В 2013 году Outlast качественно подхватила идею «Амнезии» с беспомощным героем, прячущимся от «монстров» в шкафах, и поместила её в собственный, слегка трешовый сеттинг. Заменить готику на ультранасилие, а давящий замок на «современную» психушку — оказалось, что это отличная идея! Но можно ли то же сказать об идее превратить одиночный хоррор в кооперативную сессионку?
Чем именно цепляет Outlast?
Самое важное: ультранасилие. Не бессмысленное, но точно беспощадное. Outlast — это «Пила» плюс фильмы Роба Зомби. Серия выкручивает всю возможную грязь и натуралистичность хорроров на максимум, добавляя каплю абсурда. Не зря же первая часть запомнилась не только намотанными вообще на всё кишками, но и попытками главного героя спрятаться от двух огромных голых мужиков, списанных с Дресси и Кэйси.
Почти столь же важное: запутанный сюжет и глубокий лор. Мы, вроде, от культистов в лесу прячемся, или в шкафах шкеримся от пациентов психиатрической лечебницы, а на самом деле под ногами уходящий в бесконечность бэк про корпорацию «Меркофф» и её эксперименты. Реально жуткие! А во второй части и ещё околорелигиозная философия на грани. Копаться в этом — увлекательно. Кстати, даже не играя в игру.
Ну и картинка, конечно же. Серия умеет показать ужасные вещи очень красиво. Так расставить и осветить сцену, что оторвать взгляд невозможно, хотя по идее надо бы ужасаться и скорее бежать дальше.
В The Outlast Trials есть только ультранасилие
Но оказалось, без сюжета оно не особо-то работает. История Trials состоит только из завязки. Времена холодной войны (предположительно, 50-е или 70-е), вы — безымянный бомж с улицы — участвуете в безумных экспериментах «Меркофф». Вас заставят носиться по собранным чёрт знает где локациям и делать ужасные вещи, например, копаться в трупах и кидать людей в дробилки — типичная Outlast. Ну и выжить было бы неплохо — по «декорациям» бродят маньяки, жертвы предыдущего неудачного эксперимента.
Забавно, что в The Outlast Trials Есть персонажи, есть вполне себе осязаемый главный антагонист и враги помельче, есть даже финал. Но истории нет. Вместо неё — только записки и прочие бумажки, ещё сильнее расширяющие лор серии. Покопаться есть в чём, но без центральной истории это делать уже не так интересно.
Визуально The Outlast Trials не срамит имя серии, но у неё своя атмосфера
В кооперативной Outlast нет тронутой хаосом строгости из первой части, или извращённой сатанинской красоты из второй. Локации в Trials напоминают, скорее, уровни из Condemned — очень детальные, запутанные, даже по своему красивые, но помойки. В этом куда больше хаоса и панка, особенно учитывая, что и врагов по уровням ходит куда больше, чем в одиночных выпусках серии.
Маньяки на этих картах тоже хаотичны и эклектичны. Особенно интересны повёрнутая на чревовещании Матушка Гусберри, и «коп-извращенец» Лиланд Койл. У этой парочки и лор есть, и визуально они достаточно яркие — запросто могли бы стать главными злодеями и в одиночной Outlast.
Но и помимо них есть интересные персонажи, особенно хотелось бы выделить «пушера», который накуривает героя газом, после чего случается приход во время которого за тобой гоняется какая-то жуть по имени Скиннермэн — самый криповый монстр игры. Правда, если в облике Койла и Гусберри ещё угадываются мотивы Outlast, то прочие психопаты, скорее, напоминают о сюрреалистических штуках вроде The Suffering или The Evil Within. Неплохо! Но своя атмосфера.
Однако кооперативная сессионка — это кооперативная сессионка
Карты — это именно карты, на которые мы раз за разом устраиваем вылазки. Простецкие задания и ситуации быстро начинают повторяться. Пряток в сравнении с одиночными выпусками слишком много и они довольно скоро начинают раздражать. Особенно на высокой сложности — там врагов становится до смешного много. Механики Outlast новая игра превращает в аттракцион. Ужасы она превращает в рутину. В первые часа, играя в соло, кажется, что Trials ощущается не хуже одиночных частей. Но иллюзия быстро развеивается.
Ну а в коопе, естественно, никаких ужасов нет. Все смеются и швыряются в маньяков бутылками. Жуткий сеттинг игры превращается в комедию. А играть нужно именно так, потому что в соло некоторые задания могут довести до нервного срыва. Они рассчитаны на кооп, хоть разработчики и говорят о возможности соло-прохождения. Например, вам нужно минуту держать рубильник, но игра в этот момент врубает скрипт и направляет к вас сразу двух врагов. Представили, насколько это весело в одиночку? А вот в коопе играть в The Outlast Trials исключительно весело. Но в какую игру в компании друзей играть не весело?
Если оценивать The Outlast Trials как онлайн-игру — это успех. Контента в ней уже часов на 30, несмотря на то, что игра пока в раннем доступе. Потом надоедает, но это разве мало? Косметики достаточно, прокачка есть, армрестлинг в лобби — вообще кайф, играть весело.
Но смотреть на The Outlast Trials как на хоррор или полноценную новую часть Outlast (а вторая вышла шесть лет назад, так что заждались) точно не стоит. Какие-то отголоски прошлого серии в ней есть, но они не утолят голод, а только раззадорят аппетит. Впрочем, к финальном релизу всё может поменяться. Но вряд ли.