27 апреля выходит Dawn of War III — флагманская стратегия по вселенной Warhammer 40K от компании Relic Entertainment. Так сложилось, что Relic закрепили за собой звание производителя премиальных игр по вселенной WH40K. Особенно на фоне остального потока средних и откровенно слабых тематических поделок. Однако сообщество фанатов даже в этом случае чувствует себя обманутым. Разбираемся в этом парадоксе и ищем ДУХЪ И БУКВУ Warhammer 40K в новом Dawn of War.
Отношения между хардкорным фэндомом WH40K, то есть людьми, увлекающимся настольным варгеймом, и серией DoW как-то сразу не заладились. После выхода первой игры в 2004 году в уютном сообществе фанатов, посвятивших себя покраске моделей, стали появляться энтузиасты, активно использующие термины, но при этом ни разу не открывавших кодексы — основу основ настольного Warhammer. Это сразу послужило причиной для шуток и даже обидного прозвища — «доверасты».
Снобизм понятен, серия DoW вольно обращалась с правилами и кодексами мира Warhammer 40K. На то есть свои причины. В свое время, компания Blizzard многое подсмотрела в настольной вселенной Warhammer и перенесла в мир видеоигр, создав невероятные шедевры — Warcraft и Starcraft. Компания Relic оказалась в позиции догоняющей. В мире RTS к этому моменту сложились определенные каноны жанра, которым волей-неволей, но нужно следовать. Правила и кодексы настольного варгейма, увы, просто не могут быть досконально перенесены на эту почву. Игры Relic соревнуются с играми Blizzard, а никак не с настольным варгеймом. И накануне выхода третьей части надо принять одну простую вещь: DoW — это сложившаяся самостоятельная дисциплина, со своими традициями, рассчитанная на закоренелых игроков в RTS и MOBA. Для всех остальных (слишком нежных и чувствительных) есть настольный варгейм или Sanctus Reach, которая наиболее бережно перенесла пошаговые правила оригинала в мир видеоигр.
Dawn of War 3 вернулась к корням, к первой части. Решение понятное: вторую часть очень сильно ругали за ее компактность и узкий взгляд на бесконечную войну. Неполный взвод космодесантников играючи уделывал тиранидов, хаос и орков. Даже в самых смелых книгах по WH40K космодесантники не позволяли себе такого наглого превозмогания. И вообще, все слишком сильно напоминало Company of Heroes: укрытия, вышки, предметы и кач личного состава. «Верните масштабность! Покажите нам войну!» — просили фанаты и получили сполна.
DoW3 вернула все: строительство баз, десятки юнитов, грандиозные сходки в центре карты. Это повлияло сразу на многое. Сюжет стал более поверхностным и пунктирным, исчезла привязка к личностям, а миссии перестали быть приключением. Оно понятно: у нас тут RTS со строительством, а не странствия группы героев. То есть, вторая часть, конечно, была со странностями, но давала больше истории и теперь это наглядно видно.
Сюжетная кампания в игре одна — общая сразу для всех сторон конфликта: космодесанта, орков и эльдар. Только что Габриэль Ангелос, размахивая молотом, гонял эльдар, а в следующей миссии уже космодесант спасается от стремительных эльдарских атак. Сюжетная история показана с размахом и в духе вселенной, но слишком предсказуемо. Вот-вот из варпа появится древняя планета Ахерон, где спрятан мощнейший артефакт — копье Кейна. Три фракции начинают танцы в звездной системе (а потом и на планете) за обладание ценным призом. Честно говоря, кампания откровенно похожа на обучающую — многочасовая тренировка перед выходом в мультиплеер. Даже сюжетные ходы плавно подводят к главной мысли — принятию противоестественного союза людей, орков и эльдар. Ведь именно по такому принципу строится матчмейкинг, не правда ли?
На протяжении всей кампании вы ждете закономерного появления четвертой стороны конфликта и с этим связано, наверное, самое большое разочарование в игре. Задолго до выхода DoW3 было очевидно, что неназванным участником должны стать силы хаоса (чувствую, на этом моменте многие читатели оживились), но лучше бы его не было вовсе. Проблема в том, что полноценной фракции хаоса в игре нет. Разработчики пошли на всякие ухищрения, чтобы создать видимость присутствия губительных сил, вплоть до покраски уже существующих юнитов в красный цвет — знакомьтесь, хаоситы. И это, пожалуй, самый спорный момент кампании, за который Relic получит на орехи уже от всех фанатов Warhammer 40K.
Как уже говорилось выше, кампанию нельзя назвать выдающейся (в новеллах встречаются сюжеты и покруче). При этом две из сторон конфликта откровенно скучны и одинаково пафосны: эльдары и космодесант. Было бы совсем тоскливо, если бы не орки. Я бы даже выразился иначе: орки вообще вывозят весь Dawn of War 3. Как только начинается кампания за орков, игра расцветает и наступает дикое веселье.
