Новые игры про покемонов — Sword и Shield, едва ли можно отнести к самым заметным релизам года, особенно в России. Дело даже не в релизах вроде Death Stranding, затмивших все и вся. «Покемоны» давно превратились в нечто вроде «Фифы»: большая ниша с преданной аудиторией, только менее обиженной, чем игроки в виртуальный футбол. Хотя как сказать: именно на последнем релизе терпение преданной аудитории иссякло и случилась фанатская истерика. И если вы совсем мимо «Покемонов», то застали хотя бы ее.
В чем суть: собранных в играх серии существ можно было переносить из игры в игру, чем поклонники и занимались больше двадцати лет — «собери их всех», как-никак. С запуском первой игры серии на Switch разработчики решили эту традицию прикрыть. Кроме того, что старых покемонов перенести теперь нельзя, их в целом стало сильно меньше — из 800 особей, которых постепенно добавляли в игры с 1996 года, оставили всего 400. Разработчики аргументировали это чисткой в интересах баланса и тем, что покемонам впервые за годы обновят анимацию и текстуры. Пытливые фанаты еще до релиза умудрились провести свое расследование и уличили разработчиков во вранье. Тут ситуация стала совсем похожа на «футбольную»: фанаты припомнили, что серия вообще очень медленно развивается, а разработчики не постарались даже для новой платформы! Все это недовольство вылилось в бойкот игры, получивший красивое название — dexit.
Эта история очень поучительна в том плане, насколько в разных мирах живут оголтелые фанаты и все остальные (включая даже обычных, не оголтелых фанатов). По итогам ноября у «Покемонов» случился самый успешный месяц в истории продаж в США. Разошлось более 6 млн. копий; в чарте за ноябрь «Покемоны» заняли три позиции в первой пятерке — кроме отдельных копий Sword и Shield успехом пользовался комплект из двух игр. В Европе все тоже довольно ровно — например, Shield только на прошлой неделе вылетела из первой десятки в UK (а Sword — осталась). В Японии за 4 недели продано 2,2+ млн копий, преследователи глотают пыль.
Значит ли все это, что маркетинг (в очередной раз) победил здравый смысл и народ по инерции пуще прежнего скупает игры, которые фанаты признали неудовлетворительными? Не совсем: это, повторюсь, история о том, что фанаты и все остальные видят одну и ту же игру с совершенно несравнимых ракурсов. Pokemon Sword/Shield — на самом деле хорошие игры. Более того, это достойный дебют серии на новой платформе и отличный повод начать знакомство с покемонами.
В чем вообще прикол покемонов?
Этот незатейливый мем объясняет намного больше, чем кажется:
Есть такая категория — назовем ее «игры нашего детства». Мы играли в них когда-то давно, и они нам нравились, но сейчас едва ли будем: устарела графика, механика кажется не такой крутой, и все такое — обычное дело для многих старых игр. Но с серией Pokemon все иначе. Базово «Покемоны» практически не менялись больше двадцати лет. Это очень уютные и увлекательные приключения, где ты занимаешься одним и тем же: путешестуешь по миру, ловишь монстров, сражаешься с их помощью с другими монстрами, и в то же время проживаешь какую-нибудь трогательную и драматичную историю. Но главное — это то, что проникнувшись этими играми в детстве, ты не перестанешь понимать их крутость, когда подрастешь. И можешь продолжить в них играть, не списав их в утиль, как большую часть игрушек или детских книжек. Нечто похожее дарит конструктор Lego. Точно так же взрослого человека, который знает о покемонах понаслышке, тяжело убедить, что это по-настоящему кайфовая игра даже для взрослого. Избавиться от этого скепсиса очень сложно.Нокак известно, если вы взрослый и все еще играете в видеоигры — вы уже не безнадежны!
