Слушатели подкаста «Отвратительные мужики» не дадут соврать, я не раз говорил в прямом эфире, что в серию Dark Souls не играл и не собираюсь. Дело в том, что моя юность прошла под знаком 8-bit (Sega-то была не в каждом доме) и уж чего-чего, а кривых экспериментальных игр (иногда на японском языке) я насмотрелся. Сделать гиперсложную игру не так уж и трудно: дайте начинающему геймдизайнеру карт-бланш, добавьте в команду криворукого левел-дизайнера, не забудьте о недоученном программисте, и на выходе вы получите непроходимую игру.

Ради интереса и подтверждения собственных слов я решил попробовать Dark Souls 3 и с первых минут получил то, на что рассчитывал. Игра отказалась подключаться к онлайну, сославшись на сбой каких-то калибровок. «Глючное японское недоделанное дерьмо», — удовлетворенно заключил я. Дальше все происходило по запланированному сценарию. Мой персонаж постоянно огребал, рипосты (что это за слово вообще?) закономерно не работали, в финале уровня Судия Гундир встретил хорошей взбучкой от которой, казалось, нет спасения. Кому это нужно?!

ninja

В таком виде я встретил финальную локацию: без брони, без щита, с двумя изысканными доранскими молотами.

Dark Souls 3 вышла в правильное время, полное отсутствие других интересных релизов возвращали меня к мазохистским упражнениям: «последний раз попробую и к черту». Через продолжительное время такое самоистязание дало результат: случилось первое откровение. Смерть в Dark Souls — неизбежная и необходимая часть геймплея. В какой-то момент вы перестаете нервничать от каждой нелепой и случайной гибели, потому что пришло понимание: мой личный опыт никуда не делся. Я только что совершил вылазку, запомнил расположение уродов, выучил пару новых приемов, перестал бояться вон того с алебардой, в конце концов погиб и просрал кучу душ, но этих знаний у меня никогда не отнять! Я стал сильнее! Босс Гундир дал второй суровый урок; он словно строгий учитель каждый раз вбивал меня в землю со словами «Ты не готов!», тем самым делая меня только крепче. В новую локацию я вступал с опасением и все еще без удовольствия, болезненно вспоминая уроки Гундира и больше всего на свете надеясь избежать повторения этого. Но именно на стене Лотрика стадия отрицания закончилась и пришло принятие неизбежного: процесс начал мне нравиться! Но новый уровень смысла, обретенный мной в этой локации, предопределил мое отношение к игре и серии вообще: Dark Souls гораздо умнее той формулы «Ты умрешь!», с которой носятся фанаты и маркетологи игры. Когда наконец-то на меня снизошло озарение, что эта игра не только и не столько про хардкор, что это игра про исследование, про приключения, про тайны, про красоту, наконец (о, Иритилл, как ты прекрасен!), и в этот момент я обрел истинное счастье. Во время прохождения игры мне приходили разные мысли, которыми я делюсь ниже.

ezgif.com-optimize (1)

Зачем ты играешь парным оружием, говорили они. Ты ничего не добьешся, говорили они.

Парное оружие

Когда все узнавали, что я прохожу игру с парным оружием — двумя кривыми скимитарами — то крутили пальцем у виска: ты сумасшедший. Что поделать, со щитом не задалось с самого начала. Постоянно зажимать кнопку защиты — неудобно. Ходить вокруг каждого врага в оборонительной позе и ждать его ошибки — долго. Получать по щиту и точно так же тратить энергию — глупо. Не проще ли увернуться в прыжке и оказаться на один шаг ближе к противнику? В последствии я сменил скимитары на парные доранские молоты и с ними безболезненно дошел до Олдрика, где случился мой первый серьезный затык. Но, на секундочку, это четвертый лорд пепла, после которого уже финишная прямая!

