Редко выходят игры, способные удивить одним лишь базовым геймплеем. Когда мы еще не дошли до сюжета, дизайна и чего-то еще, а уже так мощно и свежо, что хочется всем рассказывать. Еще реже появляются игры, в которых этот геймплей настолько хорош, что его можно растянуть на часы и все еще будет круто. SUPERHOT: MIND CONTROL DELETE как раз такая игра. Но с небольшими оговорками.
SUPERHOT — это шутер, в котором время движется только вместе с тобой.
Если не двигаться и не смотреть по сторонам, течение времени останавливается почти полностью. Но стоит пошевелиться, оживет и мир: враги побегут, а пули полетят. С какой скоростью движется игрок — с такой течет и время, все просто. Есть и другие базовые правила. Любой предмет черного цвета можно взять и швырнуть во врага, это его оглушит. Еще оглушить противника можно ударом, а три «тычка» его убьют. Оглушенный противник роняет оружие — его можно перехватить прямо в воздухе и тут же использовать. Перезаряжается оружие долго — проще его метнуть и схватить новое. Есть и другие тонкости, но на базовом уровне это всё.
На этих элементарных правилах SUPERHOT построила очень странный, но затягивающий, взрывающий мозг шутер.
Это все еще свежо, несмотря на то, что оригинал вышел в 2016 году — ничего похожего в мейнстриме до сих пор не найти (а жаль). SUPERHOT заставляет игрока чувствовать себя бесконечно умным и ловким. Сначала ты аккуратно разбираешь врагов, выносишь их словно в пошаговой тактике, а потом смотришь реплей в реальном времени и молча офигеваешь. Это словно идеально пройденный этап в Hotline Miami, только от первого лица!
Пока ты перевариваешь произошедшее, низкий компьютерный голос ритмично повторяет: «SUPER. HOT. SUPER. HOT. SUPER. HOT». Хочется кивать в такт и жадно бросаться на новые испытания.
Придуманная Superhot Team механика отлично работала в трехуровневом прототипе игры. Позже случился полноценный релиз, а потом и VR-продолжение — они доказали, что базовую формулу SUPERHOT без каких либо значимых дополнений можно растянуть на пару-тройку часов и она все еще будет работать. MIND CONTROL DELETE доказывает, что у задумки и на десяток часов есть запас. Но тут механику все же пришлось дополнять — получилось отлично, но все же не так гладко как с SUPERHOT VR и оригиналом.
MIND CONTROL DELETE — это шутер с элементами рогалика.
По ходу игры предстоит зачищать наборы уровней. Локаций в MIND CONTROL DELETE чуть больше тридцати и они случайным образом миксуются в «плейлисты». Положение врагов и предметов каждый раз новое, как и стартовая точка для игрока. Разработчики всегда называли SUPERHOT именно шутером, но пресса и игроки часто лепили на нее ярлык «головоломка». И это логично: уровни можно заучить и найти единственные, самые эффективные варианты прохождения. С новой игрой такое невозможно — уж она-то точно шутер.
Сами локации в MIND CONTROL DELETE не скучные: бар, лаборатория, додзё, логово якудза, канализация, тренажерный зал, церковь, даже какие-то египетские раскопки — стилистически разнообразие максимальное и это правильно. Но четкий артдирекшен и верность узнаваемому минимализму держат все это в узде, так что в пародию игра не превращается. А еще все уровни стали значительно крупнее — чтобы всегда можно было отступить, заманить врагов в засаду и вообще строить на лету тактику.
Правда, в этом плане продолжительность игры идет ей в минус. Первые часы ты и вправду импровизируешь, используя весь потенциал каждого уровня. А потом понимаешь, что самый эффективный подход — это забиться в непростреливаемый угол и кружить там, поджидая врагов. Если ты у них не на виду, они будут послушно идти к тебе и подставляться под пули и удары из-за угла. Но такие места надо сначала найти. А еще на поздних этапах появляются особые, почти неубиваемые противники (жути нагоняют как тиран в Resident Evil 2), которые могут запросто из такого «убежища» выкурить.
На самом деле, неубиваемых врагов все же можно прикончить — но они слишком живучие.
Оно того не стоит. Чтобы пройти уровень, нужно убить определенное количество противников — всех валить необязательно. Так что если увидите ниндзя с катаной или мужика с собачьей головой — бегите подальше и бейте обычных противников. Их, кстати, тоже разнообразили — у некоторых теперь уязвима лишь одна часть тела, а другие покрыты шипами и взрываются после смерти. Оригиналу такое разнообразие было ни к чему, но тут оно в самый раз.
В MIND CONTROL DELETE появились не только новые враги, но и перки, которых раньше вообще не было.
Перед каждым плейлистом можно выбрать активный навык: дополнительная жизнь, рывок к ближайшему врагу или, например, возможность махнуться телами с любым врагом в зоне видимости. Последнее, разумеется, самое крутое и дико повышает динамику перестрелок. А еще несколько навыков открывается во время прохождения каждого плейлиста: рикошетящие во врагов пули, увеличенный урон кулаками, неуязвимость в ближнем бою — много всего. Все это рандомно и обнуляется по завершении плейлиста.
Полезных перков не так много, но их хватает, чтобы разнообразить прохождение знакомых уровней и сильно влиять на твой боевой стиль. Например, можно взять способность притягивать к себе катану, а потом дополнить ее перком, благодаря которому каждый уровень в плейлисте ты сразу начинаешь с японским мечом. И все, на ближайшие двадцать минут SUPERHOT превращается в самурайский экшен. Жаль только, что не все навыки доступны сразу и их еще открывать надо.
А сюжетно это все еще слом четвертой стены и тотальное издевательство над игроком.
Хочешь больше? Больше бессмысленного насилия? Хорошего финала не будет. Никакого итога не будет. Зачем ты продолжаешь? ТЫ НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗДЕСЬ. ТЫ УЖЕ ВЫИГРАЛ.
SUPERHOT твердит это постоянно, она будто не хочет, чтобы ты в нее играл, но знает, что тебе нравится. Правду ли говорит игра я вам не скажу — докапывайтесь сами. Но помимо этих издевательств в стиле Undertale MIND CONTROL DELETE и на общий лор серии проливает чуть больше света. А лор-то в ней есть! Например, если проходить игру достаточно внимательно, то можно больше узнать о происхождении того самого собакоголового создания.
SUPERHOT: MIND CONTROL DELETE сохранила все достоинства оригинала и по всем направлениями прокачала его механику. Но значительная часть шарма первой игры была как раз в ее лаконичности. Это были очень насыщенные два часа, все заканчивалось буквально за пять минут до того, как могло надоесть.
MIND CONTROL DELETE этого идеального чувства меры не переняла, если проходить ее в один присест, то она может надоесть, несмотря на все еще шикарный геймплей. Так что уделять ей по полчасика в день — лучшая идея. На прохождение, в зависимости от вашей ловкости, уйдет от пяти до десяти часов. Но если вам и после этого будет хотеться больше, то в специальном режиме можно выбрать любой уровень и бесконечно отбивать на нем от волн врагов. SUPER. HOT. SUPER. HOT. SUPER. HOT.