В Сан-Франциско все знают основателя Oculus VR Палмера Лаки. Лаки в Сан-Франциско, как Путин в Петербурге. Куда ни плюнь, с кем ни заговори, обязательно кто-то учился с Лаки в одной школе, или был с ним на одних и тех же курсах, или видел, как он чесал свой зад. Несколько дней назад во время ужина с SideFx я слышал, как о Палмере говорили молодые товарищи из Pixar, Lucas Arts и, конечно, Oculus. Он вездесущ, как Патриарх, и богат, как Дональд Трамп (на самом деле, в отличие от Трампа, он действительно богат). Если еще десять лет назад в Силиконовой долине все равнялись на Марка Цукерберга, сейчас примером для молодежи стал Палмер Лаки.
На GDC 2016, которая завершилась 18 марта, рука Палмера Лаки была видна везде; он проник в каждый закоулок конференции. Если у вас еще были какие-то сомнения в том, что VR приживется — можете о них смело забыть. VR уже здесь, и она не собирается уходить. Палмер об этом позаботился.
В первый же день открытия выставочного павильона GDC на стенде NVIDIA колоритный американский мужчина рассказывал о том, как крупнейший в мире производитель графических чипов помогает развитию виртуальной реальности.
«У нас есть такая штука — VR SLI. Ставишь в компьютер две наши карточки, и каждая из них будет обрисовывать изображение для каждого глаза в VR-очках!»
Все подается так, будто это самое экономичное и разумное решение, которое когда-либо придумывало человечество.
Цена стартового компьютера для VR довольно высока: 1200 долларов — это норма. Производители аппаратного обеспечения с пеной у рта доказывают, что нормального качества можно добиться и на средних системах. Впрочем, стоимость виртуального шлема тоже немаленькая и колеблется в районе 700-800 долларов.
Впрочем, несмотря на высокую цену и проблемы с инсталляцией, вокруг VR на GDC царил невероятный ажиотаж. Примерно как в Китае все прутся по мобильным проектам, в Силиконовой долине разработчики хотят делать VR. Достаточно взглянуть на многочисленные демоверсии, чтобы убедиться в этом.
Звездные войны, орлы над Парижем и виртуальный лис
Самое впечатляющее VR-зрелище HTC крутится на HTC VIVE, а не на Oculus. Вместе с Unreal Engine 4 и Epic Games экспериментаторы из ILMxLab (Disney) создали небольшую постановку в декорациях далекой-далекой галактики. Называется эта штука Star Wars Trials on Tatooine.
Вы стоите на горячих песках Татуина, сверху прилетает Millenium Falcon и выгружает R2-D2. Все это выглядит настолько реально, насколько вообще возможно в рамках существующих технологий. Робот пищит и искрит, контроллер в руке покрывается красными узорами и потрескавшейся краской. Над головой летают шаттлы и штурмовики.
Взрыв эмоций происходит, когда в руки дают световой меч. Вы нажимаете на курок, и на экране мгновенно вспыхивает сноп электрического синего цвета. Игрок размахивает «настоящим» световым мечом, которым можно отражать заряды бластеров, резать штурмовиков (этого в демке нет, но очень хочется) и рисовать непристойности на песке.
Если зачем-то и была придумана виртуальная реальность — то для таких вот экспериментов, после которых ты захлебываешься от восторга.
Стенд Oculus был опутан очередями, словно диким виноградом. С какой стороны ни подойди — везде люди. Я встречаюсь с пиар-представителем. Он интересуется моими виртуальными приключениями. Честно говорю, что «Звездные войны» на Vive получились просто великолепные. Чувак морщится, но почти тут же признается, что сам купил Vive, как только начался предварительный заказ.
«Это крутая штука. Я сам себе взял, чего уж тут. Ладно, парень, заходи, посмотришь наши демки».
После HTC Vive очки Rift уже не кажутся особенно революционными. Это уже не матрица, а обычный ноутбук. Шлем надевается, как бейсбольная кепка, настройка проходит мгновенно. Я пробую те игры, которые входят в стартовую линейку Oculus из 30 проектов.
Oculus предлагает более «традиционные» развлечения. В специальной комнате меня сажают в кресло и дают в руки стандартный геймпад от Xbox 360. Первая игра предлагает летать над Парижем, словно птица, и сбивать криками стервятников. Это Eagle Flight от Ubisoft. Управление осуществляется наклонами головы. Ощущение полета совершенно фантастическое. Страшно представить, что будет когда меня посадят в виртуальную кабину космического корабля из вселенной EVE или на худой конец Elie Dangerous.
Наибольшее впечатление из всей этой лавины оставляет Lucky’s Tale — самая детская и самая объемная из увиденных игр. Представьте, что прямо у вас перед глазами по сказочному яркому миру прыгает великолепный мультяшный лисенок. Этот мир выглядит настолько реальным, что хочется протянуть руку и попробовать его на ощупь. Грубо говоря, это Mario 64 с современной графикой и невероятным объемом. Играешь так, будто тебе снова 7 лет, и в школу завтра не идти.
