Представьте себе типичную игру от Telltale — историю, разбитую на эпизоды, со всеми этими стереотипными «N запомнит это» и остросюжетными поворотами. Потом добавьте RPG-элементы, вроде навыков вскрытия или убеждения и смешайте все это со «взрослым» сюжетом, основанном на политике, масонском заговоре и оккультизме. Получится The Council — очень и очень своеобразная вещь, которая вышла 13 марта и по какой-то причине до сих пор не вызвала заслуженного ажиотажа.
Анекдот из XVIII века:
что будет, если в одном поместье собрать 12 масонов?
1793 год, молодой хлыщеватый дворянин Луи де Рише вместе со своей дряхлой матушкой работает в семейном бизнесе — оказывает неоценимые услуги политикам всего мира. Услуги эти лежат на стыке между детективными расследованиями и оккультизмом. Причем сам Луи в потусторонние глупости не верит. Напускание ореола загадочности — не более, чем способ стрясти с клиента побольше денег.
Кроме того, без игры в оккультизм не обойдешься в продвижении по службе. И Луи, и его maman, Сара де Рише, состоят в Золотом ордене — подобии масонской ложи, в которой собралось множество влиятельнейших господ. К примеру, Джордж Вашингтон, который без услуг ордена попросту не стал бы президентом США. Как и положено масонам, все они угорают по мистике, каббале, астрологии и прочей хиромантии так, что рациональному атеисту Луи в этой компании попросту душно. Но карьера есть карьера. В XVIII веке быть в ложе — значит иметь грандиозное влияние и связи.
Но однажды беззаботная жизнь детектива-масона-шарлатана омрачается неприятным событием: матушка Луи отправляется на очередное собрание ложи и пропадает. Произойти оно должно было в поместье на удаленном скалистом острове. Сам хозяин поместья обеспокоен странным поведением Сары де Рише и посылает письмо ее сыну с просьбой разобраться в этой истории.
Луи, который, в отличие от матушки, стоит в ордене не на самой высокой ступени, досрочно попадает в элиту элит. Порочнейшие и влиятельнейшие персоны: Вашингтон, молодой и пока никому не известный Наполеон, а также наместник Папы римского, министры и прочая подобная публика — настоящая мечта бомбиста-анархиста.
В роли Луи де Рише вы должны как можно быстрее освоиться в этом гадюшнике и попутно вести тайное расследование, пытаясь выяснить, куда запропастилась ваша maman и что вообще здесь творится. Как и положено в хорошей игре, нацеленной на реиграбельность, история оказывается многослойной и по ходу первого прохождения вам удастся узнать дай бог если половину всего сюжета.
Детектив, оккультист или политик —
ролевые элементы в The Council
В сюжете The Council есть три переплетающихся слоя: политический, детективный и оккультный. Вы погрузитесь в каждый из них, но значительная часть истории все равно ускользнет от вашего взгляда. Впрочем, так и задумано.
И вот здесь свою ключевую роль играет главное отличие The Council от игр Telltale: ролевые элементы. Луи не может знать все и подмечать каждую деталь во время расследования, поэтому ему придется сконцентрироваться на какой-то ветке умений: политика, детективное дело или оккультизм, хотя никто не мешает вам совместить их, сделав, к примеру, оккультного детектива.
Как это выглядит на практике? В игре есть два режима: детективный, в котором вы бродите по поместью и ищете улики, и социальный. С первым все в целом ясно, а второй заслуживает отдельного внимания. Луи вынужден постоянно общаться с другими гостями поместья — иногда с глазу на глаз, иногда сразу с целой компанией. Иногда это светский треп, во время которого вы можете случайно выудить какую-то информацию, иногда — настоящая полемика. Здесь она даже носит название «словесной дуэли».
Словесная дуэль потребует от вас сообразительности, смекалки и развития навыков. Обрушивая на оппонента шквал обвинений, лжи, лести или логических доводов вы можете или склонить его на свою сторону, или уличить во лжи, или провалить все и навсегда испортить отношения. Каждый персонаж имеет свои слабости и сильные стороны: кто-то теряется в фактах, кого-то легко сбить с толку лестью или угрозами, кого-то лучше шантажировать.
Для успеха в словесных дуэлях и расследовании вам будет требоваться развитие навыков. В этом смысле игра постоянно заставляет вас чувствовать себя идиотом. К примеру, я сильно раскачал навыки детектива — мой персонаж легко ищет улики, блестяще «грузит» собеседника логикой и фактами и вообще ведет себя как крутой прожженный комиссар. Но когда дело касается светских бесед и коммуникации — мой Луи оказывается просто дуб дубом. Он не знает иностранных языков, у него плохо с эрудицией и этикетом. Его знания политических тонкостей — на уровне обывателя. Остальные персонажи по праву считают его косноязычным дуболомом.
То же касается оккультизма. Не прокачав эту ветку, я не могу взламывать замки, манипулировать людьми (что-то вроде гипноза) и совершенно не понимаю, что значат оккультные символы. Попадись мне в руки Святой Грааль — приму за ночную вазу и отброшу в сторону.
И наоборот: можно представить героя, раскачанного как политика-оккультиста. Он — острослов и полемист, лестью и знанием этикета способный выудить информацию даже из Наполеона, а масонские знания позволят ему понять, что за потусторонняя дрянь творится в стенах этого поместья. Однако в том, что касается улик, он будет полнейшим идиотом — значительная часть именно детективной истории уплывет от вас навсегда. Придется переигрывать!
Чем плох The Council?
Субъективно, The Council — чуть ли не главное открытие года, на одном уровне с Kingdom Come. Здесь есть весьма неглупый детективно-политический сюжет, рассчитанный на тех, кто любит строить догадки и ломать голову. А местный симулятор полемики и допросов вообще можно было выпустить отдельной игрой — настолько он хорош сам по себе.
Но The Council имеет ряд явных минусов. На данный момент вышел только первый эпизод из пяти. Однако в Steam вас вынуждают заплатить больше тысячи рублей за все эпизоды разом (а что, если они так и не выйдут, как это было с Blues and Bullets?). Хотя на консолях все проще: с вас возьмут деньги только за первую часть. Другая проблема — оптимизация. Игра действительно красива, но только для тех, кто может похвастаться мощным ПК. Для всех остальных ее эстетические качества будут колебаться от «довольно приятно» до «как это вообще способно жрать столько ресурсов?».
В итоге The Council — многообещающая игра, которую хочется назвать «Telltale-образной» только из-за нехватки примеров. Она самобытна, построена на простом, но отлично работающем симуляторе допросов и подковерных интриг, в ней есть небанальный сюжет и реальная вариативность. Но все это портят две вещи: оптимизация и страх за продолжение. Первый эпизод — отличный. Нам дают хороший детективный пролог, который задает массу любопытных вопросов. Но вот как на них ответят в следующих четырех частях и не скомкают ли сюжет — пока неизвестно.