Первая Dying Light запустила польскую студию Techland в высшую лигу, на пороге которой они стояли уже после выпуска Dead Island. В 2015 году поляки сделали лучший зомби-экшен, который сохраняет это звание уже семь лет, а заодно получает свежие дополнения — новое вышло буквально в прошлом месяце.

Неудивительно, что Dying Light 2 подняла уровень амбиций студии на новый уровень. Но с игрой приключилась беда: в какой-то момент она оказалась в производственном аду и пропала с радаров. Многие сомневались, что она вообще выйдет, но чудо произошло. Однако давайте не просто оценим Dying Light 2, а разберёмся, насколько вышедшая игра похожа на ту, что нам показывали ещё в 2018 году.

Крис Авеллон напишет для Dying Light 2 крутой проработанный сюжет — забудем о штампованной истории B-уровня из первой части!

Криса Авеллона, сценариста легендарных игр вроде Planescape: Torment и Fallout 2, как мы помним, через пару лет после анонса игры отменили и отовсюду уволили — в том числе его отстранили и от разработки Dying Light 2. Многие похоронили проект ещё тогда, ведь Авеллон был главной звездой разработки. Сколько наработок Криса попало в игру, остаётся только гадать — сам он утверждает, что написал пять-шесть вариантов сценария в духе Fallout: New Vegas, но сейчас от его идей в игре не осталось ничего. И это похоже на правду, потому что уйти от штампов и написать нормальный сюжет у разработчиков не получилось — а теперь мы и не узнаем, смог бы спасти положение талант Авеллона или нет.

Согласно сюжету игры, зомби-вирус всё же вырвался из Харана, города, который мы тщетно спасали в Dying Light. Теперь заражён весь мир, а многие центры цивилизации полностью уничтожены (например, совершенно точно не стало Лондона). Главный герой — пилигрим, посыльный, который за деньги носится между редкими поселениями. Он прибывает в город Вилледор, чтобы найти свою сестру, и тут начинается! Оказывается, над героем и его сестрой в детстве ставили опыты в какой-то тайной лаборатории. А злодей, который за этим стоял, тоже крутится неподалёку, и он готов не только палки в колёса вставлять, но и делать всякие загадочные намёки на тему того, что тут на самом деле происходит.

Никакой деконструкции классических зомби-сюжетов в Dying Light 2 нет. События развиваются именно так, как ожидаешь от подобной истории — уже в первые часы я предсказал практически все повороты. Это сложно и больно разбирать в деталях, центральный сюжет игры воспринимается так, будто по хорошей игре сняли очень плохой фильм straight to DVD — вроде «DOOM: Аннигиляция» — а потом уже по этому фильму сделали ещё одну игру. Запоминающихся событий или цепких героев в Dying Light 2 нет, злодей плоский как лист бумаги, все детали выветриваются из головы спустя пару часов после завершения истории.

В Dying Light 2 каждое решение имеет последствия. Постоянно делая выбор, игрок будет менять город, за который грызутся разные фракции

Это главные ценности Dying Light 2, про которые разработчики больше всего рассказывали на анонсе. И формально свои обещания они сдержали, хотя масштабы получились даже рядом не те, что вырисовывались первоначально. Влияющие на город и населяющих его людей решения в игре правда есть, но если отсекать мелкие детали, то пути всего два: помогать «выжившим» или миротворцам. Первые — милые анархисты с виду, но жестокие террористы внутри. Вторые — бывшие военные, желающие навести тоталитарный порядок. Есть ещё ренегаты, но эти поехавшие, сбежавшие из «Безумного Макса» наркоманы — враги для всех, к ним полноценно присоединиться нельзя. А жаль!

От выбора зависит, как именно герой придёт к очередной своей цели, кто поведёт его через очередной секретный тоннель. Я один раз прошёл игру полностью и второй раз — наполовину, принимая другие решения. И должен сказать, что самые важные сюжетные эпизоды произошли вне зависимости от того, что я говорил и делал. Например, в какой-то момент капитан миротворцев попросит героя расследовать смерть их командира — и герой это сделает. Даже если решил помогать выжившим, даже если прямо скажет капитану, что вертел его и помогать миротворцам не будет.

Три года назад нам рисовали куда более тонкую систему. Предполагалось, что мы кучей мелких решений меняем обстановку в городе. Где-то становится больше зомби, где-то открываются новые районы или появляются тренировочные лагеря тех же миротворцев, которые тоже на что-то повлияют. Вот где настоящий сюжет, вытесняющий личную история протагониста.