Учитывая конструктивные особенности современных систем виртуальной реальности, а также привычку нашего мозга впадать в панику при каждом удобном случае, Lucky’s Tale намеренно сделали более плавной и медленной. Камера вальяжна и нетороплива, герой и враги никуда особенно не спешат. Тем не менее, именно этот платформер идеально подходит для демонстрации возможностей системы. Производители игрушек, вроде Hasbro или Mattel, глотки друг другу перегрызут, чтобы первыми выпустить нечто подобное со своими товарами в главных ролях.
Потенциальный виртуальный хит все-таки находится в более реалистичной плоскости. Bullet Trainбыл разработан компанией Epic Games на базе Unreal Engine 4 специально чтобы продемонстрировать возможности движка и показать, как использовать новые контроллеры Oculus Touch.
Bullet Train — просто песня для любителей трехмерных шутеров. После короткого вступления героя выгружают на футуристический вокзал, где начинается жесткая перестрелка. Зажав кнопку на Oculus Touch, вы можете подбирать с пола разное оружие и расстреливать окружающих в мясо.
Когда патроны заканчиваются, можно грациозно бросить пистолеты на пол и подобрать новое оружие. Так как разработчикам этой крутизны показалось мало, они позволили хватать руками пули, ракеты и швырять их обратно в оппонентов.
Если эту игру и можно сделать лучше, то я не знаю, как.
Не только игры
Игры — лишь начало пути, первый этап в истории нового способа восприятия информации. Некоторые компании, вроде Autodesk, верят в прикладное применение этой технологии.
С помощью VIVE и нового движка Stingray компания соорудила виртуальный пентхауз. Вас ставят над городом, словно Гулливера, а под ногами копошится миниатюрный трехмерный Сан-Франциско: по дорогам снуют машины, в скверах гуляют люди. Словно через микроскоп, вы рассматриваете небольшое здание, на крыше которого приютился дорогущий пентхаус. Два нажатия на клавишу — и вы уже внутри апартаментов. По мановению виртуальной палочки можно закрывать или открывать жалюзи, смотреть сквозь стену, чтобы оценить элегантность проводки, или рассматривать беседку возле бассейна. С этой же точки открывается прекрасный вид на океан.
Autodesk считает, что таким образом компании удастся более эффективно продать свою технологию архитектурным фирмам. Теперь покупатели новеньких домов будто смогут воочию прогуляться по спроектированной гостиной, самостоятельно подобрать рисунок обоев или расставить мебель. Однако есть и люди с более глобальным взглядом на виртуальную реальность.
Во время нашей беседы на Vision Summit 2016 Сильвио Дроуин — главный спец по виртуальным технологиям в Unity Technologies — рассказал интересную историю:
«Зачем вообще Facebook купил Oculus? Они хотят владеть вашими воспоминаниями, стать частью всех важных моментов в вашей жизни. Мы постоянно используем Facebook. Эта платформа вызывает у нас настоящие эмоции, дает новые инструменты общения. Вспомните, как все было примитивно сначала: вы просто находили старого друга, потом начались фотографии, видео. Неожиданно Facebook стал частью нашей с вами реальности.
А теперь представьте, что будет, когда Facebook станет частью виртуальной реальности. Вы сможете легко присутствовать на дне рождения дочки друга, заново пережить первые шаги вашего ребенка! Виртуальная реальность дает возможность соединиться с пользователем на совершенно новом, более интимном уровне. И, естественно, это повлечет за собой новый поток рекламы! Именно поэтому рынок виртуальной реальности столь сегментирован. Google, Facebook, Magic Leap, Samsung — все хотят стать частью этой истории. Цель VR — это вовсе не игры. VR хочет стать частью вашей жизни».
Буквально через несколько дней после этого разговора в Голливуде Марк Цукерберг вышел на сцену во время пресс-конференции Samsung и подтвердил все слова Сильвио. VR выходит за рамки развлекательного сегмента. Эта система хочет заменить компьютеры, мобильники и планшеты. Она хочет стать следующим этапом эры компьютерных технологий.
Будущее?
На текущий момент виртуальная реальность выглядит как игрушка, а не как полноценная платформа. Многих людей все еще тошнит, да и находиться в шлеме более 10 минут довольно некомфортно. Само оборудование стоит дорого, а для подключения HTC Vive в доме понадобится отдельная комната. Разработчики возятся с виртуальной реальностью, как ребенок с пластилином. Пластилин везде: на ковре, в унитазе, все лицо измазано, но ничего толком слепить пока не удалось.
Несмотря на все восторги, на все удивительные возможности и крутые игровые инсталляции, виртуальная реальность слегка пугает. Как метко выразился мой коллега Дмитрий Веселов, страшно, что уже через 10 лет в мире будет бурлить другой, новый интернет, который станет жить и развиваться без нас. Чтобы не остаться не у дел и не оказаться на обочине информационного шоссе, советую как следует задуматься о том, чтобы примерить новый шлем. Или хотя бы купить PlayStation 4 — уже через год будет ясно, какие перспективы ждут виртуальную реальность на потребительском рынке.
При поддержке Xsolla и 80.lv.