В чешском средневековье красиво: из-за леса виднеются крепостные башни, висельники раскачиваются на ветру, доспехи рыцарей блестят на солнце, а у горожан почти всегда смешные шляпы. Заглянуть в прошлое нам удалось благодаря Kingdom Come: Deliverance — грядущей чешской игре от Warhorse Studios, где работают люди, ответственные за Mafia и Operation Flashpoint. Kingdom Come: Deliverance находится на той стадии разработки, когда про дату выпуска вслух еще не говорят, но уже есть что показать.
Kingdom Come: Deliverance — это в первую очередь сюжетная ролевая игра с упором на историчность и правильный истфех. Заготовленные шуточки и выкрики из зала про Life is Feudal и Mount & Blade можете оставить при себе. Правильнее сравнивать KCD с «Ведьмаком» — за бескомпромиссный восточноевропейский колорит, и со Skyrim — за вид от первого лица и нелинейность.
Слоган Kingdom Come: Deliverance — «подземелья и никаких драконов». Отсюда главная задача: не сойти с ума от обилия терминов, топонимов, титулов и малоизвестных исторических фактов про Богемию 1403 года. Лучше всего представить, что вы на экскурсии, а вокруг шелестят кольчугой румяные реконструкторы. Хотя, черт побери, каждая новая ролевая игра старается воздвигнуть вокруг вас целую фэнтези-вселенную, и никого эта ахинея не смущает.
В центре сюжета — конфронтация реальных европейских монархов: Сигизмунда и Вацлава, противостояние которых отчасти спровоцировало большое религиозное столкновение в Европе, сохранившееся в истории как «гуситские войны». Обстановка напряженная: Сигизмунд разоряет земли Богемии, в лесах полно разбойников, крестьяне ропщут. Главный герой Deliverance, сын кузнеца, вешает кожаный фартук на крюк, берет в руки меч и отправляется на поиски справедливости.
Для исследования открыта виртуальная Богемия с точно воссозданным историческим ландшафтом в масштабе 1:1. Каждая деревня при этом живет своей жизнью и не ждет появления игрока, чтобы тут же зашевелиться и притвориться настоящей. Здесь нужно отметить, что разработчики подошли к симуляции с похвальной дотошностью. Каждый, даже самый скромный персонаж Deliverance наделен привычками и чертами характера.
В отсутствие игрока граждане не бездельничают, а выполняют какую-нибудь небольшую функцию в обществе. Кузнец весь день работает с железом, а по вечерам пьет в кабаке, как и положено здоровенному волосатому мужику.
Другие члены коммуны тоже заняты своими обязанностями; таким образом каждая деревня превращается в небольшую экосистему, которая при этом не замкнута: к примеру, нужный вам персонаж может взять и ненадолго уйти в гости к кузену из соседнего села. Не исключено, что во время прогулки он встретится с бандитами, и потасовка закончится не в его пользу — ну, бывает, — пожмет плечами Kingdom Come — и предложит поискать альтернативное решение задачи. Маркеры и подсказки? Слишком просто! Зато волнующий вопрос можно задать любому прохожему, и добрые люди подскажут.
Главный герой, по сути, вторгается в уже существующие уклады, и не является центром вселенной, как это принято во многих RPG. Нарушить идеально работающий механизм средневекового социума достаточно просто: например, украсть молот у кузнеца. Придя в
кузницу и не обнаружив у себя любимого орудия производства, мастер может просто уйти в запой. Оставшись без кузнеца, остальные жители деревни начнут испытывать дефицит металлических изделий. Цепочка последствий тянется очень далеко, и в конце концов может довести деревню до запустения.
Описанная шалость не останется без внимания окружающих: обитатели оскверненного действиями героя региона будут ненавидеть героя и откажутся ему помогать, а то и отомстят при следующей встрече. Чтобы оставить после себя негативное впечатление, необязательно убивать всех в деревне — достаточно явиться на порог в изодранной окровавленной рубашке, и вы уже привлечете к себе подозрительные взгляды.
Но Kingdom Come — это не только система, но и правильный исторический карнавал. Для реализации механики фехтования чешская студия выбрала вид от первого лица — достаточно непривычный и сложный для подобного рода упражнений. Пришлось открывать жанр заново.
Во-первых, физика боя в Deliverance предполагает реальный просчет всех попаданий. Задача игрока — не протыкать броню, чтобы снести линейку жизней, а попасть в незащищенное место. Самый навороченный доспех не спасет от прямого попадания в открытый участок шеи, где показатель брони не учитывается. Во-вторых, чехи придумали как фехтовать и не выглядеть при этом художником, который что-то судорожно рисует курсором на экране. Игрок не управляет оружием напрямую, а контролирует направление удара, ориентируясь на пятиконечную звезду, которая здесь вместо прицела. Каждый луч звезды — цель выпада.
Существует система контрударов, контр-контрударов, и так до первой ошибки одного из соперников. На протяжении всего боя мечи скрещиваются, от доспехов летят искры, оружие скользит по щиту противника и даже может нанести урон неожиданно. Разработчики обещают, что каждая схватка в Kingdom Come: Deliverance станет запоминающимся боем, победа в котором зависит исключительно от умений игрока, а не от уровня и прокачки.
Разработку консультируют исторические реконструкторы,
а сценарий пишет автор Mafia
Стремление Kingdom Come: Deliverance быть исторически достоверной и, скажем так, непростой ролевой игрой может испугать неподготовленного читателя, создав ложное впечатление про излишний усатый хардкор и дотошность, граничащую с отталкивающей мелочностью. Нет, при всем комплексе механик, которые планируют реализовать авторы, Deliverance не превратится в средневековую DayZ и будет в первую очередь игрой, а не мозголомным историческим симулятором.
Как разработчики удерживают баланс между историческим маскарадом с аттракционами (см. «пиратский» Assassin’s Creed: Black Flag) и темным омутом густых серьезных щей?
Простейший пример: тяжелый панцирь замедляет героя, но чтобы надеть его, не нужен оруженосец, и доспех можно просто носить в рюкзаке. Да, герою нужно будет и питаться, и отдыхать, а кровотечение станет проблемой (особенно учитывая отсутствие магии и целебных зелий), но при этом его конь работает, как Плотва у Геральта: не просит еды и по свистку выскакивает из ближайших кустов.
На данный момент бета-версия Kingdom Come: Deliverance скорее показывает отдельные элементы механики и системы, а также намерения и амбиции разработчиков, чем саму игру. Но перспективы прогуляться по средневековой Чехии, принять участие в осаде замков и воочию посмотреть на исторические события — интригуют и вспечатляют даже заранее. Сразу после презентации и небольшой беседы с авторами в головах у нас крутилась одна мысль: «Мы хотим эту игру прямо сейчас!».
3 марта доступ в бета-версию Kingdom Come: Deliverance получат те, кто поддержал проект на Kickstarter. Выход игры запланирован на PC, PlayStation 4 и Xbox One.