Hades — это игра-антитренд. Ее сделала крохотная студия без кранчей и переносов. Вокруг нее не было никаких скандалов и разгневанных геймеров. Ее производство не стоило сотни миллионов долларов. Hades два года оттачивали в раннем доступе, оглядываясь на отзывы фанатов. Ей не нужно ничего прощать: в ней даже багов нет. Она практически идеальна.
Во многом из-за раннего доступа Hades легко было пропустить на фоне прочих игр 2020 года. Признаемся: мы проглядели ее всей редакцией — и наверстали лишь в декабре, обсуждая претендентов на звание игры года. Оказалось, что как раз игру года мы чуть было не упустили!
Hades — это идеальная roguelite-игра, которая не надоедает десятки часов.
В роли Загрея — сына Аида, верховного бога царства мертвых — мы пробираемся через его владения, пытаясь выбраться на поверхность: фактически, бежим из дома — через Тартар, Асфадель и Элизиум. Как и положено, расположение комнат, состав противников и выпадающие награды каждый раз меняются. После смерти путь приходится начинать с самого начала. Это базовые для «рогаликов» вещи, которые трудно испортить.
Но тут игра начинает накладывать слои новых механик, делая каждый забег уникальным. Постепенно ты открываешь новое оружие: меч, лук, копье, щит, кулаки и еще одна штука — но ее спойлерить не будем, слишком уж она фановая. Прохождение с каждым из них — это совершенно разный геймплей. А со временем появляется возможность все это улучшать, но не просто наращивая характеристики, а меняя мувсет снаряжения.
И это лишь один пример того, как вариативно подходит игра к подаче каждого элемента. Тут, например, есть и «магия», с которой многие разбираются лишь спустя десяток-другой часов — просто потому что есть и другие дела. А еще выбраться из подземелья герою помогают боги — при встрече (а встречаются они часто) олимпийцы усиливают Загрея своими дарами и радикально меняют его стиль боя. Помимо них можно встретить и других мифических героев, которые тоже помогут. Меняется не только герой, но и боссы; в какой-то момент на огонек начинает заглядывать сам Хаос, который поможет Загрею, но сначала его помучает — о нюансах боевой системы и геймплея Hades можно говорить часами.
Hades — это игра, которая поначалу кажется простым развлечением на пару вечеров. На десятом часу ты понимаешь, что она может дать больше — благодаря сумме случайностей на каждом прохождении. А перевалив часов за тридцать, ты вдруг осознаешь, что можешь с этими случайностями работать и выстраивать сознательные билды — у игры открывается новая глубина. А со временем и вовсе можно сознательно усложнить прохождения, накидывая себе дебаффов, усиливая врагов или добавляя новых приемчиков боссам. Hades можно пробежать часов за 20-30, на полное изучение понадобится до сотни — и в такой игре они пролетят незаметно.
Hades — это очень сложная игра, в которой твой скилл растет быстрее, чем прокачивается герой.
Это роднит ее с соулс-лайками. Да, игра специально над тобой издевается, чтобы кайф от прохождения был сильнее, и чтобы пальцы запоминали. При этом честность тут стальная — если уж слился, то только по своей вине. А сливаться поначалу придется часто. Умереть пять раз подряд на первом боссе — абсолютно нормально. На шестой раз случится победа — и какой же она будет сладкой! На двадцатом забеге ты вдруг обратишь внимание, что разделываешь того самого босса, даже если по пути боги не были щедры на крутые дары, и нормальный билд еще не сложился. Поначалу вообще не верится, что ты будешь десятки раз проходить одно и то же подземелье — ну нет, надоест же. Не надоест.
В Hades ты становишься сильнее, прокачиваешься, улучшаешь характеристики и приобретаешь полезные навыки. Но суть не только и не столько в этом. Набегав часов 30, я начал игру заново и без проблем — с первого раза — дошел до третьего босса из четырех. При этом у меня не было кучи вещей, без которых я игру уже не представлял — всего один рывок-уворот вместо двух, лечиться не могу никак, самые мощные дары еще не появляются. Однако оказалось, что мой личный рост в скилле за эти часы сильно обогнал прокачку Загрея!
Кроме того, при всей сложности Hades доступна даже для тех, кто не готов превозмогать (хотя совсем легкой прогулкой она не будет). В Hades есть режим бога — он включается в настройках, но не тупо наделяет героя бессмертием. После каждой смерти немного увеличивается сопротивление Загрея урону, так называемая «божественность». Эта фича идеальна вписана в сеттинг игры — впрочем, не она одна.
