Capcom в игровой индустрии уже вечность — почти сорок лет. Многие игры компании вы прекрасно знаете. Но вспомнятся, скорее, Resident Evil, Street Fighter, Devil May Cry или даже Mega Man, а вовсе не Monster Hunter. Но именно Monster Hunter: World стала самой продаваемой игрой в истории Capcom. В Японии серия была дико популярна и раньше, но значительная доля продаж World пришлась на западные страны.
Буквально на днях на ПК для Monster Hunter: World вышло огромное дополнение Iceborne — так что самое время разобраться, почему игра выстрелила и откуда вообще взялась эта серия.
С чего все началось
Серия Monster Hunter стартовала в 2004 году на PlayStation 2. Однако довольно быстро она перепрыгнула на портативную PSP и консоли Nintendo. Тому есть три причины. Во-первых, серия с самого начала была популярна в Японии, а на западе не продавалась считай никак. Уже вторая часть за пределами Японии не вышла вообще. Поэтому (но не только) Capcom сделала основную ставку на истинно-японскую компанию Nintendo. Во-вторых, в 2006 году вышла PlayStation 3, но в Capcom решили, что с ее дикой архитектурой разбираться пока дороговато. Пришлось делать упор на другие платформы.
Ну и в-третьих, Monster Hunter с первой части была заточена под кооператив. Это особенно важно. Во времена второй PlayStation у больших консолей с онлайном все было туго. Зато портативки без проблем коннектились друг к другу, позволяя играть онлайн. Опять же, такое развлечение было особенно популярно в Японии. В 2013 году, с выходом порта третьей Monster Hunter на 3DS, Capcom даже организовала кроссплатформенный мультиплеер между портативной версией игры и релизом на «большой» Wii U. Мощно для своего времени и хорошо подчеркивает важность онлайна для серии.
Но онлайновые функции в серии проявлялись не только через кооператив. С портом второй части на PSP разработчики начали поддерживать игры серии регулярными обновлениями. Новые квесты, предметы и прочая мелочь — сейчас привычно, а в 2007 году было очень круто! Так серия и начала превращаться в полноценный сервис. Можно сказать, что тогда она была на острие прогресса.
Но во многом старые выпуски Monster Hunter были играми довольно аскетичными. Закрытые арены вместо открытого мира, далеко не самая передовая графика (ну еще бы, на таких-то платформах), сложные механики, которые никто игроку не разжевывает. Даже модель выпуска новых частей у серии воистину японская. За каждым номерным выпуском шел миллион переизданий на разных платформах с безумные приписками в духе Ultimate, Freedom Unite, Frontier G и все в том же духе.
При этом Capcom с Monster Hunter достаточно экспериментировала. Делала даже MMO для PC, Xbox 360 и для китайского рынка. Да и в основные игры разработчики аккуратно внедряли экспериментальные механики вроде плавания в третьей части. Не все приживалось, но движ был постоянный. Компания явно хотела укрепить успех серии и взять новые рубежи, но не была уверена в том, как зацепить новую аудиторию. На Западе игры серии выходили только благодаря крошечной, но очень крепкой фанбазе. Избранные, чуявшие потенциал серии. Первым большим успехом за пределами Японии стала только Monster Hunter 4 Ultimate, в 2015 году продававшаяся в Северной Америке тиражом в миллион копий. Тогда-то стало окончательно ясно, что западная аудитория к серии на самом деле готова. Нужно лишь как-то ее «объяснить».
Что такое Monster Hunter
Прежде чем двигаться к покорившей запад Monster Hunter: World, стоит разобраться за что серию любили японцы. Monster Hunter — это, внезапно, симулятор охотника на монстров. На огромных фантастических монстров: драконов, динозавров, на всяких огнедышащих и плюющихся кислотой тварей и черт знает кого еще. Игрок убивает монстров, чтобы собрать с них ресурсы, сделать из них броню и оружие получше, чтобы убивать еще более крутых монстров. И так по кругу. Играется гораздо увлекательнее, чем звучит! Серия уже много лет доказывает, что гринд — это круто, если с ним правильно работать. Сюжет за этим всем тоже есть, но это не фокус Monster Hunter.
