когда в соревновательной дисциплине появляются более молодые люди, и ваши потенциалы расходятся, так как новое поколение впитывает больший объем информации, учится быстрее, лучше использует современные технологии и, следовательно, их максимальный потенциал выше. Но оставаться в седле вы все еще можете.
А.Г.: Я думаю, что сам человек может «перегореть» , а также по показателям здоровья уже не проходить в некоторых дисциплинах. При этом в многие продолжают играть и 30-летними дядьками с семьей. Пока в человеке горит искра соревновательного азарта, я думаю, он будет годен играть. К тому же, во всем мире все больше и больше становятся востребованы тренеры с пониманием того, как построить хорошую команду или развить топового игрока. Так что в данный момент обозначить возрастной рубеж, после которого ты будешь уже не актуален, я не могу.
Полуфинал и финал чемпионата СНГ по League of Legends пройдут 13 и 14 августа соответственно в Ледовом дворце. Более подробную информацию о мероприятии и билетах ищите на официальном сайте события.