Оригинальная Shadow of the Beast вышла в 1989 году для ископаемых компьютеров Amiga и была знаковой игрой — в частности, благодаря передовой графике, интересному саундтреку, динамичным битвам и своеобразному мистическому сюжету. Beast вырастила исключительно преданную, но сейчас уже очень пожилую армию фанатов, которые, несмотря на почтенный возраст, продолжали надеяться на какое-нибудь развитие истории, оборвавшейся в 1992 году на Shadow of the Beast 3 для той же Amiga. В 2013 году студия Heavy Spectrum анонсировала перезапуск Shadow of the Beast, где обещала сохранить дух оригинала и привнести в проект новые механики. Heavy Spectrum — скромная студия, которая прежде сотрудничала с Sony по профилю PlayStation Mobile. По словам руководителя компании Мэтта Бирча, Heavy Spectrum сами проявили инициативу по возрождению классики, потому что являются частью той самой пожилой армии фанатов. В частности, на Gamescom 2013 Бирч рассказывал о работе над Beast с диким трепетом и почти со слезами на глазах. Отчего все, что написано ниже, читать будет так же удивительно, как мне было удивительно это писать.
Главный герой Shadow of the Beast — демон-убийца Аарброн — был в младенчестве похищен магом Малетотом и превращен в ужасного монстра, лишенного воли и памяти. Малетот использовал Аарброна в качестве грубой силы для решения своих гнусных дел, при этом постоянно держа его на поводке. Во время выполнения очередного задания Аарброн убивает собственного отца, и пролившаяся кровь пробуждает в нем дремавшие тяжкие воспоминания. Преисполненное праведного гнева, чудище хочет отомстить Малетоту за потерянное детство и вернуть в семью очередного похищенного магом ребенка. Дальнейшая история приоткрывается постепенно с помощью сбора специальных сфер, и полную картину можно увидеть только на втором или третьем прохождении, если, конечно, у кого-то хватит яиц на такой подвиг.
Сюжет, впрочем, тут играет глубоко вторичную роль и является лишь поводом накрыть героя очередной волной врагов. Плоть и кровь Shadow of the Beast образца 2016 года — очки и таблицы рейтингов. Именно они, по мнению авторов, должны стать катализатором для многочисленных перепрохождений уровней, которых тут не очень много — вся игра займет около четырех часов. В сухом остатке задача сводится к
запоминанию локаций и расположения врагов для максимально быстрого и эффективного прохождения — до тех пор, пока вас не устроит позиция в рейтинге. Сомнительная мотивация. Боевая система также не вызывает желания посвятить игре больше времени, чем достаточно для одного забега. У Аарброна в арсенале есть различные приемы и хитрости, но практически любая схватка сводится к раскидыванию групп противников, напирающих на героя слева и справа, и попыткам не пропустить от них ни одного удара, чтобы не потерять драгоценные очки. Ближе к середине игры, когда видов врагов становится больше, и они требуют к себе индивидуального подхода, все несколько интересней. Внести разнообразие в процесс могли бы схватки с боссами, но и тут все не так гладко: внизу экрана игра всегда услужливо подскажет, что делать, а сами боссы обладают лишь парой приемов, запомнить которые можно за полторы секунды — ни размаха, ни обаяния.
Сам же Аарброн, хоть и заявляется как ультимативный боец, весьма неуклюж. Каждое его движение выполняется с некоторым опозданием, из-за чего демон постоянно огребает по рогам. Задержку нельзя назвать критичной, но когда твой главный боевой инструмент — тайминг, это просто преступление: жанр требует управления на уровне рефлексов.
Лучше всех в Heavy Spectrum работают художники и дизайнеры. Мир игры представляет собой любопытный сплав классического фэнтези и индастриала, в котором лучники на башнях соседствуют с огромными шагающими роботами. Shadow of the Beast выглядит достойно и благодаря хорошо подобранной цветовой гамме, красиво анимированным задникам и уровню проработки персонажей. Отдельного упоминания заслуживает и экран выбора локаций, выполненный в стиле, близком к заставке «Игры престолов». Качество музыкального сопровождения при этом варьируется от уровня к уровню: некоторые мотивы способны выдавить слезу, другие же вызывают желание срочно выключить музыку.
В окружении сильнейшей весенней линейки PlayStation 4 Shadow of the Beast смотрится блекло, и даже без учета блокбастеров среди игр стоимостью до 1500 рублей у нее найдется масса конкурентов. Сложно представить себе человека, который, будучи в курсе происходящего, вместо Uncharted 4 или Doom выберет Shadow of the Beast. У Heavy Spectrum были все карты: культовая классика, лояльная к переизданиям аудитория PlayStation, три года на разработку — но вместо хардкорного платформера с глубоким сюжетом студия сделала хардкорный платформер, который предполагает многочисленные прохождения ради рейтингов и баллов. Кто-нибудь, передайте пенсионерам, что они могут спокойно опять запускать свои Amiga, ничего интересного не произошло, проходите.