Monster Hunter — не столь рутинная игра, как можно подумать. Каждый монстр здесь — серьезный вызов. Даже если вы фармите его уже десятый раз подряд. Каждого нужно изучать, к каждому нужно готовиться. Нужно заранее знать, как двигаться, куда бить и что врагу отсекать в первую очередь. Эти процессы сотни часов незаметно и съедают. В итоге все равно остается нормальный шанс слечь после одного-двух пропущенных ударов. Геймплей радикально меняется в зависимости от того, с каким снаряжением и оружием ты идешь на тварь. Да и на самом поле боя в сражение могут вмешаться случайные факторы, которые ход схватки нарушат и заставят импровизировать. Так что сотни часов задротства в «монханы» — вещь абсолютно легитимная.
При этом подготовка к походу на монстра — важная часть игры. Крафт всяких зелий, приспособлений и ловушек, подбор правильной брони — штука решающая. Не знаешь слабостей жертвы — проиграешь. И в этом есть смысл. Битвы в Monster Hunter как правило скоротечные и очень напряженные — минут десять сражения покажутся вам часом. А вот размеренная, дотошная подготовка к следующему бою — моральная разгрузка. Эти эмоциональные горки — важнейшая часть серии. Не будь в игре таких передышек, она бы стремительно задалбывала.
Monster Hunter годами давила на самые уязвимые точки игроков. Например, на жажду вызова — стоит только начать охоту, и остановиться в поиске все более диких тварей остановиться уже невозможно. А у игры они для вас есть! Или на типично-ролевую жажду наживы — лут, добытый в тяжелом бою, кажется еще более ценным и важным. А уж лута в Monster Hunter хватает! А еще работает огромное количество оружия и брони (хочется самую красивую, а ее нужно фармить!), мощный дизайн монстров, залипательные мини-игры, боевые походы с друзьями, в конце концов. Monster Hunter с годами стала «Покемонами» от Capcom. С такой же преданной фанбазой, на зубок знающей каждого монстра из каждого спин-оффа. И такой же непонятной для стороннего наблюдателя.
Как Monster Hunter: World покорила мир
С выходом Monster Hunter: World оказалось, что много понимать и не нужно. В Monster Hunter довольно низкий порог входа. Нужно лишь найти «правильные» платформы и правильно же преподнести механики серии, усилившись лишь в деталях. World наконец-то вернула серию на большую консоль Sony — PlayStation 4. А заодно вышла на Xbox One и даже ПК, еще больше расширив круг потенциальных охотников.
Начнем с малого, но важного — картинка в игре оказалась потрясающей. Детальной и современной. После портативных выпусков — отвал башки. За игрой даже со стороны наблюдать приятно — она выглядит как дорогущая, сочная ААА. Внешность наконец-то соответствует содержимому. А уж насколько успешно картинка продает игры — вы и сами знаете. Глубина важнее, но это слабый аргумент, если хочется нарастить аудиторию. Да и не только в текстурах и полигонах дело. У Monster Hunter сформировался очень яркий визуальный стиль. Смесь «странной японщины» с мечами в полэкрана, привычного западного фэнтези и каких-то «первобытных» мотивов — все эти шкуры, кости и будто бы доисторические твари. То есть привычно-понятно, но с заметной ноткой экзотики.
Все это работает в симбиозе с почти открытым миром. В Monster Hunter: World охота случается не на душных аренах, а на огромных, запутанных картах. Это не уровни, а целые биомы. По ним можно бродить часами и без всякой охоты — любоваться инопланетной флорой и фауной, делать скриншоты. Но и самому процессу охоты такие карты помогли здорово. Выслеживание зверей стало реалистичнее и увлекательнее. Приходится в самом деле искать следы и долго по ним ходить — монстры, знаете ли, пойманными или убитыми быть не хотят.
