В продажу после 10 лет разработки поступила пятнадцатая часть главной японской ролевой серии на планете. Если коротко, ждали мы не зря.
Осень 1997 года я вечерами и ночами просиживал не за школьными учебниками, а за прохождением Final Fantasy VII. До сих пор помню и остро переживаю как свою трагедию в Нибельхейме, улыбаюсь, вспоминая переодевания Клауда в женщину, вздыхаю, когда кто-то напоминает о трагической судьбе Айрис. Я и сейчас безошибочно могу отличить музыку седьмой «Финалки» от любой другой; с упоением вспоминаю прохождение в журнале «Великий дракон» от Лорда Ханты, схватку с Сефиротом, да и вообще много чего. Final Fantasy VII стала в моей жизни первой игрой, после которой я по-настоящему влюбился, как говорил примерно тогда же с экрана телевизора Сергей Супонев, в виртуальные развлечения. Это случилось, напомню еще раз, осенью 1997 года, почти 20 лет назад. Спустя почти год выйдет главная игра в моей жизни, оригинальная Metal Gear Solid, и я пойму, что без видеоигр уже не смогу жить. Но это другая история.
Я лишь хотел сказать, что именно японские сериалы во многом сформировали мои игровые вкусы еще во времена PlayStation One. И с той поры выход каждой части любимой Final Fantasy становился для меня важным, даже исключительным событием. Время шло, ландшафт игрового рынка сильно менялся, японские блокбастеры уступили индустриальный олимп западным сериалам, но по-настоящему что-то надломилось только в 2010 году — с выходом чудовищной Final Fantasy XIII.
Главный ролевой приключенческий сериал в моей жизни шесть лет назад превратился в скучную линейную игру с идиотским сюжетом, перегруженным сложно запоминающимися именами и названиями, прямолинейной боевой системой, дебильными персонажами и другими странными решениями, среди которых с удовольствием вспоминаются и вставки с обучением на двадцатом часу игры, и неожиданный выброс главных героев в открытый мир только ближе к финалу, и многое другое. Вкупе с неоднозначными инсайдами про трудную разработку пятнадцатой «Финалки», которые изредка просачивались в прессу, картина складывалась очень печальная. Один из важнейший игровых сериалов в истории именно тогда, в начале нулевых, оказался на грани (как и многие другие японские серийные блокбастеры) если не краха, то заметных перемен.
Но теперь-то можно выдохнуть. Final Fantasy XV вышла после 10 лет разработки, и она, что греха таить, офигительная. При всех недостатках, при всех несовершенствах (про которые ближе к концу статьи) с пятнадцатой частью случилось главное — в нее вернулся фирменный дух лучших выпусков сериала. Она снова стала похожа на увлекательный многостраничный приключенческий роман с множеством героев, большим и всегда разнообразным миром и тягучей, неторопливой, но всегда увлекательной историей. Как и любую толстенную книгу, Final Fantasy XV нельзя одолеть наскоком — это по-настоящему огромная игра. Одна только сюжетная линия займет у вас примерно 40 часов жизни. Поэтому садясь за нее, не спешите и смакуйте каждое мгновение. Тогда Final Fantasy XV покажется вам еще лучше.
История новой игры разворачивается в техно-фентезийном мире Эос, в котором ведется война между двумя государствами — Люцис и Нифльхейм. Главный герой Final Fantasy XV, наследный принц Ноктис, отправляется в компании трех друзей-оруженосцев в соседнее государство Тенебрэ, чтобы заключить политический брак с подругой детства Лунафрейей, которая тоже происходит из высокопоставленной династической семьи. Впрочем, уже в самом начале путешествия герои узнают ужасные вести: Люцис пал, король убит, и банда Ноктиса остается единственной надеждой королевства на светлое будущее. Но прежде чем возвращаться на родину, главные герои, разумеется, должны набраться сил, повзрослеть и проверить на прочность не только врагов, но и свою дружбу.
