The Ancient Gods — это целый аддон, продолжающий историю DOOM Eternal. Его можно купить отдельно от основной игры, но пока вышла только первая часть. И она в целом хороша… но кое в чем DOOM все же свернул не туда.

Дополнение больше напоминает набор новых уровней.

Такой формат конкретно «Думу» подходит. DLC вообще никак не раскачивается и сходу выдает вступление в духе: «Палач Рока еще не закончил мочить демонов — вперед». Это хорошо. Через минуту ты уже мочишь демонов и этот процесс игра прерывает очень редко. Роликов на всё дополнение наберется минуты на две, а его сюжет и лор можно было бы пересказать в паре абзацев. Если совсем кратко — Палач решил уничтожить силы ада окончательно.

Всего в DLC три новых уровня. Станция ОАК в Атлантике — это серия огромных платформ в бушующем океане; кровавое болото в аду; и наконец, пристанище — красные сады в Урдаке, местном раю. Набор достаточно разнообразный. И сделаны все локации в духе уровней из оригинальной Eternal — огромные и открытые, на прохождение каждой уйдет часа по два. Непосредственно на боевых аренах пространства тоже много — бегать спиной и показывать акробатику все еще можно. Иногда, правда, игра почему-то запирает тебя в узких коридорах с какими-нибудь манкубусами и рыцарями — может, это дань уважения самому первому «Думу», но играется такое не очень. 

Ну а помимо, собственно, уровней, дополнение добавляет только пару новых врагов — левел-пак как он есть. 

Дополнение сохранило все лучшее из DOOM Eternal — и худшее тоже.

Разработчики почему-то решили не избавляться от спорных моментов игры (видимо, не считая их спорными) — и где-то даже сделать на них акцент. Так, на месте остался дурацкий платформинг — его не так уж много, но лучше бы не было вообще. Пару раз «полосу препятствий» вообще нужно проходить на скорость. Никуда не делись и простенькие головоломки в стиле «найди ящик, толкни его на кнопку». Они, опять же, не так часто попадаются, но сбивают темп и раздражают.

Ну и мародер, конечно же. Если он понравился вам в Eternal — радуйтесь, в дополнении он появится и не раз. Я же его возненавидел и прощать все еще не готов. Но разработчики явно им гордятся, поэтому кроме обычных стычек с мародером тут есть, например, перестрелка сразу с двумя (ее тизерили в трейлере). Возможно, это такой троллинг, но нервов эпизод высасывает порядком. Иногда мародеры нападают под прикрытием кибердемонов или под усилением от тотема, который невозможно уничтожить. Это худшие, душнейшие моменты DLC.

Дополнение до абсурдного сложное. 

Оно станет потным испытанием, даже если оригинал вы успели пару раз пробежать на «абсолютном кошмаре». В этот раз я мучился даже на средней сложности, что там выше — не хочу знать. Игра не церемонится и каждую вторую стычку раздувает до масштабов финальных сражений из оригинальной кампании. С первых же минут на тебя прут сотни демонов — и не какие-нибудь импы с зомби, а сразу весь бестиарий Eternal, со змеями, пинки и кибердемонами. При этом одна битва может спокойно растянуться минут на 15-20.

Все это одновременно и хорошо, и плохо. The Ancient Gods — это Eternal на максималках, но частенько она превращается в балаган, в котором невозможно думать. Непонятно, куда стрелять, куда бежать, как отступать — демоны буквально на каждом квадратном метре уровня! Иногда их так много, что они буквально берут тебя в кольцо, которое ты просто не можешь ничем пробить. В оригинале такое тоже бывало, но не так концентрированно.

Из-за чрезмерной сложности дополнение вышло утомительным.

Это все еще DOOM, это все еще круто, но от The Ancient Gods устаешь быстрее, чем от Eternal. Перестрелки слишком плотные, пережевываешь две-три — и уже хочется сделать перерыв. За прохождением The Ancient Gods начинаешь ценить плавающую динамику и перебивки на менее масштабную войну из DOOM 2016.

Забавно, но под конец DLC вообще начинает напоминать Serious Sam 4. Та тоже любит «душить» игрока будто бы бесконечными волнами врагов, когда ты выдержал особо жесткий наплыв и уже жаждешь расслабиться, а игра снова на тебя накатывает — и возможно, не в последний раз. Это не самое приятное ощущение. Сравнить можно с прослушиванием джент-метала на максимальной громкости — с ума сойдешь, даже если в целом-то жанр любишь.

Музыка у нового композитора вышла не хуже, чем у Мика Гордона.

Над саундтреком дополнения работал Эндрю Халшалт, но я уверен, что никто не заметили бы подмены, не знай мы историю шумного ухода Мика Гордона. Это все такая же качающая джентуха с электроникой, долбящая по мозгам, идеально заряжающая перестрелки. Но где надо метал запросто в мрачный ритуальный эмбиент переходит — все как надо. Эндрю, к слову, не новичок — в индустрии он уже десять лет и успел поработать над музыкой для Brutal Doom и Quake Champions. 


После прохождения первой части The Ancient Gods хочется перепройти оригинальную DOOM Eternal. Когда я пробегал ее в первый раз, казалось, что всё существующее вокруг стрельбы — шум. Дайте одну сплошную перестрелку на двадцать часов — и будет кайф! Однако DLC доказывает, что такой подход быстро выматывает, вот и хочется теперь выяснить, что же конкретно делало Eternal такой затягивающей — ее-то в один присест пробежать можно было. Но даже такое дополнение все еще остается шикарным шутером — просто проходить его надо небольшими забегами.