Особенно прекрасен варбосс орков Горгутц, а его потрясающие тактические решения заставят улыбнутся даже закостенелого лоялиста. В какой-то момент орки решают прорвать блокаду из кораблей вокруг планеты на которой застряли. Какое решение выберут орки? Правильно! Лететь насквозь! И вот уже десант орков натурально прорубает гигантскую дыру в космическом форте, чтобы пропустить орочий флот. В отличие от людей и эльдар, Горгутц вообще не задумывается и не переживает, а просто идет всех крушить, чтобы заполучить «острую палку», как он называет копье Кейна. Самый честный и упрямый участник этой войны. Сама фракция орков также сделана с любовью и вниманием к деталям. Например, орки копаются в металлоломе, чтобы собрать лучшие пушки. У орков есть замечательные «Башни WAAAAGH!» — при активации они врубают рок и дают оркам силу и скорость. А сам Горгутц с размахивающей механической клешней восхитительно смотрится в сражении. В Dawn of War 3 обязательно стоит поиграть хотя бы из-за орков. Узнаете много нового о внутреннем устройстве и иерархии WAAAAGH!.
Другие фракции, хоть и менее колоритны, но также привязаны к сеттингу WH40K. Космодесант универсален, обладает огромным количеством разнообразной техники (в мультиплеере люди часто посылают в бой только танки). Не обошли стороной знаменитые десантные капсулы. Космодесант вступает в бой практически по всей карте, обрушиваясь врагам буквально на головы. И не стоит забывать об ублюдочном, сволочном, читерском орбитальном ударе (ульта космодесанта). Если в мультиплеере вам случится воевать против троих людей, то готовьтесь к тому, что они перепашут всю карту энергетическими лучами из космоса. Подсказка: вам крышка.
Эльдары получились дорогими и нежными. Но, сука, быстрыми. Тактика эльдар построена на паутине из порталов, которыми они покрывают всю карту. С помощью порталов эльдары мгновенно перемещаются в любую точку и так же мгновенно отступают. Имейте в виду, строения эльдар заряжают щиты юнитов, поэтому они часто тусуются вокруг порталов. Подсказка: уничтожайте чертовы врата без промедления, иначе эльдары достанут бесконечными вылазками. Эльдарская база — вообще явление временное. Каждое здание умеет телепортироваться, так что не надейтесь найти эльдар там, где вы их видели десять минут назад.
Заметно, что Relic пытаются осовременить жанр RTS. Элементы MOBA в DoW3 видны невооруженным глазом. Геройские юниты носят характерные названия: нюкер, танк, убийца. Само противостояние сводится к тому, чтобы снести трон ядро противника, в то время как подступы к сердцу вражеской базы охраняют башни турели. То есть, онлайн-битвы перестали длиться до последнего строения, до последнего юнита. Все союзники расположены на одном хайграунде и защищаются вместе. Атакуют тоже вместе. Вроде бы звучит как MOBA, если бы не одно обстоятельство.
Просто представьте, какое количество вещей вам необходимо контролировать. Давайте просто посчитаем. Первое: менеджмент ресурсов. Сюда входит поиск, захват, установка и защита. Второе: строительство базы и всех нужных апгрейдов. Третье: контроль за десятками разношерстных юнитов (с активными умениями!). И напоследок: управление тремя героями с кучей абилок. Не многовато ли деталей для мобы на вечерок? Готовьтесь к часовым и потным каточкам, не меньше. Как тут не вспомнить Halo Wars 2, еще один пример современной стратегии, где наряду с классическим RTS-битвами добавили режим «Блиц», сокращающий партию до десяти минут и без всякого строительства. На мой взгляд, онлайн-режим DoW3 сильно перегружен и не предлагает никакой альтернативы.
Так или иначе, DoW3 — закономерное развитие серии. Для большинства любителей Warhammer 40K — это вообще единственная возможность посмотреть на фантастические бои в реальном времени. Картинку игра показывает, конечно, масштабную: гремят болтеры, падают десантные капсулы, ревут полчища орков, раздается шепот заклятий эльдар. Серия DoW3 не может и не собирается заменить собой весь мир Warhammer 40K. Это отдельная и самостоятельная страница вселенной, которая может подарить вам немало приятных минут. А кодексы давайте читать отдельно. Летом, кстати, грядет масштабное обновление рулбука WH40K и по слухам нас ждет сокращение правил до 4 (ЧЕТЫРЕХ) страниц. Так что, DoW3 может оказаться не самым радикальным явлением в мире Warhammer 40K.