Почти любая Final Fantasy по сути является романом взросления, историей молодых (и не очень) героев, которые вместе проходят огонь, воду и медные трубы, чтобы стать сильнее, умнее, лучше. Но если во многих прошлых выпусках авторы не стеснялись составлять группу основных персонажей из разношерстных героев, то в центре FFXV — лишь четверка закадычных друзей с идиотскими именами. Ноктис — принц и король рыбалки, силач Гладиолус, интеллектуал-кулинар Игнис и балагур-инстаграмер Промпто. У каждого героя есть и свои боевые особенности — например, Гладиолус носит двуручный меч и обладает самыми сильными связками ударов, Пропмто мастерски владеет огнестрельным оружием, Игнис — кинжалами и так далее. Ноктис, единственный герой, которым мы непосредственно управляем, более гибок в настройках — при желании из него во время прокачки можно сделать хоть мага, хоть снайпера, хоть второго силача.
Боевая система Final Fantasy XV по динамике и технике напоминает классические слэшеры с небольшими ролевыми вкраплениями. Все схватки здесь проходят в реальном времени, есть комбо-связки и увороты, групповые суперудары и, конечно, магия. От ролевых игр тут остались тактическая пауза, элементальные детали (вроде сопротивления определенному виду стихии) и общая прокачка героев. Она тут устроена любопытным образом: сам опыт персонажи получают в боях, но собственно повышение характеристик (прокачивать умения все же придется из меню) происходит только во время отдыха в мотелях или кемпингах (эволюция предмета Tent из ранних игр). При этом никаких неудобств такая система не вызывает, потому что ночью на дороги Эоса выходят мощные «легендарные» противники, которые влегкую могут раздать тумаков слабеньким героям, особенно в начале игры. Так что после захода солнца лучше дать Ноктису и Ко поспать, чем отправиться геройствовать впотьмах.
Количество деталей и возможностей, которые сыпятся на голову игрока, когда тот впервые оказывается в открытом мире Эоса, сильно обескураживает. Помимо основной сюжетной линии, которая проходит пунктиром через всю игру, в Final Fantasy XV есть огромное количество второстепенных занятий. Например, можно отвлечься на огромное количество побочных сюжетных заданий от разных третьестепенных героев, с которыми вы знакомитесь во время прохождения. Иногда попадаются очень неплохие: например, ветка заданий от корпулентного редактора какого-то местного общеобразовательного журнала, который просит вас сделать несколько фотографий для его статей. Все начинается с невинных пейзажей, а заканчивается отважными снимками тайных военных баз, рассыпанных по карте. В эти моменты начинаешь чувствовать себя чуточку военным фотокорреспондентом в горячих точках.
Среди других случайных попутчиков есть и юные натуралисты, которые попросят вас собрать какие-то растения для собственных опытов, и зоологи, охотящиеся за редкой живностью, и бывшие военные, которые разыскивают трофейные жетоны бывших коллег, и шеф-повары местных дайнеров, которые будут просить достать какой-нибудь редкий ингредиент для своих блюд, и рыночные продавцы, и много-много кто еще. Все эти ветки побочных квестов скомпонованы, скажем так, по темам и таким образом, чтобы больше рассказать о мире и возможностях, которые есть у игрока в Final Fantasy XV. А их тут так много, что неподготовленный сточасовыми ролевыми играми (Skyrim, например), во время прохождения может просто чокнуться от изобилия.
Поверьте, все вышеописанные возможности в предыдущих абзацах — это даже не треть игры. Помимо основных и второстепенных заданий, здесь можно так же кататься и модифицировать, как в какой-нибудь Need for Speed, шикарную «Регалию» — основной транспорт главных героев, похожий внешне на чуть футуристическую люксовую Audi. Или податься в охотники и ловить по лесам и степям редких монстров. Или вырастить своего Чокобо. Или просто шляться по ресторанам и жрать разную еду (блюда тут выполняют роль баффов, временно усиливающих героев). К тому же, у четырех главных героев есть по одному уникальному умению, которые тоже сопровождаются мини-играми. Например, Ноктис любит ловить рыбу, и мы почти в любой момент можем отправиться к водоему и поудить. Промпто помешан на фотографии и поэтому делает снимки всех ваших приключений. Игнис любит готовить, и на протяжении прохождения, по мере сбора разных ингредиентов, его меню будет постоянно расти. Один Гладиолус не страдает хобби — он просто крут в боях и ночных вылазках.
