Первое и единственное дополнение для Elden Ring — самое большое в истории FromSoftware. Его делали два года, по масштабам и насыщенности контентом оно шире многих полноценных игр. В том числе и от самой From. А главная тема этого DLC — трепет и гигантизм. Эпичность, сложность, размах — всё доведено практически до абсурда. Это очень круто! Но нужно отдышаться.
Shadow of the Erdtree — это игра про гигантов, которые прыгают, летают и топчут-топчут-топчут
Боссы в дополнении — худшие. Они, конечно, по-своему невероятные и пугающие. Хочется любоваться их мрачной извращённой внешностью — дизайнеры FromSoftware не отдыхают. Да и сами битвы поставлены великолепно. Эпик зашкаливает, «атмосфера Dark Souls» хрипит перегрузом почти в каждой битве, музыка горит и рвёт перепонки. В роликах всё это выглядит просто как квинтэссенция Dark Souls.
Но осмысленно играть в это больно. И дело не только в абсурдной сложности — да, героев двухсотого уровня в DLC убивают на входе за 0.2 секунды, но это мелочи. Все боссы в дополнении чересчур похожи друг на друга. Все они чертовски быстрые, проворные, вваливают бесконечные комбухи без пауз и постоянно бьют по площади, чтобы ты даже укатиться от них не мог. Следить за ними и адекватно читать атаки почти невозможно. Ещё и камера с ума сходит — верится как волчок, если зафиксировать её на противнике. Особенно адская карусель случается на гигантах, которых тут большинство.
Возникает ощущение, что разработчики хотели наказать гитгудовцев. Заставить их наконец-то пробовать разные билды, осваивать новое оружие, которого в дополнение море, и пользоваться «нечестным» призывом. Только вот самые отбитые фанаты уже и боссов дополнения научились проходить на танцевальном коврике и саксофоне, а «средние» игроки пострадали. И даже облегчения в финале нет, хочется перекреститься.
Но Elden Ring — это не только боссы
Я в солс-лайки и игры FromSoftware точно прихожу не за ними — мне интересно исследование и возможность покопаться в лоре, даже если я ничего не пойму. А с этим в Shadow of the Erdtree порядок. Рядовые враги и опциональные мини-боссы, конечно, сношают героя не хуже боссов, но они всё же честнее и не так уж мешают. Не в пример Lords of the Fallen!
Shadow of the Erdtree угорела по вертикальности и превратила весь свой открытый мир в сложный лабиринт. Новый регион, отделённый от карты базовой игры, огромен. Но пройдя по главной дороге, и половины новых земель не увидишь. Чтобы поглазеть на всё (а оно того стоит) нужно копаться, упираться в каждый камень, лезть в пещеры, спускаться в бездны, взбираться на горы, штурмовать замки и пробивать себе путь через катакомбы. Никогда не знаешь, где ты окажешься в итоге.
Если задаться целью увидеть всё и пойти по гайдам, может показаться, что разработчики перемудрили. А если ценить путь, а не цель, полагаться на свои личные открытия, окажется что Shadow of the Erdtree — одна из лучших игр в открытом мире. Она вознаграждает за исследование, постоянно удивляет и бодрит аккуратным и очень злым контрастом между разочарованием и открытием. В этом плане она даже на фоне базовой игры держится крепко — за счёт большей запутанности и повышенной концентрации точек интереса.
Но пустых полян со старыми ассетами и трижды переваренными врагами из базовой игры тоже хватает — они красивые, но можно было бы и без них. Всё равно было бы масштабно.
Вызывающая трепет эпичность — главная тема Shadow of the Erdtree
Это оправдывает существование некоторых пустых полян — настолько они величественны. Такие восхитительные виды на поэтический тлен! А иногда они еще и работают на повествование. Об этом же во многом была и базовая Elden Ring, но дополнение выводит мрачную пафосность игры на новый уровень, хоть и рассказывает более камерную в рамках вселенной историю.
Впрочем, её любовный и религиозный надрыв тоже сложно переоценить. Микелла Неомрачённый уходит в оставленный его матерью Марикой мир, где поступательно избавляется от собственной плоти, чтобы обрести истинную божественность. Ну, вы понимаете. А зачем здесь мы? Зачем идём по его следам, зачем убиваем всех этих гигантов и по-всякому утешаем сходящих с ума «апостолов» и врагов Микеллы — тут уже не понимаем. Но в этом и шарм игры, со временем всё равно растворяешься в происходящем, покрываешься мурашками и больше плоские вопросы задаёшь.
Особенно, если не полениться респекнуться и собрать билд на новом оружии или заклинаниях. Генерирующие «ядерные взрывы» парфюмерные бутылочки, сумасшедшая гравитационная магия, раздирающие плоть шипы, парные клинки, делающие своего владельца неуловимым — в Shadow of the Erdtree куча возможностей играть по-новому. Играть и одеваться красиво, под стать пафосу всего дополнения. Многое новое снаряжение, конечно, «сломано» — слишком уж мощное в правильных руках. Но в этом же то самое веселье и размах — прыгайте кайфовать, пока не починили!
Shadow of the Erdtree чисто технически — спорное дополнение. И некоторые уже пройденные баги оно вытащило, и реюзом ассетов балуется, и боссы ужасные, и сложность непонятная. Но в сумме оно вышибает мощнейшие эмоции — реально походит на высшую точку текущей концепции солс-лайков и возможностей самой FromSoftware.
Хочется сделать ремарку о том, что понравится оно только фанатам оригинальной Elden Ring, но в Землях Теней всё равно только они и окажутся.