Как говорит о себе Хидео Кодзима, «Мое тело на 70% состоит из фильмов». Так и его игры — они представляют собой отражение всего творческого опыта мэтра, опираясь на культуру кинематографа в целом. Серия Metal Gear — прекрасный пример того, как можно создать нечто абсолютно новое, умело оперируя приемами и знаниями, полученными при обильном просмотре фильмов. Кодзима — не единственный автор, перенесший зрительский опыт в разработку игр. Чаще всего при таком подходе происходит копирование киноштампов без их переосмысления и адаптации. Кодзима смог избежать этого, скомбинировав в своих играх различные подходы к операторской работе и режиссуре, тем самым отдав дань уважения источникам вдохновения.
Metal Gear Solid — это стелс-экшн, события которого развиваются в альтернативной реальности XX-XXI веков. Игра рассказывает о секретных агентах, которые пытаются сохранить мир в равновесии, про их судьбы и личные переживания, при этом затрагивая вопросы развития военных технологий и их влияния на действительность. Серия совмещает реализм, научную фантастику и небольшую долю мистики, давая широкий простор для самых нетривиальных (и порой чокнутых) сценарных ходов.
Концепция игры, в которой основным элементом механики является не открытое столкновение с противником, а поиск путей обхода врага, пришла к Кодзиме после просмотра «Большого побега». Там военнопленные пытались сбежать из немецкого лагеря, стараясь не попадаться врагу на глаза и играя с охранниками в кошки-мышки. Еще один источник вдохновения — «Ночь живых мертвецов» Ромеро. Кодзима говорил, что Metal Gear — это «Ночь..», только с охранниками вместо зомби.
Сутью серии, ее лейтмотивом, является война и то, что она делает с человеком. То, как она физически и психологически калечит людей, меняет их судьбы и разум. В качестве примера можно вспомнить одного из боссов MGS 3 — снайпера The End, который, пройдя войну, не смог вернуться к нормальной жизни и спокойно уйти на покой, потому что ждал своей «последней охоты».
К этой теме Кодзиму подтолкнул просмотр «Охотника на оленей» — в нем раскрывается жизнь солдат до, во время и после Вьетнамской войны. А укрепленное военное государство, не признающее мировые договоры, которым управляет главный герой игры Биг Босс, напрямую ведет нас к «Апокалипсису Сегодня» Копполы. Но не одними мрачными мотивами серия игр едина с кино — юмор в игре строится по канонам «Розовой Пантеры»: когда в чрезвычайно серьезной и напыщенной ситуации происходит что-то будто бы неуместно смешное.
Хорошего режиссера и оператора узнают по интересным планам и нестандартным приемам. Так и Хидео — взял лучшее. В катсценах игры узнаются приемы умышленного сжатия пространства из «На север через северо-запад» Хичкока, разделенный экран, когда показываются несколько событий, происходящих параллельно а-ля «24» с Кифером Сазерледом (который озвучивает главного героя в MGS V); этот прием можно было наблюдать во многих фильмах Брайана Де Пальмы, например, «Сестры».
Кодзима не стоит на месте и с каждой игрой совершенствует постановку и операторскую работу. Вдохновленный картиной «Дитя Человеческое» Альфонсо Куарона и Эммануэля Любецки, Хидео переходит на одноплановую съемку катсцен в Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots — такой прием использовался в «Печати Зла» Орсона Уэллса, за которым потом неоднократно повторил Квентин Тарантино.
Есть и более очевидные отсылки к кинематографу. Самое первое, что сделал Кодзима — дал персонажам игры внешность героев популярных западных боевиков.
Солида Снейка рисовали с образа Майкла Бьена (Кайл Риз из «Терминатора»).
Хидео Кодзима также впечатлился фильмом «Побег из Нью-Йорка» Карпентера, и в дальнейшем внешность героя игры уже была идентична внешности Снейка Плискина в исполнении Курта Рассела. В Metal Gear Solid 2 Снейк, находясь под прикрытием, называет себя Плискиным.
Одна из самых любимых картин Кодзимы — «2001 год: Космическая одиссея», на что намекают имена Солида Снейка (Дэвид, как и главный герой фильма) и его друга Отакона Хэла Эммериха (Хэл — искусственный интеллект в «Одиссее»), а также обсуждение этого фильма в третьей части игрового сериала.
Создавая игру про шпионов, невозможно обделить вниманием классические фильмы о Джеймсе Бонде — восхищаясь Шоном Коннери в роли суперагента британской разведки, Кодзима подарил его внешность Биг Боссу в Metal Gear.
Серия фильмов про Джеймса Бонда оставила глубокий отпечаток в творчестве Кодзимы: миссии в джунглях в Metal Gear Solid 3 напоминают о «Никогда не говори «Никогда». В этой же части майор Зеро в беседе советует Снейку посмотреть «Бондиану» и поучиться у агента 007 трюкам и использованию гаджетов. Поддавшись уговорам, в Metal Gear Solid V Снейк уже щеголяет в часах Seiko TV Watch — как у Джеймса Бонда в «Осьминожке».
А про вступительную заставку игры Metal Gear Solid 3 Snake Eater можно ничего не говорить — просто посмотрите ее и сами все поймете.
Будучи поклонником спагетти-вестернов («Джанго», «Хороший, плохой, злой»), Кодзима создал одного из ключевых персонажей серии, Револьвера Оцелота. Нельзя было забыть и о родном японском кинематографе: образ кибер-ниндзя Райдена (таким, каким он предстает в четвертой части серии) — явный намек на фильм «Цельнометаллический якудза». А в Metal Gear Rising (ответвление основной серии про киборга), трансформации сенатора близки таковым в фильме «Тэцуо: Человек-пуля».
Не уходя далеко от азиатской темы — перед финальной битвой Райдена и Солидуса в MGS 2 можно увидеть стаю голубей, улетающую вдаль. Это прямая отсылка к творчеству Джона Ву, который во многих своих картинах использует этот символ, предшествующий кульминации.
Но не только внешний вид, образы персонажей игры и операторская работа связывают серию с кинематографом — однажды Кодзима познакомился с режиссером Рюхэйем Китамурой, поучаствовав в съемках фильма «Противостояние». Позднее, просто прогуливаясь по улице, Кодзима наткнулся на съемки нового фильма Китамуры — «Азуми» и решил присоединиться к процессу.
Благодаря этому знакомству Хидео позвал Китамуру срежиссировать ролики для римейка Metal Gear Solid: Twin Snakes (получилось не очень хорошо).
Через игры Кодзима говорил о своих любимых режиссерах. Благодаря им же, теперь режиссеры говорят о Хидео Кодзиме. Он создает новый формат, окно в будущее со своим художественным самовыражением.
После просмотра трейлера Metal Gear Solid 5, который показали на E3 2014, режиссер Николас Виндинг Рефн сказал следующее:
«Вот смотришь трейлеры MGS V и думаешь — неужели призраки Достоевского, Кубрика и Караваджо вселились в Хидео Кодзиму. Используя игры как основу, он ступает туда, куда до него не ступал никто. Одними трейлерами он вновь доказывает, что умеет мастерски переплетать глубокое и комплексное отображение людской натуры с захватывающими экшн-сценами. Смелый и рискованный шаг от одного из основателя технологий будущего. В Metal Gear Solid V Хидео Кодзима создал идеальный союз кинематографа и видеоигры. Одним словом, гений.»