В рамках каждого биома разработчики создали полноценную экосистему. У монстров прописаны отношения, они спят и охотятся, делят территорию и вообще ведут себя, как настоящие животные. Похожие штуки были в серии и раньше, но так детально и масштабно — никогда. Все это должно было быть в Monster Hunter всегда, с самой первой части, но ресурсы не позволяли. Что важно, мы говорим о вещах, заметных невооруженным глазом. Чтобы увидеть и оценить все эти особенности, не нужно сотню часов тестировать механики и вникать в скрытую глубину.
А в базовом геймплее ничего сильно менять уже и не требовалось. Механики крафта в мейнстримовых западных играх давно прижились. В этом плане World не выглядит странной или слишком сложной. Даже более попсовые версии Monster Hunter, ту же Horizon: Zero Dawn, западный человек уже видел и успел полюбить. Что же до боевки — корня Monster Hunter, как ни крути — она уже давно была крайне хороша. Это довольно мудреный слешер, в котором интересно разбираться. 14 видов оружия, у каждого свои комбинации и особенности. Куча неочевидных тактик и сочетаний с дополнительным снаряжением: ловушками, ловчими сетями и прочим. Сравнить и не с чем — Monster Hunter такая одна. А уж с дальнобойным оружием игра вообще превращается едва ли ни в скоростной шутер с вайбом Vanquish.
Осталось только все это игрокам объяснить. И Capcom это сделала! Через детальнейший туториал и пристойную сюжетную компанию, обучающую всем нужным основам. Впервые в основной части Monster Hunter появился полноценный сюжетный режим, а не отписка с набором однотипных квестов. В итоге получилась не просто увлекательная дрочильня, а еще и солнечное приключение в новом, диком фронтире. Атмосферно — словно в детстве любимый мультик после школы смотреть. Monster Hunter: World можно покупать ради сюжетной компании. Разделался с ней и забыть, не чувствуя себя обделенным — это тоже увесистый «селлинг поинт».
А еще приключение проще простого разделить с друзьями. В этом поколении онлайн-сервисы на консолях окончательно расцвели, так что вернулась Monster Hunter очень вовремя. Вместе с доступным онлайном, регулярными патчами, контентными обновлениями и ивентами она практически превратилась в MMO. Но в камерную, личную MMO, которая остается живой, даже если отключить всех и играть соло. Парадокс, но работает.
А уж сколько в игре цепляющих и вирусящихся мелочей, вроде детальный анимаций готовки еды. Вы только вдумайтесь: прямоходящие умильные коты готовят вам стейки, курочку, жареную рыбу — такую реалистичную и вкусную! Да еще и подают это с пивом, чего еще желать? Разве что коллабов с другими играми — от упомянутой Horizon до Resident Evil и «Ведьмака», но и они в в игре есть.
Чего в ней вообще нет? Ну, до недавнего времени не было ультрахардкорных испытаний, от которых зубы трескаются и волосы везде шевелятся. Теперь — с выходом дополнения Iceborne — есть. В нем дебютировал новый заснеженный континент, принимающий только самых прожженных охотников. Какими тварями он населен — жуть! При этом контента в дополнении немногим меньше, чем в основной игре.
Iceborne, кстати, единственное большое дополнение для Monster Hunter: World. Но для серии в целом все только начинается. Теперь уже не только Япония, но и весь мир ждет новых больших выпусков Monster Hunter. Capcom едва ли станет выжидать слишком долго, особенно учитывая, что к концу года запустится новое поколение консолей. Да и с портативок серия уходить не собирается, что-нибудь новое точно будет и на Switch. Впрочем, Monster Hunter и за пределы игровой индустрии выйти уже готова — 3 сентября 2020 года состоится выход фильма по мотивам серии с Милой Йовович в главной роли, режиссирует его Пол Андерсон. Monster Hunter в одном шаге от того, чтобы стать настоящей медиафраншизой.