Guardians of the Galaxy от Square Enix и авторов Deus Ex: Human Revolution из Eidos Montreal — необычный пример игры по мотивам комикса. В её продвижении основное внимание привлекал не сам факт наличия громкой лицензии (как часто бывает в таких случаях), а обещания разработчиков: утверждалось, что это одиночное приключение, без монетизации, лута и гринда, и без расчёта на сотню DLC — законченное и самодостаточное произведение. Для игровой индустрии в 2021 году это действительно громкие обещания. И разработчики их сдержали.

Guardians of the Galaxy будут часто сравнивать с Uncharted

Лидер космических прохиндеев «Спаржа Галактики» (заявление на регистрацию подали с ошибкой) Питер Квилл, более известный как Звёздный Лорд — натурально космический Дрейк. Он всегда на позитиве, но редко до конца понимает, что он вообще делает. Он тоже носится за сокровищами и вечно мечтает поднять бабла. Он остёр на язык и любим женщинами, о чём, впрочем, женщины в итоге жалеют. В общем, классический авантюрист-пройдоха, харизматичный тип, которого не назовёшь ни плохим, ни хорошим — к таким дружескими чувствами быстро проникаешься.

Да и структурно игра напоминает Uncharted. Каждая миссия здесь — это большой, срежиссированный от и до уровень. Если мы не сражаемся, то просто бродим по локации и глазеем на красоты. Иногда решаем элементарные головоломки. А периодически происходит что-нибудь внезапное (на голову летят метеориты, земля уходит из под ног) и приходится бегать, прыгать, кататься на жопе с горки. То есть игра не только старается развлекать каждую секунду, но и периодически успешно устраивает встряску, хотя методы использует по кругу одни и те же.

Сразу стоит закрепить, что всё это сделано далеко не так тонко и красиво, как в последних играх Naughty Dog, но всё-таки работает. Когда же дело доходит до кат-сцен, то уж тут «Стражи Галактики» выступают не хуже. Изредка глаз режет рваный монтаж, но ракурсы и свет — голливудского уровня. И хотя анимация в игре не идеальна, в целом картинка — одна из самых впечатляющих в текущем поколении. Редкий случай, когда на PS5 я играл именно в режиме с высоким качеством, жертвуя частотой кадров.

На самом деле Guardians of the Galaxy больше похожа на линейную версию Mass Effect

У Питера Квилла есть своя «Нормандия», на которой вместе с ним живут остальные стражи: Ракета, Грут, Гамора и Дракс. Между миссиями по кораблю можно походить, а с экипажем — поговорить по душам или как следует посраться. И этим хочется заниматься, потому что отношения между героями всю игру будут напряжёнными — то по одной, то по другой причине. Всегда будет о чём языком почесать, а уж диалоги тут написаны не хуже, а то и лучше, чем в некоторых играх BioWare.

Персонажи — вообще сильнейшая часть игры. Химию между ними разработчики нарисовали даже лучше, чем в захваленной дилогии фильмов. При этом линии развития характеров читаются чётко с самого старта. Грут — добряк, объединяющий всех. Ракета — шизик с кучей комплексов, считающий, что его недостаточно ценят. Уморительно прямолинейный Дракс — спокоен, но что-то держит за душой и умеренно ненавидит Гамору. Сама же Гамора — ненавидит себя. Ну а Питер Квилл никак не может стать достойным лидером для этой толпы оборванцев и сильно из-за этого переживает.

Все герои как личности пройдут большой путь и к финалу заметно изменятся. И хотя ты заранее догадываешься, что всё придёт к формату «мир, дружба, жвачка», порой сложно угадать, как именно герои будут преодолевать свои комплексы и разногласия в команде. Здесь даже есть аналог персональных квестов из RPG — особые страхи, преодолев которые они не только морально вырастут, но и откроют уникальные способности.

В другом формате такая проработка героев просто невозможна

Хронометраж игры позволяет каждому персонажу раскрыться как главному герою. А интерактивный формат усиливает погружение. Именно благодаря тому, что мы сами бродим по миру игры, сами находим учебник по распознаванию сарказма в каюте Дракса и выбираем реплики в диалогах, все эти проблемы становятся личными. А значит и сами стражи западают в душу не хуже, чем команда суицидников из той же Mass Effect 2.

В Guardians of the Galaxy есть даже крошечный элемент нелинейности. Большая часть диалогов нужна просто развлечения ради и для более глубокого раскрытия лора. Но иногда своим выбором можно напрямую повлиять на то, как будут развиваться события позже — такие момент игра даже отмечает в духе «Клементина это запомнит». Иногда последствия оказываются совсем незначительными, а иногда таким образом можно здорово облегчить игру.

Техническое исполнение тоже играет роль. Стражей приятно слушать не только из-за того, как хорошо они прописаны, но и благодаря идеальной озвучке (если говорить про оригинальную, конечно же). Поэтому тот факт, что они в принципе никогда не затыкаются — радует. Персонажи постоянно болтают — и на корабле и на миссиях. Чаще всего они обсуждают задание и подкалывают друг друга — к середине игры начинаешь поражаться, как можно было сочинить столько шуток! Главный комплимент: после неё, думая о «Стражах Галактики» вспоминаешь лица и голоса героев именно игры, а не фильма. Для сравнения, герои прошлогодней игры по «Мстителям» по итогам всё ещё воспринимаются не более как косплееры.