Словом, Final Fantasy XV — это почти идеальная игра для тех, кто любит очень долго играть в одно и то же. Отвлекаясь на все побочные раздражители, вы легко растянете прохождение на 70-80 часов. И это еще без так называемой «Игры+», которая открывается после прохождения сюжетной части. Давние фанаты Final Fantasy знают, что именно после сюжетного финала начинается самое интересное: поиски суперлегендарного оружия, мощные версии боссов и другие приключения для фанатов выжимать из ролевых игр все до капли. Такого изобилия не было, пожалуй, со времен третьего «Ведьмака», с которым пятнадцатую «Финалку» сравнивать проще всего. Тут я с позволения прекращу перечисление всех возможностей — иначе рецензия рискует растолстеть до совсем уж неприличных размеров.
Но главное, конечно, не количество. Нельзя сказать, что в Final Fantasy XV есть какие-то непредсказуемые или невероятно остроумно придуманные задания или мини-игры, но все вышеперечисленные детали и возможности в итоге все-таки складываются в единый уютный мир. Который хочется исследовать, в который хочется возвращаться вновь и вновь. Мир, заполненный роботами и магией, причудливыми растениями и животными, королями и свитой, длинными древними мечами и полуавтоматическими винтовками. Эос очень разный и непредсказуемый — тут есть и американские пустыни с одинокими скоростными шоссе, и скандинавские неприступные вулканы, и непроходимые леса, и футуристические мегаполисы. Как в лучшие годы, мир Final Fantasy влюбляет своей непредсказуемостью и разнородностью.
Но вообще, если быть совсем честным, Final Fantasy XV — это игра, многие вещи в которой работают вопреки логике, а иногда и здравому смыслу. Если пристально в нее всматриваться, то можно прийти к вполне ожидаемым выводам, что здесь не самый лучший сюжет, много откровенно слабых миссий, спорный внешний вид и характеры центральных персонажей, есть предсказуемые нарекания к сумбурности боевой системы и неудобному, как почти во всех японских играх, интерфейсу. К тому же, в финальной трети игры FFXV превращается в абсолютно линейную игру, а сюжет подается так, как будто постановщикам (как и в прошлогодней MGSV) чуть-чуть не хватило времени обставить это все как надо.
Final Fantasy XV — это произведение большой формы, и недочеты по отдельности не так важны. Правда, оценивая такие игры, важно понимать не что видно вблизи, а что на расстоянии. Мы ведь не предъявляем Дюма, что вот отрывок с 355 по 357 страницу написан плохо, а что в книгах Жюля Верна недостаточно сюжетных поворотов. В таких произведениях важно другое — дух и атмосфера большого, невероятного приключения, и Final Fantasy XV окунает игрока в него с самого начала с такой силой, что сопротивляться этому практически невозможно.
Пятнадцатая Final Fantasy вернула мне мое детство. Время, когда каждое ролевое приключение от тогда еще компании Square — Chrono Cross, Xenogears и другие — восхищало и сводило с ума. Прошло немало времени, все мы повзрослели и погрубели, а восставшая из пепла «Финалка» вновь прошибает тебя насквозь, как и двадцать лет назад. И хочется только одного: чтобы это виртуальное приключение никогда не заканчивалось. Наиграв в FFXV уже более 50 часов, я точно знаю, что останусь тут как минимум еще на столько же. А там, может, и замахнусь на свой собственный рекорд, чем черт не шутит, — однажды я увяз в Final Fantasy X на 300 часов.
Единственный предсказуемый момент, на который нужно обратить внимание — это легкая анимешность игры. Если вы на дух не переносите азиатскую инфантильность и внешнюю чудаковатость героев, похожих на солистов K-Pop-групп с вавилонами на голове, то присматривайтесь к Final Fantasy XV осторожно. Но если нет, дайте игре шанс. И, возможно, как и я в 97-м, вы встретите свою новую любовь.
Final Fantasy XV в продаже с 29 ноября для PlayStation 4 и Xbox One.