Dark Souls 3 продолжает традицию, которая была заложена японской фирмой From Software в 2009 году в игре Demon’s Souls: одинокий и крайне уязвимый герой бродит во мраке, дерется с монстрами и очень часто погибает. Настолько часто, что через какое-то время это даже перестает злить — смерть здесь в порядке вещей, это такой же элемент механики, как фехтование. В прошлом году те же японцы выпустили Bloodborne — игру с идентичной схемой, но несколькими мелкими механическими и крупными стилистическими изменениями, которые в результате собрались в очень свежий (хоть и по-прежнему доводящий до исступления) опыт.
Dark Souls 3 возвращает сериал к корням, которые она оставила в самой первой части (2011): замки, скелеты, драконы, заколдованный лес, проклятое болото, рыцари в доспехах, всюду мрак — точнее всего происходящее описывает понятие «фэнтези-постапокалипсис», которое популярно в зарубежной критике. Что именно тут произошло, и почему вокруг руины, среди которых бродят полоумные мертвецы, игра не объясняет — тем интереснее и волнительнее каждый следующий шаг вперед, который таит в себе неизвестность и гарантирует только одно: за углом может ждать что угодно; подними щит, не ссы и ступай уверенно, но осторожно. Если умрешь, при следующей попытке, по крайней мере, будет ясно, с какой стороны ждать удара. И на том спасибо.
Surprise buttsex
Dark Souls 3 — испытание, которое ниспослано тем, кто устал смотреть, как современные игры играют сами в себя. Каждый эпизод вы запомните досконально и в итоге выучите наизусть всю игру, повадки всех противников, расположение ловушек и прочее — потому что пока вы играете в Dark Souls 3, вы только и делаете, что учитесь играть в Dark Souls 3. Талант тут не поможет, опыт предыдущих частей тоже (окей, вы будете заранее знать, куда нажать, чтобы в ужасе сбежать) — остается только зубрить.
Смерть в Dark Souls 3 традиционно повсюду: неважно,
какого уровня ваш герой, важно лишь, успел ли он
вовремя отпрыгнуть в сторону,
прежде чем его проглотит тварь размером с дом.
Или пришлепнет великан. Или столкнет с утеса скелет. Или загрызет псина. Или приобнимет чертова гадина, состоящая из вьющихся кольчатых червей.
Огромная доля саспенса в Dark Souls 3 заложена в битвы с боссами: играет демоническая музыка, надрывается хор; из тумана на четвереньках выползает что-то очень большое, непохожее на человека; оно атакует так стремительно, озлобленно и шумно, что сначала хочется просто уйти — и это ощущение не проходит ни при встрече со вторым боссом, ни в драке с десятым. Наилучший расклад — умереть не сразу, а хотя бы поняв, что противник вообще может предпринять, в чем его слабые стороны. Это поможет, но не критически: скорее всего, после серии ранений босс превратится во что-то другое, и тактику придется менять на ходу — либо немедленно умереть от удивления и повторить весь цикл заново.
На пятнадцатой попытке (и такое бывает) от происходящего можно начать буквально выть в голос — настолько безвыходными иногда кажутся некоторые ситуации.
Что я, где я
Но Dark Souls 3 — упражнение не только на выдержку, но и на ориентирование на местности. Хотя игра четко разделена на локации и позволяет телепортироваться между контрольными точками, первая вылазка по новой дороге может закончиться бесцельным плутанием по ядовитому болоту или падением в пропасть. Дизайн локаций здесь устроен таким образом, что многие стычки даже с рядовыми противниками разворачиваются в каких-нибудь нервных дополнительных условиях: на узких мостиках, под обстрелом с временно недосягаемой высоты, по колено в токсичной жиже — иногда все это происходит одновременно.
Некоторые локации сами по себе, даже без врагов, представляют определенную опасность: поиск верного пути может занять порядочно времени, если вы играете как человек и не сверяетесь с картой (которой в игре нет, зато уже есть в интернете).Несмотря на то, что рано или поздно каждый все-таки тянет руку к YouTube, потому что устал искать выход из отчаянного положения, шпаргалками лучше не злоупотреблять:
гордость первопроходца и облегчение, которое испытывает игрок при обнаружении верного пути или долгожданной точки сохранения — важнейшие элементы Dark Souls 3, как и ощущение триумфа после победы над особенно хитрым боссом.
Кроме всего прочего, Dark Souls 3, как и прежние работы FS, — праздник дизайна и живописи. За интенсивной рубкой чудовищ легко пропустить массу деталей и лоскутов запутанной истории — хотя игра, безусловно, достойна того, чтобы пользователь притормозил, выдохнул и окинул взглядом окрестности. Такие пейзажи и интерьеры, как в Dark Souls 3, есть далеко не в каждой современной игре, и при всей динамике происходящего, а также с учетом, как ни крути, центральной темы — убивать и умирать — игра способна окутать пользователя невероятно густой и убедительной интригой.
Все эти тезисы, в целом, были актуальны и для предыдущих частей Dark Souls, и даже для Bloodborne — сложно, красиво, дизайн — и до конца неясно, хорошо это или плохо. Из нишевого увлечения хардкорщиков Dark Souls выросла в ежегодные жанровые веселые старты, пускай и с разными названиями. Авторы во многом повторяются, тут и там цитируют сами себя, льют на игроков фан-сервис (особенно уютно здесь почувствует себя тот, кто внимательно играл в первую часть) и заметно облегчают жизнь тем, для кого эта «Souls» — первая. Для остальных это во всех смыслах «еще одна Dark Souls» — игра без откровений и масштабных изменений — и слава богу, именно этого все и ждали.
Если From Software не лукавят, то третья часть — последняя, во всяком случае, под этим брендом. Но я уверен, что марафон садистских игр продолжится — глядя на растущую популярность такого продукта, нарочно ориентированного не на самую широкую аудиторию, глупо даже предполагать, что историй про одиноких рыцарей во мраке куда-то исчезнут. Вне зависимости от общих статистических наблюдений, Dark Souls 3 даже на локальном уровне, наедине с пользователем, вызывает страшную и где-то парадоксальную привязанность — стоит о ней подумать, как сердце начинает биться чаще, и хочется немедленно бросить все дела и идти играть.
Dark Souls 3 в продаже для PC, PlayStation 4 и Xbox One с 12 апреля.