Sword/Shield начинаются, как и все игры серии: вы играете за школьника, который собирается стать всемирно известным тренером покемонов. Перед тем как начать свой путь, герой забегает домой и предупреждает об этом маму, после чего выезжает навстречу успеху. Действие на этот раз происходит в регионе под названием Галар, вдохновленном Британией. Чтобы пройти игру, нужно победить восемь особо скилловых чемпионов, которые рулят восьми разбросанными по региону стадионами. Но разумеется, сражений будет в десятки раз больше, и не только с ними: как и всегда, каждый встречный в игре желает проверить свои силы в схватке.
Sword и Shield легче и меньше своих предшественников.
Описанный выше процесс в среднем не превышает тридцати часов — так мало «Покемоны» не занимали со времен самых первых частей, Red и Blue. Кто-то и вовсе смог пробежать всю игру за 22-24 часа. С одной стороны, меньше стал игровой мир, с другой — в игре обновилась масса элементов и механик, сделав ее более удобной и простой для освоения. Например, взять прокачку покемонов: отныне опыт за сражения получают все шесть покемонов в партии, вне зависимости от того, кто сейчас дрался (но кто дрался — побольше). Полное восстановление здоровья партии все еще возможно только в специальных центрах, но кроме этого обращение с покемонами стало намного удобнее. Теперь состав партии можно менять прямо на лету, не бегая в тот же центр. Лечение по пути также стало более удобным: теперь можно практически где угодно разбить лагерь, выгулять своих тварей и приготовить для них еду: первое даст немного опыта, второе восстановит силы. Все это звучит как что-то незначительное, но надо понимать, что прежде большое количество времени уходило на волокиту, связанную именно с составом и заботой о своей партии. Теперь же можно этим не морочиться и сфокусироваться на сражениях и исследовании мира. Хотя надо признать, что для мало-мальски опытных игроков такая вещь, как одновременная прокачка всей партии, позволит пробежать игру часов за 20. Некоторые уже высказывались за введение уровней сложности, и это на самом деле может стать хорошим решением в будущих играх.
Shield и Sword преобразились по сравнению с прошлыми играми, хоть и не так сильно, как хотелось бы фанатам.
Природа, архитектура городов и интерьеры выглядят прекрасно; сами покемоны по крайней мере подтянулись под новое разрешение экрана «Свича». При этом анимированы они так же, как и раньше — тут фанаты совершенно правы, и смотрится это в 2019 году странно.
Но главное визуальное обновление напрямую касается игрового процесса: завезли новую траву! О чем речь: обычно покемоны обитают в высокой траве. С самых первых игр это были поля, в которых игрок мог различить себя, но не покемонов: на них он натыкался случайно (или они на него). Это создавало определенную интригу. На этом скриншоте из Pokemon Red трава справа — там наверняка есть покемоны, но вы их никогда не увидите, пока на них не наткнетесь.
Поэтому раньше в высокой траве можно было лазить часами, пытаясь наткнуться на нужного тебе монстра. Или наоборот — обходить ее стороной, чтобы не тратить время на ненужные встречи.
А вот как дело обстоит в новых играх (серый увалень чешет ко мне с явным намерением дать на орехи):
Помимо того, что трава стала красивее, теперь в ней можно разглядеть и покемонов. Интрига при этом не совсем умерла: во-первых, далеко не всегда понятно, что за мелочь там копошиться — это особенно круто, когда ты впервые знакомишься с этим зоопарком; во-вторых — половина покемонов все же остается невидимой. При этом появился способ ходить по траве, не привлекая их внимания — или наоборот, можно свистнуть и подозвать кого-нибудь поближе.
«Диким» покемонам вообще уделено больше внимания, чем прежде.
Высокую траву можно встретить где угодно, но больше всего — в новых зонах под названием Wild Area. Они прямо кишат покемонами, причем те не обязательно будут соответствовать уровню прокачки игрока. Встретить монстра на 10-20 уровней выше здесь — обычное дело. Поймать такого здоровяка будет нельзя — теперь в игре установлен лимит, который поднимается по мере прохождения, зато завалив его, можно отлично качнуть всю партию. Ну, или всю ее потерять. Но учитывая возможность разбивать лагерь и лечить покемонов в дороге, Wild Area — отличное место и для прокачки, и для отлова ценных особей. В ней же игрок может ходить в своеобразные рейды: в компании трех других игроков онлайн представляется возможность завалить гигантского покемона, срубив опыта и предметов (а также самого покемона).
