О The Witness не хочется рассказывать как просто об очередной игре, которую мы рекомендуем понажимать на выходных. После открытия всех концовок и львиной доли скрытых секретов она видится скорее как мощный философский посыл и выражение мировосприятия ее создателя Джонатана Блоу, автора не менее впечатляющего высказывания — платформера Braid 2008 года. Тогда лейтмотивом игры было время; сейчас разработчик коснулся куда более глубоких вопросов — постижения сложного через простое, познания Бога и себя через науку и творчество.
Концептуально все просто: по миру разбросаны терминалы с головоломками, в которых необходимо провести линию из начальной точки в конечную с соблюдением некоторых условий. Секрет же скрыт в том, как вы дойдете до понимания решения загадки. Подсказкой может служить все что угодно: странно падающая тень, отблеск солнца, пение птиц, иногда же надо просто использовать логику или, реже, метод научного тыка. Как только вы поймете принцип и станете решать задачки бегло, обязательно появится дополнительное условие, которое поставит все с ног на голову.
Посредством загадок и окружающего пейзажа игра предлагает вам исполнить роли представителей различных профессий. В один момент вы пытливый археолог,который пробирается внутрь пирамиды в пустыне, в другой — художник, рисующий на берегу моря, затем — монах в храме, наблюдающий за ростом деревьев. Список далеко не полный; в процессе прохождения предстоит принять обязанности орнитолога, ботаника, путешественника и выступить во многих других ипостасях. Пройдя этот путь, откроется дорога на самую высокую гору острова, где и произойдет кульминация, объясняющая, что объединяет всех этих людей.
Сначала открытый мир кажется ненужным излишеством, но только до того момента, как пытливый взор не подметит в обычном пейзаже наличие некой структуры. Тут облака принимают вид линии, здесь скалы выглядят как-то необычно. Каждая такая находка сопровождается мощным озарением, на смену которому приходит состояние легкой эйфории первооткрывателя.
Время от времени в потаенных уголках острова вы будете находить аудиозаписи с цитатами различных прогрессивных умов своего времени, которые поначалу кажутся потоком бессвязной информации, однако позже, когда посыл автора станет более очевиден, дополняют картину мира и даже заставляют пересмотреть некоторые свои убеждения. Поверьте, вы будете переслушивать эти пленки по много раз. Тут, правда, стоит оговориться, что для понимания многих моментов необходим развитый кругозор и определенный жизненный опыт — иными словами, если до выхода The Witness вашим основным занятием было играние в игры, то извините.
Интересна и поднятая тема связи науки и религии (в частности, дзен-буддизма, последователем которого, я уверен, является создатель игры Джонатан Блоу), их общих целей. Знали ли вы, что Альберт Эйнштейн был глубоко религиозным человеком? А то, что существует множество трудов, рассматривающих дзен и физику как части единой концепции? The Witness будет об этом напоминать. В определенный момент вы обязательно задумаетесь: «Может быть, я не просто разгадываю головоломки? Может ли это быть частью чего-то большего?».
«В Японии есть две крупные школы дзен: Риндзай и Сото. Обе стремятся увидеть мир непосредственно, однако их подходы различаются. В школе Сото делается упор на мирном созерцании в сидячем положении, при этом мыслям не уделяется никакого внимания. В школе Риндзай, наоборот, призывают размышлять над задачами, не имеющими логического решения. Эти задачи называются коанами.
Некоторые представлены просто вопросами. Например: «Когда твой мозг не размышляет о дуализме добра и зла, как выглядит твое лицо до твоего рождения?». Другие же имеют форму «вопрос-ответ»: «Что есть Будда?». Ответ: «Килограмм льна». Их функция – обеспечить интеллектуальное потрясение, призванное помочь личности выйти за рамки слов и разума, и достичь переживания истинной природы – сатори. Дзен отличается от других форм медитации и других школ буддизма тем, что не начинает от тебя нынешнего и ведет к истинному пониманию мира не шаг за шагом. Дзен — не прогрессивная система. Его изучают ради моментов просветления, подобных вспышкам света, когда в разуме происходит короткое замыкание, а барьер, разделяющий личность и реальность, исчезает».
– Дэвид Дарлинг.
С технической точки зрения The Witness выглядит очень достойно; придраться можно разве что к не всегда очевидной последовательности действий для продвижения по уровню и отсутствию музыкального сопровождения. Все-таки под легкий эмбиент решать головоломки и исследовать мир было бы куда приятнее. Однако ругать за это игру — все равно что ругать хорошую книгу за не самую лучшую типографскую краску.
The Witness — гимн человеческой любознательности. Это мудрое, глубокое и законченное произведение в духе Journey и Dear Esther, которое способно не только задать философские вопросы, но и, отчасти, ответить на них. В любом случае, жалеть о потраченном времени вам не придется: решать сотни увлекательных головоломок в красивом открытом мире оказалось необычайно увлекательным занятием.