Игровая индустрия в Китае живет по своим правилам. С одной стороны в стране закручивают гайки, ограничивая доступ к играм. С другой — неумолимо растет качество местных игр. И речь не про Genshin Impact: кажется, неизвестные нам китайские студии начали наступление в жанрах, далеких от онлайна. F.I.S.T.: Forged In Shadow Torch — одиночная метроидвания от шанхайской студии Ti Games и просто одна из самых приятных игр, в которые нам доводилось играть в этом году.

Главный герой FIST — антропоморфный кролик Райтон. Когда-то он был воякой, но теперь эти времена позади

Пока Райтон грустно поглощает лапшу, рядом с ним живут другие звери: крысы-гангстеры, медведь-механик, загадочная и чертовски привлекательная кошка-ниндзя, которую явно не обойдет «Правило 34». Все чудесно смоделированы — с милыми полуреалистичными мордашками и настоящим мехом, до которого относительно недавней Biomutant бесконечно далеко. Живут они в мегаполисе Торч-сити, в котором злые роботы из организации под названием «Легион» устроили жестокую диктатуру.

С позорной «пенсии» Райтона вырывает нужда — он хочет спасти из тюрьмы друга, но в процессе сам в нее попадает. История быстро обрастает деталями, становится для него личной и вот он уже заключает сделку с боссом мафии, чтобы нарушить планы «Легиона».

Герой развивается по привычной схеме: из нелюдимого грубияна он потихоньку превращается в живого «человека», в процессе раскрывая нам душу и свое богатое прошлое. Вряд ли вы его надолго запомните, но и ощущения, что играешь поросшим мхом камнем в FIST все-таки нет. Если же искать аналогии, то больше всего Райтон отдает Клаудом из Final Fantasy VII, которую мы еще вспомним.

Поначалу сюжет кажется совсем уж простецким, в духе 16-битных платформеров, но на самом деле у него хватает острых крючков

Тропы, конечно, избитые, но использованы они аккуратно, а к действующим лицам прикипаешь довольно быстро. И это несмотря на то, что в кадре они появляются не так уж часто. Хотя диалогов в FIST в целом хватает, написаны они сносно, а озвучены вообще великолепно — тут и каст попал как надо, и отыгрыш у актеров достойный. Такого от «внезапной» китайской игры не ждешь.

В сюжетном плане FIST воспринимается как хорошее аниме — местами чересчур пафосная, театральная «Санта-Барбара», но все-таки с душой и тем самым чувством эпического приключения. При этом разворачивается она в мире мрачного и не особо избитого в видеоиграх дизельпанка. О суровости местной вселенной красноречиво скажет тот факт, что главным оружием нашего кролика с самого начала станет огромный механический кулак. Солидно! FIST вообще с самого старта выглядит потрясающе стильно и круто играет контрастами, что положительно сказывается на восприятии истории в целом. Если, конечно, вас не бесят фурри.

Жанрово FIST — это классическая метроидвания с видом сбоку, но иногда она кажется ролевой игрой

Потому что мир в ней все равно потрясающе детальный, а местами и живой — внимание почти к каждой сцене и локации (а их тут полно и все очень разные) на зависть многим. Особенно когда мы вылезаем из туннелей и канализаций (которые, внезапно, тоже очень ок!) непосредственно на улицы города — первое время хочется просто разглядывать каждый биллборд и каждый переулок. Внешне Торч-сити напоминает одновременно Гонконг начала XX века и Мидгар из Final Fantasy VII — ей разработчики вообще явно вдохновлялись и дизайне, и в сюжете, что очень хорошо. 

При этом тащит игра не только стилем и вкусом, но и просто высоким качеством любого элемента. FIST выглядит как жирная ААА, звучит как жирная ААА и ощущается как жирная ААА — с поправкой на то, что это «всего лишь» метроидвания. Даже кат-сцены поставлены на вполне себе голливудском уровне и анимации персонажей совершенно не режут глаз.

Как метроидвания FIST практически безупречна

Серьезная проблема у игры всего одна: ничего нового в жанре она не говорит и даже не пытается. Зато в ней идеальный баланс пазлов, сражений, платформинга (удивительно удобного и приятного), прокачки и поиска секретов на запутанных уровнях, которые соединяются в один большой открытый мир. Даже бэктрекинг в игре умеренный — всегда есть, куда вернуться с новыми способностями, но всё удобно отмечено на карте и раскидано по миру без фанатизма, пылесосить локации с нуля по десять раз не нужно.

И так во всем, за что не возьмись — все не слишком сложно, но и не элементарно. Уровни разные и по механикам (нашлось место даже годному стелсу), и по дизайну. Враги дают как следует пропердеться и постоянно обновляют арсенал атак — удивлять они умеют. Боссы заставляют думать и вспоминать подзабытые комбо, но убивая, штрафуют не слишком жестоко. При этом биться в FIST можно не менее зрелищно и тактично, чем в какой-нибудь Devil May Cry V, а механический кулак, само собой, лишь первое орудие в арсенале героя. Единственное, чего боевке игры не хватает — блоков и нормального парирования. Но удобные прыжки и рывки их отсутствие неплохо компенсируют в большинстве ситуаций. Последней метроидванией, от которой я так сильно кайфовал, была Ori and the Will of the Wisps — но и к ней у меня было больше вопросов, чем к FIST прямо сейчас.

FIST отбивает свои деньги в первые же часы, а ведь контента в ней гораздо больше, чем вам покажется на первый взгляд — уж поверьте. При этом речь идет об игре за 2000 рублей на PS4 и PS5 (позже выйдет и в Steam). Серьезных багов в ней нет, работает она стабильно, развлекает прекрасно, глаз и слух радует. А что, так можно было?

Что обещали разработчики Biomutant, и что получилось в итоге