В инди-играх стало слишком много дерьма. И речь не о графике, дурной реализации, слишком скромных бюджетах и прочем, а о повальном увлечении этой темой. Фекалии в самом прямом смысле затапливают индустрию и стали по-своему модными. Что, черт возьми, не так с инди-играми в 2016?
В последнее время в инди-играх наметились две очень странные тенденции. Во-первых, в моду вошли «симуляторы ходьбы» — почти без геймпея, со странными, причудливыми сюжетами и часто довольно глубоко проработанные. Вспомните тот же Firewatch или Beginner’s Guide. Во-вторых, словно бы в противовес, некоторые разработчики внезапно заинтересовались темой самого натурального дерьма. Разумеется, что-то подобное было и раньше (тот же Boogerman), но сейчас всех словно прорвало.
There’s Poop In My Soup
Самая свежая из дерьмоигр в списке, вышла 14 марта 2016. Смысл There’s Poop In My Soup в том, чтобы самым бесстыдным образом кидаться в прохожих дерьмом. Вселенная игры незамысловата: есть некий кудрявый и голый (?!) проказник с лицом-задницей (?!), три города (Нью-Йорк, Пекин и Париж) и уйма прохожих. В этих несчастных необходимо швырять собственным калом и более того: поощряется закидывание его в суп, мороженое, такси, детскую коляску и так далее. За все это даются ачивки, баллы и продвижение по «сюжету». Игра обошлась мне в 26 рублей и проходится за 20 минут.
Where’s My Mommy?
Судя по заверениям создателей, — полноценный симулятор фекалий. Здесь вы играете за некую маленькую какаху, которая ищет свою мать. При этом в поисках необходимо спускаться по кишечнику, полному всякого дерьма (помимо главного героя конечно): бананов, презервативов, непереваренной и цельной еды, детских игрушек, лампочек, скелетов и так далее. Я даже не знаю как комментировать настолько трэшовый продукт, поэтому скажу сухо: игра стоила мне 111 рублей и из-за дерьмового управления я забросил ее через 15 минут. Она реально бесит.
Freedom Poopie
Freedom Poopie во многом похожа на предыдущую игру, Where’s My Mommy, но в менее жестком для понимания виде: главный герой — некий кусок кала, ему необходимо перемещаться в пространстве и добираться до унитазов. Стоит все 59 рублей вместе с загружаемым контентом (да, здесь есть своего рода DLC). Единственная игра, которую я не стал покупать, поскольку на фоне остального безумия она выглядит уж очень незамысловато.
Viscera Cleanup Detail
В этой, без шуток, веселой игре вы отыгрываете роль уборщика в научно-фантастическом сеттинге. Для достижения победы вам необходимо делать уборку в неких странных местах, в которых до этого происходили кровавые и грязные события. Основной источник веселья в том, что эти локации напоминают о других видеоиграх, вроде DOOM, Dead Space или Quake. Но вы словно бы пропустили все самое классное и теперь всего лишь прибираетесь на месте происшествия, убирая кровь, кишки и нагар от плазмаганов со стен и пола. Viscera Cleanup Detail не совсем про фекалии в прямом смысле, хотя продукты жизнедеятельности пришельцев (переваренные останки людей) здесь тоже имеют место. К тому же, на нем делается сильный акцент в самом общем смысле: вы изначально опоздали на вечеринку и теперь ваша судьба до конца дней — убирать дерьмо за другими.
В свое время Viscera Cleanup Detail стоила мне больше трех сотен (сейчас дешевле). Она веселая, в нее забавно играть совместно, но надоест через полчаса.
Domestic Dog Simulator
Пиксельный симулятор пса. Как и в реальной жизни, здесь в роли собаки вы просто спите, ходите по городу и почти безостановочно мочитесь на все вокруг или опорожняете кишечник. На этом все. Иного смысла игры, геймплея, сюжета или достижений здесь просто нет. В Domestic Dog Simulator даже нельзя вытирать задницу об ковер, как это обычно делают псы. Игра досталась мне в качестве подарка на день рождения, стоит она 79 рублей и ей уже почти два года. Но сам дарить ее советую разве что сильно провинившимся детям.
Что происходит и почему?
Мне захотелось разобраться в причинах такой резкой концентрации на анальной теме именно в инди-играх и именно в последнее время. Что за конвейер делает такие поделки, откуда, черт возьми, возникла мода на дерьмо? Идеи только две и обе одновременно сомнительные, но не без здравого зерна.
Анальный характер
Согласно Фрейду, человек в своем психосексуальном развитии проходит определенные стадии. В идеале, начиная с рождения и заканчивая ранним подростковым возрастом, он минует оральную, анальную, фаллическую, латентную и, наконец, генитальную фазы. Однако с этим могут возникнуть проблемы, которые пагубным образом отразятся на характере личности. В нашем случае, с анальной фазой формируются реакции протеста — «удерживание» (запоры) или «выталкивания» (плохое пищеварение, поносы).
В последствии это приводит к становлению анально-удерживающего и анально-выталкивающего типов . «Удерживающий» — упрямый, скупой, жадный, педантичный, перфекционистичный, а «выталкивающий» — беспокойный, импульсивный, склонный к разрушению. Последний тип отличается еще и инфантильностью и неимоверно достающей всех тягой к фекальным шуткам. Вот это — как раз интересующий нас случай. Само собой, я утрирую, но то, что творится сфере инди-игр словно говорит о том, что в эту область резко нанесло разработчиков «выталкивающего» типа характера. А главное: они нашли себе соответствующую аудиторию.
Почему это так и почему именно в 2016 надо спрашивать у тех, кто работает на стыке социологии, изучения видеоигр и психологии. Возможно, анальный характер принимает вся наша культура, начиная с 2016 — отличный сюжет для антиутопии или постапокалипсиса. Главный минус теории в том, что чуть ли не все идея Фрейда уже опровергнуты, или, как минимум, считаются очень спорными.
Постмодернистский китч
Можно подумать, что игры про дерьмо — это такой постмодернистский китч, попытка проявить нонконформизм и совершить деконструкцию нарративов, сложившихся в среде видеоигр, замаскировав это все под вопиющую вульгарность. Но постмодернизму полвека и он вообще уже отходит как культурная ситуация. Так что почему дерьмоигры всплыли именно в 2016 — непонятно. Если честно, меня это гложет, разжигает любопытство и вообще, это же готовая тема для диссертации.
В общем, провести археологические раскопки и покопаться в инди-дерьме пришлось ради того, чтобы понять, насколько мы ничего не понимаем. Можно строить сколько угодно догадок, но, как бы там ни было, создание таких дерьмоигр — это намек на то, что вообще не так с ранним доступом, Greenlight, краудфандингом и прочим подобным. Люди хотят дерьма и люди его получают.