Британская студия Supermassive Games в 2015 году выпустила Until Dawn — все еще лучшее «интерактивное кино» и один из лучших подростковых слэшеров, даже если сравнивать его не только с играми, но и с фильмами. А вот VR-приквел к Until Dawn под названием The Inpatient был откровенно плох и после него студия разошлась с Sony. «На воле» Supermassive запустили антологию хорроров — снова в жанре интерактивного кино. Первой игрой в ней стала Man of Medan — она была получше Inpatient, но хорошей ее едва ли назовешь. После двух сомнительных игр подряд вера в студию поугасла, но вторая игра антологии — Little Hope, оказалась куда лучше, чем я ожидал.
Little Hope — стильная игра с отличной картинкой.
Бюджетов времен сотрудничества с Sony у студии больше нет — это видно как минимум по бедной анимации персонажей, но большую часть времени Little Hope смотрится отлично. Детализация лиц, актерская игра, режиссура, постановка света — все хорошо настолько, что со стороны игру частенько можно спутать с фильмом. Отсюда же, правда, выплывает тот самый «эффект зловещей долины» — все выглядит реалистично, но что-то здесь не так: то кто-нибудь неестественно улыбнется, то по камере стеклянным взглядом скользнет… Однако то же можно сказать и про Until Dawn, и про «кейджевскую» Detroit: Become Human — такая беда еще долго будет преследовать интерактивные фильмы.
Отдельных слов заслуживают вступление игры и рассказчик. Последний появляется во всех играх антологии. Этот фактурный мужик в пальто и шляпе так мощно шагает под трек Khemmis — A Conversation With Death и всплывающие готические картины, что в игру моментально влюбляешься. Его ехидные ремарки и размытые подсказки усиливают погружение и подстегивают желание допройти игру. Даже крайне среднюю Man of Medan он кое-как для меня вытянул и заставил таки ее добить.
В Little Hope крутая завязка и сеттинг.
События игры разворачиваются в городке Литл Хоуп, в котором три сотни лет назад, совсем как в Салеме, судили ведьм. В результате, разумеется, состоялись казни — женщин (да и мужчин), уличенных в «сговоре с дьяволом» жгли, топили, вешали и забивали камнями. Ну а в наше время Литл Хоуп — это захолустный город-призрак, затерявшийся в лесу. Долгое время он существовал только за счет текстильной фабрики, которая ныне закрыта.
Главные герои — профессор и группа студентов — проезжают через Литтл Хоуп на автобусе и попадают там в аварию. Их попыткам выбраться и посвящена игра. Прошлое и настоящее тесно переплетаются в Литтл Хоуп, герои постепенно узнают о том, что творилось в городе в XVII веке, видят флешбеки из прошлого, с удивлением обнаруживают, что участники тех жутких судов — их двойники, и даже оказывают влияние на уже случившиеся события. И, конечно, довольно скоро на туманным улочкам и в прогнивших заброшках начинают появляются жуткие твари, а происходящее запутывается все сильнее. Чем дальше движешься по сюжету, тем чаще задумываешься: а может, тут и правда орудовала ведьма? Или даже не одна! И тут мы плавно подходим к следующему пункту.
Little Hope — это самый «сайлентхилльный» хоррор за последние годы.
Разработчики открыто говорят, что именно серия Silent Hill их и вдохновляла. Пересечений хватает и в сюжете, и в атмосфере, и даже в локациях — Литтл Хоуп выглядит как пригород Сайлент Хилла. А с самого начала игры главным врагом героев становится туман — иногда он разделяет персонажей, иногда прячет монстров и он же не дает покинуть город. Если долго идти в густом тумане по дороге — выйдешь неподалеку от центра Литтл Хоупа, даже если уверен, что шел прямо и никуда не сворачивал. Шататься в тумане вообще нужно много, если не участвуешь в QTE и не ищешь записки в заброшке — то шатаешься в тумане.
А еще тут есть маленькая девочка, которая спокойно бегает по городу совсем как Лора в Silent Hill 2, и местный алкоголик, который насмехается над героями и будто не замечает шатающихся по Литтл Хоупу монстров. Но явно что-то знает! Тут же знакомая атмосфера безнадеги и запустения, постепенное принятие творящегося вокруг безумия и борьба с собственной кукухой. В общем, все настолько «в духе», что игру запросто можно переделать в новую часть Silent Hill — немного переработав историю и локации, и добавив музыку Лихта или Ямаоки.
Монстры в Little Hope по-настоящему жуткие и отталкивающие.
Раньше в играх студии таких не было — вендиго из Until Dawn и «призраки» из Man of Medan не сравнятся с тварями из Little Hope, которых герои почему-то упорно называют мутантами. Здешние монстры — это люди, погибшие в Литтл Хоупе триста лет назад и их внешность напрямую связана с тем, какую смерть они приняли. К примеру, женщина, которую обмотали цепями и утопили, медленно волочится по земле, но может цепями зацепить человека издалека и утащить за собой. А повешенная девушка буквально летает над землей с петлей на шее и может удушить отвратительным длинным языком. Появление этих тварей пугает каждый раз. И дело не в том, что они могут кого-то убить — на них просто неприятно смотреть, и для хоррора это большой комплимент.
В игре отличная концовка — она в очередной раз напоминает о Silent Hill о объясняет многие поступки героев, даже если они казались нелогичными.
Финал меняет восприятие всей истории. При повторном прохождении даже казавшиеся нелогичными поступки и реплики героев обретают смысл. Могу лишь сказать, что жуткий пролог, атмосферой отдающий фильмом «Синистер», важен и показан не просто так. Тот редкий случай, когда угадать финальный твист очень сложно.
Может показаться, что Little Hope и прощать-то особо ничего не надо. К сожалению, это не так.
Местами атмосферу портят рваные склейки, напоминающие плохой монтаж в дешевых фильмах. Иногда герои ведут себя странно, выкрикивают реплики, противоречащие их характеру и начинают выяснять отношения буквально в шаге от отвратительного монстра. В игре много затянутых диалогов ни о чем, призванных лучше раскрыть героев, но на деле просто раздражающих. Есть тут и дурацкие скримеры. А еще Little Hope жутко тормозит — не только на базовой PS4, но и на Pro-версии и Xbox One X работает далеко не идеально. Финал также можно назвать спорным — хотя я от него в восторге, но кто-то может записать его в главные недостатки игры.
Little Hope — не самый страшный и глубокий хоррор на свете. Но это отличный «интерактивный фильм», не сильно уступающий великой Until Dawn — за ним и со стороны наблюдать интересно. Ну а для фанатов Silent Hill игра хоть и не станет заменой продолжения, но небольшой отдушиной — вполне.