Персонажи вытащили бы всю Guardians of the Galaxy на себе — но и центральный сюжет в игре тоже хорош

Это, конечно, не научная фантастика, а боевой фантастический комикс про суперлюдей, летающих в космосе и стреляющих лазером из глаз, но написан он толково. Внешняя истории грамотно и аккуратно обволакивает стражей и самого игрока. Поначалу мы просто мотаемся по галактике в попытке заработать, потом вляпываемся в неприятности и пытаемся вылезти уже из них, в процессе находим новых врагов и вязнем всё глубже. Но когда решение всех проблем уже буквально в двух шагах, вселенную вдруг начинает стремительно порабощать странная секта!

Казалось бы, старые проблемы и невыплаченные долги с этого момента уже не актуальны, но как бы не так. Глобальная война быстро становится для стражей личной, а все глупости, что они натворили в начале игры обязательно сыграют свою роль в центральном сюжете. И чем дальше, тем крепче становится атмосфера той самой суицидальной миссии из уже упомянутой Mass Effect 2 — и это почему-то прекрасно сочетается с раздолбайским настроем игры и музыкой из 80-х. Удивительно, но ни одна сюжетная линия в Guardians of the Galaxy не обрывается — даже связанная с появлением на корабле героев цветной ламы, пожирающей провода и плюющей в лицо богам. Все ружья в итоге стреляют, причём иногда конфетти, а иногда — ядерными снарядами.

При этом сюжет сработает, даже если ничего не знать ни о «Стражах», ни о Marvel в принципе. Потому что несмотря на всю фантастику и супергероику, на самом деле это крепкая метафорическая история о том, что с людьми делает потеря близких, и как они эту трагедию пытаются пережить. Но если всё же быть в теме — сюжет станет ещё круче. Пути стражей пересекутся с несколькими культовыми персонажами из комиксов — кое-кого в киновселенной мы до сих пор не дождались, а пора бы. А главный восторг — это, конечно же, Космо, «лучший мальчик в галактике».

И даже сражения в «Стражи галактики» играются бодро — гораздо лучше, чем казалось по трейлерам

Сразу нужно принять, что Guardians of the Galaxy — это не шутер. Целиться здесь нужно крайне редко, гораздо чаще предстоит пользоваться автонаведением. Управлять можно только Квиллом, но остальные стражи почти всегда помогают в бою. В центре боевой системы как раз умелое использование напарников. Как и у самого Квилла, у каждого может быть по четыре навыка, которые пригодятся в конкретных ситуациях: против жирных врагов, против толпы противников послабее, против щитов, против мини-боссов. Можно всё делать самому, но тогда бои будут долгими и мучительными. А можно стрелять поменьше, побольше бегать по полю боя, раздавая приказы — и тогда всё будет по красоте.

К этой схеме также добавляется использование окружения. Например, Драксу можно приказать метнуть во врагов взрывоопасную бочку, а Гаморе — сбросить на голову врагам тяжёлый груз. У таких действий нет кулдауна, но их лучше использовать в связке с навыками — Грут оплетает врага и не даёт ему двигаться, а Дракс швыряет в него бочку, чтобы наверняка.

Со временем подключается ещё и стрельба «стихийными» снарядами: лёд, электричество, ветер и огонь. Но геймплей они не переусложняют и тоже работают максимально понятно. У некоторых врагов щиты пробиваются определённой стихией, другие от конкретных патронов быстро уходят в состояние оглушения. Ну а у ветра есть ещё одно полезное свойство — с его помощью можно притягивать к себе снайперов с вышек.

В итоге битвы могут быть как хаотичными и бестолковыми, так и весьма впечатляющими, по ощущениям отдающими всё той же Mass Effect. Все инструменты для этого Guardians of the Galaxy даёт. Тут даже прокачка минимальная — перешагнув чуть дальше середины игры, успеешь улучшить и костюм, и оружие, и все навыки стражам купить, чтобы в самых серьёзных замесах ни в чём себе не отказывать. Впрочем, самих замесов могло бы быть и поменьше — иногда игра всё-таки начинает душить бесконечными битвами, отодвигая развитие сюжета без особого повода.

Портят игру всего две вещи: почти полное отсутствие интересных боссов и баги

Удивительно, почему разработчики не понимают, что в игре про супергероев мы хотим видеть столкновения с крутыми суперзлодеями? Эта проблема бесила в «Мстителях», а теперь раздражает и в «Стражах Галактики». Разнообразие врагов тут нормальное — есть и чудища разные, и инопланетяне с пушками. Но чёрт возьми, в качестве боссов нам нужны суперзлодеи, а не безымянные огромные роботы и монстры! Несколько запоминающихся столкновений в игре есть, но на 20 с лишним часов прохождения этого маловато.

Но это мелочи по сравнению с состоянием игры на релизе. Забагованность — критическая. Анимации внезапно прерываются. Ролики не запускаются. Герои стрянут в камнях и друг друге. Проваливаются сквозь землю. Триггеры не срабатывают, вынуждая перезапускать сохранение (а однажды мне пришлось перепроходить и целый уровень, откатываясь на час). В целом игра выглядит не хуже главных эксклюзивов Sony. Но такого количества ошибок я не припомню ни в одной игре в этом году. Это уровень не самой стабильной бета-версии, а то и альфы.


Даже несмотря на баги, Guardian of the Galaxy — это приятный сюрприз. В эпоху бесконечных опенворлдов и игр-сервисов, пытающихся встроиться в твою жизнь минимум на год, такое собранное приключение без шелухи реально удивляет — и это игра по лицензии! Такую не стыдно поставить на одну полку с «Человеком-пауком» от Insomniac, а продолжение хочется увидеть как можно скорее.

Guardians of the Galaxy выйдет 26 октября на PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series X|S и PC. Игра полностью переведена на русский язык.