Благодаря краудфандингу свет увидело уже немало проектов, основанных на ностальгии по играм 90-х. На эти игры не даст денег ни один большой издатель — из-за рисков с окупаемостью — зато у них есть огромная аудитория заочных фанатов, готовых профинансировать разработку авансом. Из нашумевших примеров можно вспомнить Wasteland 2 или Pillars of Eternity, а теперь на сцену выходит создатель оригинальной X-COM (1994) — Джулиан Голлоп с Phoenix Point. Деньги на создание игры собирали всем миром несколько лет; поддержавшие проект могли следить за его развитием в тестовых версиях. Весной 2019 случился скандал с внезапным превращением игры во временный эксклюзив для Epic Games Store, и очередной перенос даты выхода. Пошло ли финансовое вливание от издателя на пользу?
Если оригинальная X-COM бросала игрока в самое начало инопланетного вторжения на Землю, то в Phoenix Point положение вещей прямо с порога хуже некуда.
В конце 2020-х полярные шапки растаяли, а в океане оказался вирус «Пандора» неземного происхождения: под его действием морские обитатели мутировали в гигантских чудовищ. Затем прибрежные зоны накрыл зловещий туман: пораженные им люди сходили с ума и превращались в монстров с щупальцами и клешнями. К 2047 году цивилизация лежит в руинах, а немногие уцелевшие прячутся в городах-убежищах, разделившись на три группировки. Новый Иерихон мечтает восстановить власть людей над планетой и уничтожить всех чудищ, Последователи Ану пытаются мутировать и стать частью новой биосферы, а Синедрион надеется на развитые технологии.
Игрок руководит проектом «Феникс», последней надеждой человечества: полузаброшенная база, пяток солдат да десантный корабль — давай, спасай планету. Это целая цепочка сюжетных заданий, но чтобы до них добраться, надо исследовать территории. При спутниковом сканировании до боли знакомый глобус покрывается знаками вопроса: до каждого можно долететь и обнаружить убежище одной из группировок, запас ресурсов или случайное событие. Например, станцию прослушки Нового Иерихона, которую можно разрушить и получить дипломатические очки от двух других фракций, или оставить в покое — с обратным эффектом. На дипломатии завязано много всего — если вы в хороших отношениях с группировкой, вам становится доступен найм ее солдат с уникальным снаряжением и классами, изучение эксклюзивных технологий, и выполнение все более продвинутых заданий. Подружиться со всеми сразу не выйдет — рано или поздно придется делать выбор в чью-то пользу, так что за одно прохождение посмотреть все варианты развития точно не получится.
Главные враги, впрочем — морские мутанты, которые не оставляют попыток истребить все живое. С ними можно столкнуться при сборе ресурсов, или нападении на одно из убежищ, а со временем (и с распространением прибрежного тумана) у них начинают появляться собственные логовища и базы. Если их своевременно не зачищать, они сперва разорят близлежащие поселения, а затем и атакуют базы «Феникса». Счетчик в углу экрана показывает прогресс чудовищ: если он дойдет до 100%, игра закончена.
Тактические бои, к которым периодически переходит действие с «глобуса» — сердце Phoenix Point, и здесь вас ждет немало отличий от ремейков Firaxis.
Использование очков действия дает больше гибкости в бою — за один ход солдат может выскочить из-за препятствия, пальнуть, и спрятаться обратно. Или выстрелить два раза подряд, или пробежать в два раза дольше — вариантов много, и они подкрепляются классовыми способностями. Тяжелые пехотинцы могут благодаря джетпаку взлететь на самую высокую точку уровня и стрелять ракетами, техник Нового Иерихона может расставлять турели и лечить товарищей, а берсерк Последователей специализируются на ближнем бою. Само собой, с получением опыта в сражениях солдаты повышают уровень и изучают новые умения. Каждый из них начиная с 4-го уровня может совмещать сразу два разных класса.
Вместо абстрактного шанса на попадания в Phoenix Point используется система разброса. Чем дальше цель, тем больше пуль улетит «в молоко», поэтому стрелять из дробовика или пистолета на большую дистанцию бессмысленно. Даже если вы попали не туда, куда целились, все равно можно зацепить другие важные органы. Если отстрелить врагу ногу, он уже не побегает, а без одной руки не сможет пользоваться двуручным оружием. Само оружие тоже можно уничтожить, или повредить другую часть тела, отвечающую за какую-нить способность — плевки ядом, выделение тумана, перехват контроля над вашими бойцами, порождение взрывающихся червей, и так далее. Это особенно пригодится в сражениях с гигантскими боссами, омерзительный дизайн который одобрил бы старина Лавкрафт. Бороться с ними поможет боевая техника, внутри которой могут прятаться раненые бойцы, а если кончатся снаряды для пушки, врага можно просто протаранить, со всеми препятствиями на пути. Да, уровни разрушаемы: например, тут можно простреливать стены, просто на звук движения, не видя врага. Или броском гранаты проломить пол, чтобы противник навернулся об землю с высоты пятого этажа.
Несмотря на расхваленную разработчиками систему случайного создания карт, однообразные постапокалиптические руины, убежища группировок и гнезда мутантов надоедают — как и их мизерные размеры.
С врагами похожая история — хотя со временем они эволюционируют и становятся опаснее, их исходных разновидностей не так-то много. Все это не блещет и внешним видом — бюджетная инди-разработка, как ни крути. Отчасти ситуацию спасают сюжетные задания и сражения с боссами, но в основном игра пытается брать не качеством, а количеством. Чем дальше, тем больше баз нужно обустраивать, рулить сразу несколькими транспортниками с отрядами бойцов и периодически возвращать их отдохнуть и полечиться, посетить сотни отметок на глобусе с однотипными событиями… Честно говоря, даже радует, что механику перехвата воздушных целей не доделали к релизу и оставили для одного из будущих дополнений (и много чего еще обещанного раньше).
Справедливости ради, все это делает геймплей Phoenix Point гораздо ближе к оригинальной X-COM, чем в ремейке Firaxis. Авторы последнего руководствовались принципом «поменьше микроменеджмента и хардкора, побольше ощущения вылизанной AAA-игры». И от того, где на этой шкале находятся ваши предпочтения, напрямую зависит, насколько вам зайдет этот камбэк Джулиана Голлопа.