К слову о гигантах: это новая фишка в эволюции покемонов. С помощью специальных браслетов вы можете увеличить своего монстра до размера жилого дома (Dynamax) или двух домов (Gigantomax, работает не со всеми), с соответствующим приростом в мощности. Эта штука работает только на стадионах — то есть, с самыми серьезными противниками. За бой к ней можно прибегнуть лишь однажды, и не факт, что вы не потратите ее впустую (как и то, что противнику ее хватит для полной победы над вами).
Благодаря небольшим размерам и относительной простоте Sword/Shield прекрасно подойдет для знакомства с серией.
Как минимум, новичкам не придется тратить часы на гринд, столкнувшись с особо сильным соперником. Или мириться с условностями, ранее не позволявшими подлечить покемонов или пересобрать партию прямо в дороге. Историю с «невидимыми» покемонами в высокой траве можно было бы назвать фишкой серии, но скучать по ней явно будут только хардкорные фанаты. Разработчики пожертвовали ей ради более важной цели — показать, насколько плотно населен мир игры покемонами. Что и говорить: в детстве, когда я играл в Pokemon Red, у меня было четкое ощущение, что эти монстры, слишком буквально соответствуя своему названию, живут исключительно карманах у своих тренеров — так мало их показывали вне сражений. Новая трава — это и красиво, и более логично.
Но! При всей замороченности фанатов, я могу понять их недовольство.
Pokemon Sword/Shield — хорошие игры, но этого недостаточно, если ты играл во все предыдущие части и имеешь представление об эволюции серии. А она, если что, очень медленная — и если бы дело было только в графике для новой платформы. Самый показательный момент, который говорит о темпах разработчиков примерно все: во время нахождения в Wild Area камера закрепляется за спиной у игрока, и он — впервые в серии! — может ей управлять в помощью правого стика. То есть, это обычное управление в играх от третьего лица — но здесь таких ноу-хау не было никогда. А некоторых — нет и до сих пор, что вызовет у новичков лишь недоумение. Взять, например, полное отсутствие озвучки персонажей: даже фанаты уже начали намекать, что пора бы озвучить игру хотя бы частично, по примеру серии Yakuza. Или то, что герой до сих пор не может прыгать и забираться на уступы — да, это фишка серии, но поди объясни это человеку после какой-нибудь Breath of the Wild. Традициями все не оправдаешь.
Казалось бы, сравнение с Breath of the Wild тут не совсем корректно, но это тот самый контекст, в котором вскрывается главная проблема серии. Будучи одним из нескольких ключевых тайтлов Nintendo наряду с играми про Марио и «Зельдой», «Покемоны» отстают сильнее всех. Фанаты понимали это лучше всего, и ждали от S/S прорыва и революции — но получили еще одну просто хорошую игру, что и стало проблемой. На которую еще и наложилась история с удалением половины покемонов и невозможностью перенести старых в новую игру. С чем связана такая инертность Gamefreak — неизвестно, но точно не с деньгами. Больше двадцати лет покемоны приносят Nintendo не меньше, чем их собственные игры — пора бы уже соответствовать уровню остальных.
Но есть и позитивный момент: как говорилось во многих ревью, в том числе и фанатских, S/S выглядят как начало чего-то большого. Да, это «большое» ожидали увидеть в первой же игре про покемонов на Switch — а получилась некая разминка. И от следующего выпуска ожидания будут высоки, как никогда. Конечно, Gamefreak могут так потратить и следующую попытку, но честно говоря, халтура — последнее, что ожидаешь от игр, так тесно связанных с Nintendo. В этой семье так не принято.