Олдрик впервые заставил пересмотреть мой билд, настолько я был беспомощен

Гайды расписывали преимущество большого щита, и я всерьез пожалел о неправильной прокачке (все было потрачено на ловкость и выносливость). Сожаление длилось не долго. Справедливо решив для себя, что имею дело с RPG, где не бывает универсальных решений, послал куда подальше все советы. С помощью друзей-фантомов Олдрик отправился на покой, а я продолжил играть как мне нравится. К слову, раскаченные молоты превращаются в грозу рыцарей, и в замке Лотрика можно навести шороху на этих громыхающих мразей.

ezgif.com-optimize

Работать парным оружием — одно удовольствие!

Про что сюжет Dark Souls 3? Да ни про что!

Подступиться к DS в свое время мешали рассказы других игроков про запутанный и непонятный сюжет, который нужно впитывать по капельке. А если начинаешь с третьей части, как быть? Так вот, беспокоиться вовсе не о чем. Сюжета в классическом понимании в Dark Souls 3 вообще нет. Есть нарратив, лор, бэкграунд. Богатая и насыщенная вселенная, факт. Но если история вас не интересует, то это никак не помешает наслаждаться игрой. Пока вы не в теме Dark Souls, разговоры других об игре напоминают встречи сектантов, общающихся кодовыми словами и символами, и рисуют в голове невероятные картины: что же на самом деле происходит в мире игры? Чистилище? Другие измерения? Мир мертвых? Может, мы в аду?

Все проще: оказалось, что Dark Souls 3 — классическое фэнтези про богов и драконов. Все, что мы видим в игре — это реальные королевства, некогда славившиеся своими рыцарями и королями. Сказочное уродство вокруг — последствия борьбы за власть, использование запретной магии, божественное вмешательство, а также прочие околомагические напасти. Кто-то метко заметил, Dark Souls — это фэнтезийный постапокалипсис. Впрочем, если у вас богатая фантазия, интерпретируйте происходящее как вам угодно, если так интереснее играется.

zagadka

Если вы сильно упарываетесь по сюжету, то объясните мне вот это. В локации Драконий Пик мы видим Анор Лондо, но не видим огромного замка, который довлеет над нами всю игру. Вон те дальние скалы, замка нет! Где мы: прошлое, будущее?

Танцовщица

Если Олдрик заставил пересмотреть характеристики персонажа, то Танцовщица внушила мысли о полной капитуляции и удалении игры. Вызванные на помощь фантомы падали от ее ударов, как скошенное сено, еще на первой стадии босса. Вскоре закончился уголь, пришло отчаяние. Никогда раньше (в других играх тоже) я не встречал такой плавности у компьютерного противника. Стоило отойти за колонну, как Танцовщица стремительной змеей огибала препятствие, заглядывая прямо в лицо. Да-да, можно изучить ее паттерны и все такое, но все равно, невероятная скорость и бешеные выпады Танцовщицы наводили панику в атакующих рядах. Танцовщица научила меня, что даже друзья не всегда могут помочь, если лично ты не готов к боссу. Пока я фармил новые угли, я подкачался, успокоился, вернул уверенность в себе и в следующий раз на пару с толковым товарищем ушатал проклятую суку.

ezgif.com-optimize (3)

Вы просто посмотрите на это: Танцовщица убивает сразу двух призванных фантомов. Не завидую оставшемуся игроку.

Использование гайдов

Dark Souls 3 может показаться слишком комплексной, сложной и невыносимой (а она старается такой казаться), что обязательно захочется прожить ее по гайдам и советам старших товарищей. Можно и так, но секрет в том, что интереснее играть и ошибаться самому. А главное, это возможно.

Случился затык, ответ один — вы не готовы. Вы не просто не готовы убить этого босса, вы не готовы идти дальше. Ведь как известно, чем дальше в Dark Souls, тем хуже. Не торопитесь. Изучите пройденные локации, наверняка есть места, где вы пробежали в панике, оставляя таинственные закоулки неисследованными. Самое время вернуться, наказать тех, от кого бегали. Быть может, за поворотом скрывалась секретная локация, которая обогатит вас новым опытом и новыми предметами.

