С 26 августа в продаже ужастик Until Dawn («Дожить до рассвета») для PlayStation 4. Несмотря на некоторые недочеты, у британцев Supermassive Games получилась одна из самых увлекательных и симпатичных игр года.
На молодежной вечеринке в пригородном особняке случается драма: любовные утехи одной из участниц веселья с местным красавчиком снимают на камеру их же друзья. Розыгрыш не удается, и барышня в слезах убегает в лес. На ее поиски отправляется родная сестра, но вскоре обе девушки бесследно исчезают (как именно — показано в прологе игры).
Спустя год брат пропавших сестер собирает в особняке всех участников прошлогодней вечеринки. После исчезновения девушек парень впадает в депрессию, и визит друзей должен помочь ему пережить трагическую годовщину. Как только восемь молодых людей оказываются в особняке, начинаются новые неприятности. Молодым людям кажется, что за ними кто-то следит. Вскоре они понимают, что в округе орудует то ли маньяк, то ли неведомое чудовище, и единственный способ выжить в этой ситуации — переждать до рассвета. Учитывая настойчивость маньяка и начавшуюся за окном снежную бурю, сделать это будет непросто.
Until Dawn или «Дожить до Рассвета» — это одновременно восьмичасовой интерактивный перфоманс и оммаж жанру молодежных ужастиков. Если вы смотрели хотя бы один хоррор про одинокий особняк в лесу, то сразу почувствуете себя в Until Dawn как дома. Восемь архитипических персонажей — красавчик, трус, дебил, стерва, тихоня, шлюха, добряк и зануда — оказываются запертыми в четко прописанных обстоятельствах. И учитывая, что никто из них, опять же по законам жанра, не блещет умом и сообразительностью, они в атмосфере всеобщей паники и ужаса начинают совершать одну ошибку за другой. Никуда не деться — молодежный хоррор построен на таких условностях (вспомните великую сцену из первого «Крика», когда школьники смотрят «Хэллоуин» и ругают главную героиню за глупые действия), но в отличие от киновариаций на тему, в Until Dawn мы все же можем повлиять на исход событий.
Игра от Supermassive Games — это интерактивная театральная постановка, но по сравнению с играми от Telltale Games и Quantic Dream, с которыми «Дожить до рассвета» сравнивают чаще всего, здесь практически нет сложных составных головоломок и других ситуаций, которые бы могли поставить подножку темпу повествования. Скорость игры не замедляется ни на секунду. К тому же, все задачи тут — на логику и психологию. Как отреагировать на ругань подружки? Как развести девчонку на секс, когда за вами гонится маньяк? Выслушать друга или подшутить над ним? В этом смысле Until Dawn можно и нужно расценивать, как схематический, но все же довольно подробный учебник бытовых отношений.
Главная прелесть Until Dawn состоит в том, что буквально каждое решение, даже самое идиотское и второстепенное, влияет на сюжет. Причем надо быть начеку не только в общении с людьми, но и с природой. Это никакой не маркетинговый или пиар-буллшит. Во избежании конкретных спойлеров, скажу, что во время первого проходения у меня погибли четыре персонажа. Один из-за моей глупости, второй — из-за человеческой обиды на него другого героя. А вот двое других стали жертвами неожиданных обстоятельств. И если я понимал, как спасти первых двух, с самого начала, то причины смерти других персонажей я не могу разгадать до сих пор — Until Dawn устроена тоньше и изобретательнее, чем большинство игр ее жанра.
Чтобы спасти всех героев, нужно не только включать мозги и вовремя нажимать кнопки, но и собирать разбросанные по территории дома и его окрестностей предметы. Улики помогут героям раскрыть тайны истории Until Dawn, а при помощи так называемых тотемов можно заглянуть в будущее и увидеть, как будет развиваться сюжет. Но опять же: Until Dawn не ведет за ручку — увиденное в тотеме может и не произойти (такое у меня случалось несколько раз), если вы вдруг свернете на иную сюжетную тропу или нечаянно убьете одного из героев.
Вся хитроумная схема, придуманная сценаристами Until Dawn, работала бы не так здорово без высококлассного визуального исполнения. В подобных сюжетных играх очень важно, чтобы виртуальные герои выглядели естественно, как живые актеры. Тогда погружение в происходящее происходит почти мгновенно, а игрок не отвлекается на недостатки анимации. В Until Dawn с этим полнейший порядок — лицевая мимика и движения героев смотрятся очень натурально. По этому компоненту Until Dawn можно смело назвать одной из самых совершенных игр наступившего игрового поколения консолей.
Прекрасно справившись с формой и подачей сюжета, авторы Until Dawn все-таки допустили несколько ошибок в мелочах. Во-первых, как и в подавляющем количестве произведений, ограниченных временем и местом действия, вся вторая половина Until Dawn уступает первой. Помимо этого, в сценарии есть логические нестыковки, «лишние», ничего не значащие сцены и другие мелкие ошибки, а развязка игры становится понятна задолго до финала (но заключительная сцена Until Dawn при этом, все равно блистательная). Также Until Dawn будет не сильно интересна противникам «кинца» за четыре тысячи рублей — собственно, какого-то глубокого игрового процесса с миллионом механик здесь нет.
И все же, Until Dawn — одно из самых приятных игровых впечатлений этого года. Это внятное жанровое произведение, которое не пытается казаться больше, чем есть на самом деле. Прохождение Until Dawn можно сравнить с просмотром одного сезона какого-нибудь крепкого, но не гениального хоррор-сериала. Еще одно немаловажное достоинство ужастика от Supermassive Games заключается в том, что это камерная, аккуратная игра, не требующая от вас, как это сейчас принято в сегменте блокбастеров, 30-40 часов свободного времени. За это вообще отдельное спасибо.