Осенью 2017 тихо и незаметно вышла стратегия Oriental Empires. Проще всего описать ее как «смесь Civilization и Total War для бедных». Она, действительно, простенькая, неказистая и, честно говоря, не сказать чтобы безумно интересная. Но она посвящена истории древнего Китая. И необычность сеттинга, а также то, как он подан, почти компенсирует недостатки.
Если вам хотя бы любопытен Китай, то играть стоит. Тем более, стратегия эта недорогая (и периодически распродается по цене бутылки крафтового пиваса).
Концепция Oriental Empires — привычнее некуда. Выбираете себе тот или иной народ (все они начинают на примерно одинаковом уровне) и пытаетесь превратить вашу страну с единственным поселком в империю с десятками городов, прекрасной экономикой и сытым населением. Попутно вы сражаетесь, торгуете и пытаетесь стать императором Поднебесной. Для этого, кстати, нет нужды убить всех и захватить все. Достаточно, чтобы другие признали себя вашими вассалами. Это, кстати, вносит ощутимые отличия от Total War и Civilization — блеф и запугивание могут сработать не хуже победоносной войны. ИИ здесь пугливый и готов признать императором хоть черта лысого, если тот защитит его от степняков.
Перед началом игры вам показывают карту Китая и дают взять под опеку то или иное племя. Как и в Total War, выбрать положение и условия вам никто не даст. Взял народ Шан — сиди в центральной равнине под брюхом у степняков. Выбрал Минь Юэ — выживай на безблагодатном юге, сражаясь с джунглями и малярией. Выбрал гуннов — тоскуй в бескрайней степи, где до ближайшего соседа полгода пути. Племен много и у каждого своя геополитическая задача.
И вот здесь, в географии, раскрывается лучшая черта игры. Помните, Монтескье в своем «Духе законов» говорил о географическом детерминизме? Ладно, расслабьтесь, я тоже просто загуглил. Так вот, в Oriental Empires он реализован прекрасно (лучше только у парадоксовских стратегий и местами в Total War: Attila). Вся ваша жизнь, ваши чаяния, успехи и взлеты будут зависеть от места, из которого происходит ваше племя. Сражаться с природой придется также усердно, как с врагами.
Красноречивый пример: в первой же игре я выбрал племя Хань, которое расположилось между реками Янцзы и Хуанхэ. Плодородные равнины, прибыльная речная торговля, много места. Мне вообще не пришлось сражаться за жизненное пространство — я просто строил и строил новые города до тех пор, пока не стал однозначно сильнейшим государством на карте и мне не стало скучно. Никакого вызова — угорай себе по недеянию У-вэй и пацифизму.
Но стоило ради любопытства взять племя Минь Юэ, и история обернулась совершенно иначе. Юэ находятся южнее всех. И перед ними одними расстилается весь южный Китай — огромные территории без конкурентов. Но вскоре оказывается, что вас жестоко обманули. Все эти земли, целая треть большой карты кампании, попросту бесполезны. Это — непроходимые джунгли, испещренные порожистыми непригодными для торговли реками. Здесь царит малярия, население дохнет, а остатки добивают дикарские племена, набегающие из леса.
Несколько часов я потратил на разведку, только для того, чтобы узнать: я обречен, пути на юг просто нет. Элементарная торговля между городами невозможна — ей мешают джунгли, а чтобы вырубить их, потребуется чуть ли не треть всей игры. Так что с первых же ходов надо вести себя отчаянно и варварски: нападать на соседей, грабить их поля, отбирать города и земли, превратиться в самого мерзкого говнюка и нарушителя мирных договоров из всех племен — иначе смерть, голод и забвение.
И игра никак не подсказывает вам, где вас ждет челлендж, а где рай для зажравшегося пацифиста. Но это замечательно. Здесь нет никакого сюжета или миссий — сама география и геополитика наталкивает вас на те или иные действия. Расселиться к северу от Хуанхэ, но столкнуться со степняками, или держать оборону вдоль реки (варвары не слишком любят пересекать горы и реки)? Или самому играть за степняка и устраивать грандиозные грабежи, чтобы выжить? Остаться скотоводом или перейти на сельское хозяйство?
А теперь о плохом. Oriental Empires действительно играется легко и понятно. Все здешние игровые механики мы видели и в Total War, и в Civilization. Вот только здесь все упрощено, иногда даже слишком. Никаких тактических боев нет. Вы задаете войскам тактику и выстраиваете боевые порядки — и они сами сражаются без вашего участия. Экономика простая, на уровне Civilization 3. Дипломатия куцая: никаких династических браков или сложных политических договоров. ИИ крайне предсказуем: если у вас количественно больше войск (даже если это босота с копьями), он испытывает к вам пиетет и первым лезет мириться. Религия имеет слишком мало значения (просто задабривает крестьян, чтобы не бунтовали).
И вот мы возвращаемся к тому, с чего начали: Oriental Empires — смесь Civilization и Total, но попроще и поскромнее. Это касается и графики, и геймплея. Но китайская тематика и удачное воплощение географического детерменизма делают ее любопытной. Oriental Empires — убийца времени и аддиктивная вещь для тех, кто уже подустал от классики.
Стратегия Oriental Empires доступна в Steam за 499 р. Хотя цена на распродажах падает до честных 200.