В играх вроде Hades сюжет может быть не важен, но здесь он так же хорош, как и все остальное.
Hades никогда не наказывает тебя за проигрыш, а вознаграждает — сюжетом. Каждая смерть — не просто «все сначала». Из раза в раз Загрей пытается сбежать из Царства мертвых, и его гибель — всего лишь насильное возвращение в отчий дом. Hades — игра про сложные семейные отношения на основе древнегреческих мифов, искусно интерпретированных лидером Supergiant и автором сценария Грегом Касавиным.
Кроме Аида в его дворце проживает масса интересных персонажей: его супруга, богиня тьмы Никта, наставник-Ахиллес, Гипнос и Танатос, стеснительная горничная Дуза, получившая столько диалогов благодаря отзывам фанатов, и многие другие. После каждого возвращения им всегда есть, что сказать. А иногда можно застать и какие-нибудь драматичные сцены: например, увидеть как Аид отчитывает одного из боссов за то, что он опять не смог нас задержать. Каждый раз происходит что-то новое. В какой-то момент начинает казаться, что новые диалоги бесконечны и генерируются нейросетью — но слишком уж качественно они написаны и озвучены.
Диалоги в Hades — это не только виртуозная озвучка: в первую очередь это суперхаразматичные персонажи с идеально прописанными репликами. В беседе ни с одним из них не возникает даже мысли поскорее закончить разговор. Боги и другие герои древнегреческой мифологии комментируют успехи и неудачи Загрея, рассказывают об устройстве подземного мира, раскрывают лор игры. С каждым разом мы узнаем все больше о конфликте Загрея с Аидом, а история становится все запутаннее и уже не упирается в одно лишь бунтарское желание принца сбежать на поверхность. У отдельных героев завязываются целые арки — как, например, у Орфея с Эвридикой, которую иногда можно встретить в своих путешествиях по загробному миру.
Небольшой спойлер, о котором вы могли прочитать уже много где: после первого выхода на поверхность игра только начинается. Мнимый финал оказывается лишь завершением пролога. Hades умеет удивлять.
Hades шикарно выглядит и запускается почти на любом пеньке.
Supergiant Games продолжает придерживаться своего фирменного визуального стиля. Hades — это двухмерная изометрическая игра, с простенькими 3D-персонажами. Но в то же время она чертовски красива за счет арт-дирекшена и детальнейшей прорисовки локаций. От визуала игры можно только балдеть — и даже рейтрейсинг не нужен. Требования у Hades по современным меркам нулевые; на Switch (а это очередная идеальная игра для этой платформы) она также выглядит отлично. Единственный просчет разработчиков Hades в том, что ее нет на других консолях — но думаю, это поправимо. Такая игра заслуживает быть везде.
И даже музыка в Hades великолепна.
Впрочем, почему «даже»: Даррен Корб записал восхитительные саундтреки для всех игр Supergiant Games (в Hades он еще озвучивает главного героя, и не только его). Музыка Hades — это смесь театрального пафоса, греческой этники с хором, «металлических» ритмов и грохочущего перегруженного баса. Отдельное восхищение — пение Орфея и Эвридики. За Орфея великолепно спел сам Корб, а Эвридике голос подарила Эшли Барретт, которая давно покорила всех своим пением в Transistor и Bastion. Я натыкался на нее в Асфаделе десятки раз, но всегда останавливался на минутку, чтобы послушать ее песню. Музыка из Hades есть на стриминговых сервисах и, конечно, ее стоит слушать, даже если игра вам не интересна.
Игнорировать Hades было легко: она мелькала где-то на периферии два года — в ней были базовые механики, но не было четкого финала, безумного разнообразия и многих персонажей. А когда игра наконец-то была готова, то оказалась в тени релизов покрупнее. Ну какая Hades, когда там надо по сто часов в Assassin’s Creed и Cyberpunk 2077 набить? Как-нибудь потом — так и тянет закинуть маленькую инди-игру на задворки бэклога.
И это ошибка. Hades предлагает куда больше, чем можно от нее ожидать — куда больше, чем большинство игр этого года. В ней практически невозможно заскучать. Каждый ее элемент на своем месте, механики вписаны в сеттинг, как и положено отличной видеоигре. Supergiant Games четко знали, о чем будет Hades, как она должна работать, и сколько им нужно времени, чтобы довести ее до совершенства. Не просто игра года — но и здоровый пример для всей индустрии.