Если вы хоть сколько-нибудь интересуетесь играми, то хорошо знаете этого художника, пусть и заочно — именно его кисти принадлежат великолепные батальные сцены, использовавшиеся в рекламных кампаниях серии стратегий Total War. Эти же арты украшают собой и «внутренности» игр: Сципион берет приступом Карфаген, Марк Антоний берет приступом Клеопатру, Верцингеториг режет римлян, королева пиратов Тевта фраппирует купцов — список захватывающих работ художника можно продолжать долго. Каждый поклонник серии Total War видел их сотни раз.
Кроме того, Мариуш Козик оформлял настольные игры компании Fireforge Games, сотрудничал с книжными издательствами Osprey Publishing, Ender и Wargamer, рисовал полотна для исторических арт-проектов и создавал графику для менее известных компьютерных игр.
Насмотревшись впечатляющих картин, я решил поговорить с Мариушем о создании батальных сцен, роли интернета в жизни художника и конечно, о серии Total War. К моему изумлению, Мариуш предложил пообщаться по-русски. Читайте, что из этого вышло.
Привет, Мариуш! Сразу уточнение: «Мариуш Козик» — верная транскрипция?
Привет, Александр! Да, все верно. Хотелось бы заметить, что я общаюсь с разными людьми со всего мира, и во многих странах мое имя и фамилию произносят и пишут с ошибками. А вот россияне всегда пишут правильно.
Как ты начал рисовать?
Рисовать я начал в четыре года. Тогда в Польше был коммунистический строй. Магазины пустовали, найти карандаши и краски было проблематично. Когда я был ребенком, то рисовал на стенах нашей квартиры. Кроме того, я брал имевшиеся дома куски мыла и вырезал из них чайной ложкой человеческие головы. Мыло тоже было в дефиците.
Что чаще всего рисовал тогда, в детстве? Лично я — машинки :)
В детстве я рисовал животных. Людей рисовать не любил. Часто рисовал то, что мне снилось.
Как пришло понимание, что изобразительное искусство — это вот то, чем бы ты хотел заниматься всю жизнь?
Началось все с того, что я всегда любил коней. Когда я был маленьким, папа на мои лыжи наклеил две наклейки. На одной был изображен польский гусар в седле, на другой — конь. Несмотря на все старания моего отца, на лыжах кататься я так и не научился, зато наклейки настолько понравилось, что мне очень захотелось нарисовать что-то подобное.
К сожалению долгие годы — с 6 до 16 лет — я вообще не рисовал.
Когда я был маленьким, к нам в гости зашел знакомый художник. Он посмотрел мои детские рисунки и сказал, что рисовать мне не дано. Тогда мой энтузиазм к рисованию пропал на долгие годы.
В портфолио у тебя рисунки по Средневековью, античности, мировым войнам (первой и второй), есть даже про зомби-апокалипсис. Ты можешь выделить какой-то наиболее любимый сеттинг?
Больше всего мне нравятся исторические сюжеты. Зомби были случайностью. Я люблю рисовать могучих коней — таких, которые всегда идут напролом, как танк, и побеждают. Люблю рисовать Спарту и римские легионы, польских гусаров, французских и русских всадников, португальских кавалеристов. Римская империя — мой любимый исторический период, я очень много читал по этой теме Плутарха, Светония, Тацита, Ливия и Цезаря, конечно.
Кого из классических художников ты бы выделил, как наиболее сильно повлиявших на тебя?
Диего Веласкес и Рогир ван дер Вейден.
Какой была твоя первая коммерческая работа?
Первые деньги я заработал в 16 лет — продал свою картину соседу. Это был рисунок маслом. Я нарисовал Наполеона и отступление русского войска. Сосед до сих пор ее хранит.
Как началось сотрудничество с Creative Assembly?
Я получил предложение от одного из их сотрудников, он мне посоветовал прислать свои рисунки. Я так и сделал. Им очень понравилось. Это был первый и последний раз, когда я сам просил кого-то дать мне работу.
Можешь выделить игру или две из портфеля Creative Assembly, над которыми было особенно интересно работать?
Все игры, касающиеся римского периода. (Total War: Rome II, Total War: Attila, и все их многочисленные дополнения про Велизария, Карла Великого и греко-римскую борьбу — прим. ред.)
Насколько сильно работа над Total War: Warhammer отличается от работы над историческими играми?
Я не люблю зомби и фэнтезийную тематику, а если что-то все же делаю в этом стиле, то только потому что должен. Поэтому работать с ними не хочу.
Основное отличие, видимо, во внутренних ощущениях.
Если бы тебе предложили выбрать время и место для следующей игры Total War, то что бы ты выбрал? Я, например, мечтаю о Total War: Genghis Khan — завоеватель был отменный, империя огромная. Есть где разгуляться и художнику, и игроку-военачальнику.
Мечтаю о Европе XVII века.
В твоем профиле на Artstation указано, что ты — фрилансер. Почему не пойдешь в штат в большую компанию? Стабильность, пенсия, фрукты на кухне :)
Я не всегда был фрилансером, с 2012-го работал по контракту с Creative Assembly/SEGA в течение пяти лет. По условиям контракта мне нельзя было рисовать для других заказчиков. Последние два месяца (февраль-март 2017 года — прим.) я был свободным художником, но сейчас снова начинаю работать с Creative Assembly.
