Укрывшись от вьюги в огромном кратере, группа беженцев из Лондона греется возле гигантского цилиндрического генератора, окруженного непостоянным ореолом теплого воздуха. Дырявые палатки выставлены кружком, места в них хватает не всем — кто-то сегодня будет спать на улице. Пока в общине не очень много выживших, вздремнуть можно и у печки, под открытым небом. Взрослые, продираясь через сугробы в человеческий рост, тащат из леса импровизированные стройматериалы; вокруг раскаленного генератора возятся и смеются дети в варежках. Горючего вечно не хватает, а прогноз погоды тревожный. Ночью температура воздуха падает с минус двадцати до минус сорока по Цельсию, и даже на той высоте, с которой за всей этой возней наблюдает игрок, слышны массовые приступы кашля. «Что будем делать с трупами, капитан?» — спрашивает игра. Погибших можно похоронить, а можно — сложить в снег на черный день. Если вы понимаете, о чем я.

Frostpunk Обзор Рецензия Frostpunk Review

Frostpunk — это The Settlers в аду Данте. Градостроительная стратегия в страшных условиях, которые со временем становятся только страшнее. Если календарик показывает, что через пару дней станет теплее, то это означает обнадеживающий рост температуры воздуха с минус шестидесяти до минус сорока. Но даже эту оттепель отчаянно ждешь. Палаточный лагерь постепенно вырастает до городка, шелестят пленкой покрытые снегом парники, дымят вросшие в лед добывающие предприятия, которые могут работать только при определенной погоде. Холод — это смерть, а угля на поддержание тепла хватает далеко не всегда. Возмущенные жители приходят с требованиями вернуть отопление, а я бы и рад — но впереди такие заморозки, что хоть всю деревню радиаторами усей, все равно скоро тут будет братская могила. Съедобная могила, напомню.

Играть в Frostpunk, запустив ее фоном на небольшой скорости, не получится. Всякая мелочь имеет значение, каждое решение, принятое в связи с меняющимися условиями проживания, влечет за собой тревожные уведомления, в которых предлагается принимать особенно мужественные решения. Детский сад или детский труд? Ампутация обмороженных конечностей — и на воздух, или стационар? А кормить чем? Ах да.

Frostpunk Обзор Рецензия Frostpunk Review

Игра разбита на три крупных смысловых блока: экономика коммуны, социальный менеджмент и исследования ледяной пустоши. С первым понятно: уютная стройка, рабочие места, теплые кровати и добыча ресурсов. Второе интереснее: по мере возникновения проблем в обществе формируется прецедентное право, выраженное древом политических решений. Каждый вопрос можно решить двумя способами, и тот, что в данный момент кажется наиболее оптимальным, в перспективе может обернуться новым кошмаром.

Frostpunk Обзор Рецензия Frostpunk Review

Или наоборот: упустив сиюминутную выгоду и рискнув, через несколько часов обнаруживаешь, что дела пошли лучше, чем предполагалось. Третья часть открывается с запуском воздушного шара-маяка, который позволяет снаряжать разведывательные экспедиции и исследовать внешний мир в поисках других выживших, ценных ресурсов и артефактов, которые нельзя создать ни на одном заводе в городе. Разведка представляет собой классический текстовый квест формата «дорожной истории», где принятые решения влекут за собой как немедленные, так и далекие и не всегда очевидные последствия.

Frostpunk Обзор Рецензия Frostpunk Review

Одна группа скаутов наткнулась на группу выживших, которые укрылись в пещере от белых медведей — что будем делать, капитан, драться с животными? Точно хотите рискнуть? Из брюха хищника не очень удобно сопровождать экспедицию в город. Другой отряд обнаружил в здании заброшенной фабрики детей, которые остались без присмотра — взрослые ушли за едой и не вернулись. Что будем делать, капитан, проводим их к нашим? А кроватей у нас точно достаточно?

Третий отряд наконец отыскал еще один город, такой же, как наш — вон и верхушку генератора из кратера видать! А на подходе выясняется, что жители так неистово боролись с морозом, что перегрели и взорвали генератор, и ничего кроме обугленных трупов и пепла в этом городе нет. Новости об этой трагедии повергают население коммуны в глубочайшую депрессию. И тут в поселении зарождается движение сепаратистов, которые клянут ваш порядок, ваши законы, ваш генератор и вас вместе с ним. «Возвращаемся в Лондон!» — кричат они на митингах. Что будем делать, капитан? Разогнать демонстрантов! «Они разворовали суточный запас еды, надо их поймать!» — давайте ловить! Пару раз воров нашли, и вы со спокойной душой приказали сделать это и в третий раз. Но вот приходит новое уведомление: бандитов поймали, завязалась драка, стража правопорядка убили, повесили прямо на генераторе и рядышком его же кровью начеркали: «ВЫ ВСЁ ВРЁТИ!!!».

На фоне всего этого внезапные гости принесли еще более тревожные вести о погоде — и последний раз я выключил игру с ощущением, что проиграл уже очень давно, но только сейчас начал это подозревать.

Что будем делать, капитан?

Проходя через все эти стадии, Frostpunk за несколько часов превращается из градостроительной стратегии-триллера сначала в «Повелителя мух», а потом в симулятор диктатора, который занимается пропагандой и приказывает страже как следует отделать дубинками тех, кто собрался уходить, чтобы отвадить так называемых «лондонцев» от, фактически, массового самоубийства. Все происходящее сопровождается тоскливыми текстами, от которых хочется выдирать себе волосы на тех участках, где они еще остались, часто и задумчиво курить и в ужасе сжиматься от содеянного. Ничего беспощаднее на тему обыкновенного бытового ужаса, власти, ответственности за детей и взрослых, дееспособных и не очень, в этом жанре, кажется, не было. После Frostpunk понимаешь, что суперхиты с соседних эксклюзивоемких платформ касаются подобного рода вопросов в лучшем случае на четверть шишечки, чтобы не дай бог никого не обидеть и не спугнуть. Высказывание посильнее многого за долгие годы и совершенно уникальный случай: градостроительный симулятор с нелинейным сюжетом и интригой страшной силы. Шедевр, без шуток.


Frostpunk в продаже для PC с 24 апреля. Версия предоставлена GOG.