В попытке отвлечь внимание молодежи от кровожадных шутеров, 20 лет назад набожная студия N’Lightning Software Development выпустила настоящий христианский AAA-шутер с бюджетом аж в $1,6 млн — Ominous Horizons: A Paladin’s Calling. По сюжету главный герой спасал Библию Гутенберга, которой завладел Сатана.
Жанр: шутер от первого лица;
Год выхода: 1 сентября2001;
Платформа: PC;
Разработчик: N’Lightning Software Development;
Издатель: N’Lightning Software Development.
Что это?
Конец девяностых — смутное время для игровой индустрии. Видеоигры стремительно, аки отрок на каникулах в деревне, стали крепнуть и расти, превращаясь в пугающе правдоподобные симуляции. Новый уровень реализма, достигнутый благодаря 3D-графике, будоражил энтузиастов, но сильно напрягал политиков и общественных активистов. Больше всего неравнодушных граждан заботили шутеры — кровавые симуляторы убийц с «видом из глаз» и невиданной раньше глубиной погружения. Многие верили, что подобные развлечения приводят к реальному насилию — и находили своим предубеждениям доказательства вроде стрелков из школы Колумбайн, которые [ну естественно] увлекались Doom.
Подростки хотели играть в модные шутеры с видом от первого лица. Родители запрещали подросткам играть в модные шутеры от первого лица, потому что кровь, кишки и насилие. Что в такой ситуации должен сделать предприимчивый издатель игр? Правильно: выпустить модный шутер от первого лица, в котором все не так кровожадно — и с акцентом на христианских ценностях.
Сама идея христианской видеоигры не была особо оригинальной даже по меркам начала нулевых. Платформеры про библейских героев выходили ещё на 8-ми и 16-битных «Нинтендо» (подробнее — в классическом выпуске AVGN). Почти все их, правда, создавали на коленке, используя модифицированные ассеты других игр, и издавались неофициально, без лицензии японской компании.
N’Lightning Software Development заняла особенное место в этой специфической нише. В отличие от скромных коллег, работающих на довольно узкую аудиторию верующих геймеров, N’Lightning всерьёз метила в мейнстрим и закладывала на эту цель соответствующие расходы. В 2000-м году она потратила 830 тысяч долларов на шутер Catechumen, а спустя год — вдвое больше, выпустив самую дорогую христианскую игру в истории — Ominous Horizons: A Paladin’s Calling. Забегая вперед скажем, что если верить вики, было продано всего 50 тысяч копий. Так это или нет, сейчас это не имеет никакого значения: теперь это просто любопытнейший артефакт игровой истории.
«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских»
Послание к Ефесянам, Глава 6, стих 11
15-й век. В немецком Майнце типограф Иоганн Гутенберг печатает свою знаменитую Библию. Сатане такой расклад, само собой, не нравится, — потому он отправляет за книгой своего приспешника, который без труда её крадёт. И тут на сцену выходит безымянный главный герой — ассистент Гутенберга, которому предстоит отыскать Библию, наказать нечестивых и превратиться из простого ремесленника в доблестного воина света.
Сразу оставим надежды: как шутер Ominous Horizons уныла — странно ожидать чего-то другого, учитывая средневековый сеттинг (никакого огнестрела) и общий пацифистский тон — но у неё есть другие неожиданные козыри, которые почти полностью компенсируют стрельбу. Главный из них состоит в том, что это шутер лишь номинально, а по сути — приключение (умеренно захватывающее) в духе Лары Крофт.
Дьявольский слуга разбросал страницы Священного Писания не просто по всему миру, но и по разным историческим эпохам — от латиноамериканских и египетских пирамид до средневековых китайских замков. Главными противниками ГГ становятся не НПС, а недружелюбное окружение — лабиринты со смертельными ловушками и головоломками.
Препятствия встречаются очень оригинальные: к примеру, жутковатые статуи, которые могут двигаться и атаковать, если игрок отворачивается (совсем как SCP-173!) или смертоносный сквозняк, способный сбросить игрока с приличной высоты. Убить могут и пазлы. Особенно запомнилась одна из комнат в египетской гробнице: за игроком захлопывается дверь, а с потолка начинает сыпаться песок, стремительно заполняющий всё пространство. Чтобы выжить, нужно найти на потолке одно из десятка отверстий, ведущих на этаж выше (остальные отверстия не ведут никуда), и стать прямо под ним, чтобы куча песка подняла вас в следующую комнату.
Но чтобы добраться до этих интересных выдумок, нужно превозмогать изматывающие перестрелки, — и тут без воззваний к Господу не обойтись (может, так и задумано?). Оружие банальное (меч, метающий фаерболы, арбалет и посох с безумным разбросом), враги — тупые и живучие даже на среднем уровне сложности, схватки — унылые и максимально незрелищные: прыгай себе вокруг врага с зажатой ЛКМ и надейся, что он двинет кони раньше, чем кончатся патроны. После каждой такой схватки нужно восстанавливать не только физическое здоровье, но и ментальное, — к счастью, с этим неплохо справляются местные аптечки, выполненные в виде пергаментов со строфами из Библии. Залатал раны, прикоснулся к мудрости Божьей, и снова в строю.
Выдохнув после очередной стычки с приспешниками Лукавого, задумываешься: а должна ли вообще христианская игра быть приятной? Вполне возможно, такими утомительными приёмами авторы пытаются подавить эго игрока и приучить его к смирению. И если вы пройдёте Ominous Horizons до конца, то наверняка почувствуете: Лукавый — умер, Божье — одержало верх.
Как в это играть
В VK можно найти сборку известного в узких кругах энтузиаста под ником Corak (я качал её же). На русском не только текст, но и озвучка, — она, к слову, о-очень странная и здорово прибавляет игре сюрреализма.
Имейте в виду: игра использует специфический движок Genesis3D, который может странно вести себя на современных компьютерах. В случае чего — поэкспериментируйте с режимами совместимости.