На деле же получилась привычная по некоторым играм Ubisoft система. В каждом районе есть ключевый объект, например, электростанция — захватив её, мы можем передать её либо миротворцам, либо выжившим. В первом случае на улицах появятся полезные ловушки для зомби, во втором — больше приколюх для паркура, всякие трамплины и матрасы, чтобы было не больно падать с крыш. Что одно, что другое — ну такое! Кое-кто в зависимости от наших решений, конечно, может погибнуть или выжить, но речь всегда об очень второстепенных персонажах. Впрочем, среди них есть интересные личности, возможно, их судьба будет вам небезразлична.

А ещё можно захватывать вышки и зачищать аванпосты, да! И на их месте появится убежища фракции, которой мы передали район. В убежищах можно поспать и продать собранный в заброшках хлам. Не считая пары чисто сюжетных моментов — никаких больше возможностей повлиять на город в игре нет. Да и никакой грызни между фракциями на самом деле не происходит, она почти всегда только на словах или где-то за кадром. Практической пользы от поддержки тех или других тоже нет. Нет привычных по ролевым играм (особенно если вспоминать Piranha Bytes) систем — нас фактически не принимают в свои ряды, оставляя вольным фрилансером, нет продвижения по карьерной лестнице, нет уникальных заметных наград или какого-то крутого снаряжения. А от этого страдает и мотивация.

Второстепенных заданий в Dying Light 2 станет больше, а сами они будут разнообразнее

Вот тут разработчики слово сдержали на сто процентов. Сайдов и правда море. Половина из них — это всякие боевые и паркурные испытания с формальным сюжетом. Но вот другая половина — интересные многоуровневые истории, в лучших традициях третьего «Ведьмака». Завязка чаще всего банальная — нужно кого-то отыскать или спасти из окружённой «кусаками» заброшки. Но почти всегда это выливается в целую серию заданий, в ходе которой тоже придётся принимать решения, основываясь на своём моральном кодексе. Есть даже простенькие детективные истории!

Но никакого влияния на мир или сюжет эти квесты, как правило, не оказывают. Да, часто приходится решать, кому жить, а кому умереть. Иногда можно нафакапить и сделать хуже вообще всем. Но по завершению второстепенной истории единственным напоминанием о ней станет запись в дневнике. К тому же нужно понимать специфику. Dying Light 2 — это игра, в которой мы бьём по голове зомби и людям гаечными ключами. Какие бы в квестах ни были диалоги и истории, для нас всё сводится к очередной потасовке. 

В Dying Light 2 паркур и сражения станут разнообразнее и глубже

Что одно, что другое — мало чем отличается от того, что мы видели в первой части. С паркуром ситуация и вовсе неоднозначная. В целом он работает не хуже, чем в первой части, физика ощущается как в Mirror’s Edge, герой даже стал более тяжёлым и инертным, а крюк-кошку «ослабили», чтобы она не заменяла собой весь паркур, как это было в финале первой части. С другой стороны, теперь есть глайдер, и когда он появляется, ты большую часть времени проводишь в воздухе, забывая про карабканья. Да и большую часть паркурных движений спрятали за прокачкой — у героя теперь есть выносливость, и пока ты её как следует не вкачаешь, он никуда особо залезть не может — силёнок не хватает, срывается и летит вниз. Многие базовые движения тоже нужно долго открывать: бег по стенам, перекаты, высокие прыжки. В итоге паркур становится по-настоящему увлекательным лишь к середине игры.

Другая ветка прокачки посвящена боевым навыкам, но с ней проще. Парирования и смачные удары по башке есть с самого старта, а больше для счастья и не нужно. Бить по головам в Dying Light 2 не надоедает десятки часов благодаря хорошей физике и смачно отлетающим головам. Хотя о какой-то тактике говорить не приходится. В этом, на самом деле, душа игры, особенно если крошить бошки в коопе, который доступен с релиза.


Разработчики называют Dying Light 2 ролевой игрой, и это справедливо. В ней много сюжета (хоть и плохого) и сайд-квестов. Вариативность и последствия выбранных решений далеко не так хороши, как нам обещали, но они все еще куда лучше, чем в большинстве других ААА-игр. Да и открытый мир — насыщенный и богатый, в этом плане игра выросла по сравнению с первой частью и не уступает тем же «фар краям», которые годами разрабатывают целые кооперативы из огромных компаний, а это значительное достижение. Как зомби-экшен игра тоже чертовски хороша — лучше на рынке прямо сейчас просто нет, так что фанатам первой части все должно понравиться.

Dying Light 2 выходит на всех актуальных платформах 4 февраля 2022 года.