Видимо, это связано с игрой в историческом сеттинге, о которой Creative Assembly недавно обмолвилась. Разработка на ранней стадии, ничего более не известно.
Как на тебя обычно выходили заказчики в «доконтрактные» времена? Через DeviantArt, личный блог, какие-то другие ресурсы?
Меня находят через соцсети, пишут на электронную почту.
Как ты считаешь, интернет-сообщества для художников — это полезно или скорее вредно?
Думаю, для того, чтобы продать свои работы — это безусловно хорошо. Но порой оттуда приходит большое количество ненужной информации, и это сильно нервирует.
Насколько сообщество художников токсично? У вас принято друг друга критиковать или наоборот, ставить «лайки»?
До определенного момента обычно все идет хорошо, но как только дело доходит до денег, каждый начинает считать себя лучшим в профессии.
Какие инструменты используешь? Если это не секрет, конечно.
Я — художник-традиционалист. Свои работы делаю на компьютере в Photoshop.
Как обычно происходит создание иллюстрации?
Вначале мне надо представить в голове работу. Я сажусь вечером, закрываю глаза и представляю, как должна выглядеть моя картина. Переношусь мысленно в то время. Оказываюсь на месте событий. Представляю себе тех людей, их эмоции и переживания. Жаль только, что не всегда могу передать то, что чувствую в полной мере.
Я считаю, художник должен творить на основе своего воображения. Сейчас каждый может взять пример из интернета и перерисовать. Я не хочу так работать.
Откуда черпаешь сюжеты для картин, если говорим о чем-то более сложном, нежели «портрет одинокого бойца»?
Сюжеты строятся на основе знаний. Если ты изучал историю, достаточно закрыть глаза и представить себе происходящее. Я почти физически переношусь в то время. Потом делаю множество набросков и выбираю наилучший.
Сколько времени уходит на собственно рисовку?
Все зависит от сложности работы. Примерно неделя-две. Хотя над иллюстрацией «Осада Карфагена» для Total War: Rome II я работал три месяца.
Можешь назвать изображение, которым особенно гордишься?
«Осада Карфагена», о которой говорил выше. Это самая большая панорама, которую я когда-либо рисовал.
Получается, одна иллюстрация может съедать прорву времени, и трудозатраты на нее ничуть не меньше, чем на создание настоящей картины на холсте маслом.
Артбук «Мир игры Total War» (The Art of Total War) издан в России питерским издательством «Фантастика Книжный Клуб». Он содержит сотни иллюстраций, созданных за почти 20-летнюю историю эталонной серии стратегий, а также комментарии разработчиков о создании визуального стиля для нее. Работы Мариуша Козика в этом альбоме заняли достойное место. Если вы, прочитав интервью, решите, что в вашей жизни маловато батальных сцен, скорее добывайте и листайте.
Помимо обычного существует более дорогое коллекционное издание этого артбука в слипкейсе с золотым тиснением (на фотографии справа). На обложке красуется всадник в позе, повторяющей логотип серии Total War. Автор изображения — Мариуш Козик.
Не так давно вышел артбук «Искусство Total War». На бумаге изображение воспринимается совсем иначе, у него появляется дополнительная ценность. Как считаешь, раз уж игровая индустрия дожила до богато оформленных артбуков, доросла ли она до того уровня, когда арты из Total War выставлять рядом с полотнами Верещагина и Айвазовского?
Отношение к играм меняется, так же как меняются средства для художественного выражения. Это неспешный процесс.
Скоро у меня будет выставка в Варшавской галерее Pragaleria. Там можно будет увидеть образцы моих работ, в том числе — арты из Total War.
Кроме того, я рисую на холсте — как-никак закончил Академию искусств во Вроцлаве по направлению «станковая живопись». В галерее современного искусства можно будет увидеть и купить мои картины.
Можешь вспомнить какой-нибудь забавный момент в работе?
Да, могу. Много лет назад я написал две картины маслом для арт-проекта Waterloo Collection. Для этого меня пригласили на историческую реконструкцию битвы под Ватерлоо, где французские кавалеристы согласились попозировать для нескольких кадров. Я стоял посреди огороженного луга и снимал их маленьким дешевым китайским фотоаппаратом, а в это время за забором толпились журналисты со всего мира. У них были навороченные камеры, но организаторы не разрешили представителям прессы пройти за ограждение, чтоб они не мешали мне. Так и сказали: «Козик фотографирует, надо подождать».
Ты играешь в компьютерные или видеоигры?
К сожалению нет. На это нет времени. Когда-то я был заядлым игроком, фанатом Total War.
Твои арты слишком живые, они просят продолжения. Хочется понять, чем там все закончится. Как бы ты отнесся к предложению создать графический роман про римлян?
В такой форме художественного выражения скорее всего чувствовал бы себя не очень.
Напоследок — «религиозный» вопрос: iOS или Android? )
Android.
Бонус для тех, кому хочется еще Мариуша Козика
Страница Мариуша Козика в профессиональном сообществе: lacedemon.artstation.com
Огромное спасибо за подготовку этого интервью отправляется Катерине, помогавшей с переводом!