Гайды частенько называют того или иного босса
«легким» и «проходимым». Забудьте,
в Dark Souls 3 нет легких боссов,
особенно если вы играете первый раз

И вообще — это вредный и неправильный образ мысли — рассчитывать в Dark Souls на что-то простое. Как только вы настраиваетесь на что-то халявное, моментально огребаете по полной. В моем случае так было с Олдриком (какой-то умник окрестил его простым) и с Оцейросом Снедаемым Королем, которого тоже записали в простейшие. Смотря с чем сравнивать, господа. Пара трюков, чтобы заехать к игроку в задницу на паровозе, у Оцейроса точно имеется.

На Снедаемом Короле я видел, как гибнут призванные фантомы, а это обычно те, кто уже прошел босса и караулят у ворот, чтобы помочь другим. Профессионалы, мать вашу. К черту гайды и к черту эти тактики — играйте в свое удовольствие. Dark Souls 3 не так сильно прячет свои секреты, как можно подумать.

nin3

На мой взгляд, показатель брони в Dark Souls 3 не имеет никакого значения. На картинке самый укрепленный доспех в игре — броня Смауга. Да, он делает вас малоподвижным, но ведь неплохо защищает! Хрен там, первый же противник проткнул меня насквозь, будто я был голым. К черту! Только тряпки, только кувырки!

Лотрик и двуручный меч

Единственный раз, когда я изменил парному оружию, случился на принце Лотрике и его недоделанном брате. Лотрик и Лориан жестоко отпинали меня, и снова я увидел в воздухе образ Гундира и прочел сакраментальное «Ты не готов!». Этот босс страдает от ударов молнией (кстати, таких большинство, включая финального); мои изысканные доранские молоты никак не подходили на заточку под электричество и пришлось искать иной путь. Это вылилось в отдельное приключение, которое я придумал себе сам: найти и выковать меч специально для ублюдочных братьев. Для прокачки такого меча мне не хватало нескольких обломков титанита, и чтобы их найти пришлось отправиться (но сначала найти и открыть) в секретную локацию Драконий Пик, что также вылилось в самостоятельный увлекательный трип, где фигурировали виверны, змеелюди и черт его знает что. Получив нужные обломки титанита (их там правда много) я превратил двуручный меч в наэлектризованную Смерть Лотрика.

Screenshot-Original (1)

Я уеду жить в Лондо! Там где больше угля, может быть навсегда, и костры будут сниться!

Помощь, ковенанты, сообщество

Популярная точка зрения: «фи, используешь фантомов, нужно биться с боссами один на один». Забыли добавить: на ножах и на миде. Вообще, странная точка зрения. Механизм онлайновой игры в Dark Souls — это не просто кооператив или PvP, это своя философия и часть мира. К тому же, как описывалось выше, есть боссы, которые рвут даже нескольких игроков, если один из них недостаточно готов к поединку (Танцовщица, Лотрик).

В первую очередь меня поразило сообщество, играющее в Dark Souls 3. Каждое появление фантома — это обязательный ритуал с использованием языка жестов. Даже пришедший убить вас персонаж не всегда спешит с PvP, разыгрывая пантомиму. Складывается ощущение, что участвуешь в неком спектакле, не до конца понимая своей роли, и от этого впечатления только усиливаются.

ninja2

Каждый выстрел из лука Драконоборца стоит 500 душ, но наносит не такой критический урон, когда из него стреляют по вам. Несправедливость!

Лук, ты мой отец

Если вы такой яростный пуританин, то после отказа от фантомов вам немедленно нужно отказаться от использования лука, потому что это самый настоящий официальный чит. С луком можно творить невероятные вещи и вылезать из самых безнадежных ситуаций. Да что там, некоторых боссов можно завалить исключительно из лука (Старый король демонов, например). Лук отлично подходит для выманивания уродов по одному, даже если они стоят плотнейшими группами. Когда у вас прокачана ловкость, из лука можно зачищать целые локации, прежде чем спускаться в них. Всегда закупайтесь на сдачу стрелами — лишними не будут никогда. Боссы, драконы, рыцари, прочие мрази, все они падут, в то время как вы будете стоять в безопасности. Пусть это займет некоторое время, но оно того стоит.

Запомните: никакого геройства!